Мадонна-мусульманка

Разрешены ли изображения в исламе? Историк и религиовед Алексей Журавский утверждает, что не только разрешены, но и поощрялись халифами. Удивительно, что в средневековых исламских манускриптах можно встретить миниатюры с Благовещением, Нагорной проповедью и даже Тайной вечерей

Паломники во время хаджа совершают обход вокруг Каабы в мечете Месжид аль-Харам в Мекке. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Пересказ лекции по мусульманскому искусству, прочитанной на дне открытых дверей факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института кандидатом исторических наук Алексеем Журавским

При подходе к той или иной религии важно преодолеть стереотипы, сложившиеся в течение многих веков. С одной стороны, ислам очень близок к христианству: это тоже монотеистическая и авраамическая религия. Мусульмане тоже верят в Единого Бога и считают ислам религией Откровения. С другой стороны, присутствует масса непохожестей и инаковостей. 

Вплоть до начала XX века среди образованных европейцев жил миф, что у мусульман нет изобразительного искусства. Есть такой стереотип, что Коран запрещает изображение форм. До начала XX века это была широко распространённая точка зрения, при том что в Коране нет ни одного стиха, из которого можно было бы сделать такой вывод. В хадисах (рассказах о словах и действиях Мухаммада) есть осуждение изобразительного искусства, но никак не его запрещение. Важно понять, как именно оно осуждается. Есть хадис, где Мухаммад сказал: «В день Страшного Суда Бог накажет художников, творцов образов, потребовав от них невозможного – оживить свои творения». То есть Бог накажет их не за изображение, а за надменную попытку подражать создателю. 

Есть другой хадис, где рассказывается, как один персидский художник спросил дядю Мухаммада Ибн Аббаса, можно ли ему делать изображения, продолжать быть художником? На что Ибн Аббас ответил: «Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они походили на цветы». Мы не видим прямого запрета, но видим намерение лишить жизни преходящие формы. Постоянство присуще только Богу, всё остальное подвержено разрушению. Стремиться это как-то зафиксировать – уже грех, в этом случае ты идёшь против Бога. Изображение должно быть условным: художник не должен быть Пигмалионом, если предельно упростить. О том, что изображение в исламской культуре возможно, свидетельствует хотя бы мусульманская миниатюра, которая есть не только в Шиизме (Иране). Есть ещё арабская (багдадская) миниатюра.

Багдадская миниатюра. Войско, собирающееся в поход. 1237 год. Фото: Bibliothèque nationale de France
Осада Багдада войсками Хулагу из «Собрания летописей» Рашида ад-Дина. XIV век. Фото: Staatsbibliothek zu Berlin
Бехзад. Похоронная процессия. Миниатюра из «Мантик ат-Тайр» Аттара. 1487 год. Фото: The Metropolitan Museum of Art
Исфаханская школа. Риза-йи‘Аббаси. Пиршество на лоне природы. 1612 год. Фото: Государственный Эрмитаж
Миниатюра XIV–XV веков: наследники монголов. Охота. Правая часть фронтисписа поэмы Фирдоуси «Шахнаме». 1333 год. Фото: Российская национальная библиотека

На что действительно в Исламе существует запрет, так это на изображения внутри мечети: там допустимы только орнамент и каллиграфические цитаты Корана. Поэтому орнаменты имеют такую популярность в исламе. Коран иллюстрировать нельзя. Однако коранические сюжеты затрагивались в других произведениях: в поэмах, в эпосе. В поэме великого Фирдоуси «Шахнаме»  (эпос иранских народов) очень много эпизодов из Корана приводится в стихотворной форме. «Шахнаме» иллюстрировать было можно. Халифы и султаны всячески поощряли иллюстрацию поэм. Так появляется религиозная миниатюра.

Мухаммад. Монах Бахира признает будущего пророка. Тибриз, 1307 год. Фото: Библиотека Эдинбургского университета
Мухаммад на горе Хира близ Мекки получает через Гавриила первое откровение. Фото: Библиотека Эдинбургского университета
Пророк Мухаммед на Бураке пролетает над Каабой. Герат, 1494–1495 годы. Фото: Британский музей
Мухаммад и Гавриил беседуют с Авраамом (слева на лестнице). Персидская миниатюра XV в. Фото: Universidad Complutense Madrid
Мухаммад и Гавриил встречаются с пророками Измаилом, Исааком и Лотом (кто четвёртый – неясно). Герат, Афганистан, 1436 г.. Фото: Bibliothèque nationale de France

12-й слайд. Мухаммад во время мираджа предстоит на молитве пророков 

Благовещение. Марьям и Джибрил. Миниатюра из манускрипта XVI века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973 – ок. 1050). Марьям – единственная женщина в Коране. Фото: Aliah Schleifer / Издательство Fons Vitae
Мусульманский вариант Мадонны с младенцем. XVI в. Фаль-наме (Книга гаданий). Фото: sothebys.com
Мария и Иисус. Персидская миниатюра. Фото: Wikipedia

 

Мессия Иисус. Фото: © National Library of France
Миниатюра с двумя сюжетами: Мария с младенцем и Нагорная проповедь пророка Исы. Фото: Wikipedia

Читайте также
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ