Третьяковская галерея – внутренний туризм для москвичей и не только 

«Стол» продолжает делать свои предложения для внутреннего туризма. Сегодня у нас тур по Третьяковской галерее 

Фото: Киселев Сергей / АГН

Фото: Киселев Сергей / АГН "Москва"

Фото: Киселев Сергей / АГН "Москва"


Сразу стоит признать – охватить и постичь за одно посещение работы всех художников, находящихся в Третьяковской галерее, не под силу даже самому любопытному посетителю. Но это не значит, что не стоит начинать. 

Для того, чтобы посещение музея было продуктивным и обогатило вас духовно, «Стол» поговорил с историками искусства, которые прекрасно ориентируются в обители  художественных шедевров. Их рекомендации помогут вам найти точку отсчёта для погружения в непознанный мир искусства. 

Александр Михайлович Копировский – искусствовед, кандидат педагогических наук и магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского института предупреждает: «Нельзя рекомендовать сразу что-то объёмное. Поэтому я выделил 12 произведений, каждое из которых предназначено для отдельного посещения. Вначале важно просто посмотреть на них, причём в любом порядке. И не нужно прежде читать что-то специальное о картине или скульптуре. Читать будете потом. Ведь даже если покажется, что вы всё знаете о произведении и его авторе, всё равно вы будете стоять перед тайной. О ней нужно спокойно размышлять, тогда она может открыться с неожиданной стороны. А осмысленное, неторопливое, самостоятельное посещение музея ради одной работы позволит гораздо лучше запомнить и её детали, и образ в целом. Потом вы о них будете думать дома и на улице, что-то новое открывая в них мысленно. И, наконец, приходить к ним уже как к старым знакомым, может быть, даже друзьям. А о своих друзьях читать всегда интересно». 

12 картин для 12 походов в Третьяковскую галерею от Александра Копировского 

1.     Икона Владимирской Божией Матери (в храме свт. Николая в Толмачах при ГТГ)

Икона «Богоматерь Владимирска». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Икона «Богоматерь Владимирска». Фото: Государственная Третьяковская галерея

2.     «Святая Троица» Андрея Рублева

Икона А. Рублева «Святая Троица». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Икона А. Рублева «Святая Троица». Фото: Государственная Третьяковская галерея

3.     Федор Рокотов. «Портрет Струйской»

Картина Ф. Рокотова «Портрет Струйской». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина Ф. Рокотова «Портрет Струйской». Фото: Государственная Третьяковская галерея

4.     Орест Кипренский. «Портрет Пушкина»

Картина О. Кипренского «Портрет Пушкина». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина О. Кипренского «Портрет Пушкина». Фото: Государственная Третьяковская галерея

5.     Александр Иванов. «Явление Мессии» («Явление Христа народу»)

Картина А. Иванова «Явление Христа народу». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Картина А. Иванова «Явление Христа народу». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"

6.     Иван Крамской. «Христос в пустыне»

Картина И. Крамского «Христос в пустыне». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Картина И. Крамского «Христос в пустыне». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"

7.     Михаил Врубель. «Демон (сидящий)»

Картина М. Врубеля «Демон (сидящий)». Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"
Картина М. Врубеля «Демон (сидящий)». Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

8.     Василий Суриков. «Боярыня Морозова»

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"

9.     Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Зыков Кирилл / АГН "Москва"
Картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Зыков Кирилл / АГН "Москва"

10.  Илья Репин. «Портрет Мусоргского» (или Стрепетовой)

Картина И. Репина «Портрет Мусоргского». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Картина И. Репина «Портрет Мусоргского». Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"

11.  Исаак Левитан. «Над вечным покоем»

Картина И. Левитана «Над вечным покоем». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина И. Левитана «Над вечным покоем». Фото: Государственная Третьяковская галерея

12.  Валентин Серов. «Девочка с персиками».

Картина В. Серова «Девочка с персиками». Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"
Картина В. Серова «Девочка с персиками». Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

***

Софья Горбачёва – историк искусства, сотрудник Третьяковской галереи замечает, что по мере прохождения залов у некоторых посетителей начинает теряться фокус внимания. Обычно в связи с этим советуют возвращаться в большие музеи несколько раз либо идти к конкретным художникам и интересующим периодам, либо выбирать определённые маршруты. Она предлагает сфокусироваться: «Основными точками станут христианские сюжеты, через призму которых можно понять, как менялось восприятие религиозного во второй половине XIX века в художественной среде». 

Софья Горбачёва и её подборка картин на христианские сюжеты в Третьяковской галерее: 

  1. Александр Иванов. Этюды к картине «Явление Христа народу». Зал 10

    Эскиз А. Иванова «Явление Христа народу». Фото: Государственная Третьяковская галерея
    Эскиз А. Иванова «Явление Христа народу». Фото: Государственная Третьяковская галерея

     

«Масштабную картину Иванова “Явление Христа” знают многие, и пройти мимо неё в залах Третьяковки практически невозможно. Она захватывает внимание молниеносно. Иванов работал над “Явлением” около 30 лет: окружившие его работы – это часть многолетнего поиска мотивов и образов, приоткрывающих завесу тайны, как работал мастер».  

  1. Иван Крамской. «Христос в пустыне». 1872 год. Зал 20.

«Создать картину на христианский сюжет, соразмерную не только физическим, но и философским масштабам “Явления Христа” Иванова, стало одной из задач художников следующего поколения – передвижников. Иван Крамской, один из лидеров и идеологов этого движения, смог приблизиться к сакральной миссии предшественника в своей картине “Христос в пустыне”. Он изображает Христа в момент максимальной концентрации, где сложный мыслительный процесс о проблеме нравственного выбора сковывает всё тело – вплоть до рук, сжатых крепко в замок. В этом образе каждый может отрефлексировать состояние Христа, погружаясь вместе с ним в собственные мысли».  

  1. Николай Ге. «Голгофа». 1893. Зал 31

    Картина Н. Ге «Голгофа». Фото: Государственная Третьяковская галерея
    Картина Н. Ге «Голгофа». Фото: Государственная Третьяковская галерея

     

«Если Иван Крамской только частично приблизился к созданию более эмоционального и человеческого образа Христа, то Николай Ге совершил настоящую революцию – его Христос наделён сложными, порой противоречивыми человеческими эмоциями и чувствами.  Перед “Голгофой” мы не рефлексируем как перед картиной Крамского “Христос в пустыне”: мы начинаем резонировать вместе с ожившим, будто бы вибрирующим перед нами произведением, поднимающим за счёт всей совокупности художественных приёмов вопросы о жизни и смерти”. 

  1.  Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Зал 32–34.

Хотя «Демон сидящий» был создан чуть раньше картины Николая Ге, он всё же принадлежит следующему этапу – символизму. В подобном восприятии, выходящим за традиционные рамки, Демон становится воплощением мечущегося Духа, который способен погрузиться в столь же сложные и философские мысли, что и Христос: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте). Михаил Врубель становится тем переходным мостом к новому веку, где художники продолжат осмыслять экзистенциальные темы, но уже в совершенно новых образах и техниках”.  

***

Софья Шадрина – историк искусства, лектор, преподаватель, экскурсовод сделала свои предложения, с чего начать изучение Третьяковки. 

  1. Исаак Левитан. «Над вечным покоем»

«Несмотря на то, что Левитана прежде всего считают реалистом, здесь он выходит за рамки передвижнического пейзажа. Манера тяготеет к плоскостности, где важен  силуэт и контур, а сюжет рассматривает “отношение человеческого бытия к вечной жизни природы”, как писал искусствовед А. Фёдоров-Давыдов». 

  1. Илья Репин.  «Портрет композитора М. П. Мусоргского»

«Когда мы говорим о портрете как жанре, часто мы не отдаём себе отчёт в том, что не каждый портрет – изображение именно личности, а не профессии, статуса, некоего идеала или типажа. Репин один из первых в русском искусстве приходит к портрету-личности, психологическому портрету». 

  1. Федор Рокотов. «Портрет А. П.  Струйской» 

«Рокотов, художник второй половины XVIII века, был чуть ли не первым, кто изменил правила игры в паре художник-заказчик. Теперь художник диктует условия, а лично к Рокотову выстраивается очередь за камерным портретом. В этом портрете Рокотов великолепно владеет кистью, мазком, где-то он сглажен и практически незаметен, но отсветы платья и морщинки под глазами выписаны практически графично». 

  1. Валентин Серов. «Похищение Европы» 

    Картина В. Серова «Похищение Европы». Фото: Государственная Третьяковская галерея
    Картина В. Серова «Похищение Европы». Фото: Государственная Третьяковская галерея

     

«Европа» воскрешает давно забытые воспоминания об архаической Греции.  Вытянутое спокойное лицо, лёгкая улыбка, убранные в косы волосы и миндалевидные глаза. Всё остальное пространство – плоскостно, это именно тот переход к модерну, где работает линия, силуэт и пятно, а не объем, пластика, свет и воздух. 

Читайте также