Пожар в Кемерово: почему это случилось

Журналисты «Стола» поговорили со специалистами о причинах трагедии и о том, насколько профессионально действовали пожарные, спасатели и сотрудники центра

Фото: Александр Кружев / РИА Новости

Фото: Александр Кружев / РИА Новости

Анатолий Зарывных, генеральный  директор компании «Канаб групп», специализирующейся на системах видеонаблюдения и безопасности:

– Трагедия произошла из-за глобальной коррупции в системе МЧС и руководстве города и региона. У нас почему-то так сложилось, что на системах безопасности экономят деньги: дохода они не приносят, а расходы большие. Надзорные органы, в свою очередь, предпочитают улучшать личное финансовое положение, вместо того чтобы выдавать предписания и требовать их выполнения. Я почти уверен, что в этом ТЦ бывала обслуживающая организация, которая не раз говорила его руководству о неисправности противопожарной системы. На что последние, а точнее, собственники, говорили, что денег нет, но давай, мол, как-нибудь подпишем и сдадим акты в МЧС – и всё будет о,кей. За эту халатность мы платим человеческими жизнями. Но это проблема не только МЧС, это проблема всей структуры власти.

Татьяна Алелуева, сотрудник МЧС:

– Обидно за наших коллег в Кемерово: из кожи вон лезут, работают, а люди говорят, что они «стоят и ничего не делают». Это слова одного из пострадавших, который потерял в пожаре свою дочь. Лично мне кажется, что эта речь на митинге – провокация. Невозможно, чтобы пожарные в самом эпицентре пожара стояли спокойно и ничего не делали. Надоело каждый раз читать комментарии про то, «какие нелюди, бездари в МЧС работают» и – самое ужасное – «чтобы у вас у самих дети сгорели». Думаю, ребята-пожарные как раз и будут выставлены теми «козлами отпущения», которые всегда есть в таких трагедиях. Так проще оправдать безалаберность тех, кто действительно виноват.

Владимир Нортышев, сотрудник МЧС, о том, что делать, чтобы такого больше не произошло:

– Нужно вернуть приёмку зданий: мы единственная страна, которая исключила пожарную инспекцию из приемки; вернуть надзор за проектными организациями: нынешний проектировщик не знает, чем отличается «степень огнестойкости» от «предела огнестойкости»; отменить расчёты пожарных рисков, которые дают возможность не выполнять требований пожарной безопасности и которые ГПН не имеет права проверять; экспертизу проектной документации вернуть в государственное подчинение, а именно – под контроль федеральных органов (сейчас план на ввод жилых и торговых площадей в эксплуатацию у губернатора и экспертиза тоже под ним); вернуть в МЧС специалистов различного профиля, а то взяли моду комплектовать только из вузов МЧС (там сейчас учат только тушить и риски считать), а строители, а гидротехники, а связисты? Где потом взять этих специалистов?

Сотрудник пожарной охраны МЧС во время тушения пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово. Фото : Александр Кряжев. РИА Новости

Сергей Белоус, начальник караула Восьмой государственной пожарно-спасательной части г. Харькова о возможных причинах пожара в ТЦ «Зимняя вишня»:

– Полы, стены и потолки ТЦ были отделаны горючими материалами: пластиком, пенополиуретанами, тканями и плёнками, которые при горении выделяют очень токсичный дым. В его составе не только угарный газ, но и другие химические соединения, приводящие к летальному исходу даже в небольших дозах.

Сложность планировки ТЦ не могла обеспечить чёткого и простого порядка эвакуации людей при пожаре. Важно отметить, что лифты не являются путями эвакуации, так как в результате пожара возможно отключение электричества.

О компетенции персонала в вопросах пожарной безопасности и говорить нечего: охрана отключила систему оповещения «для избегания паники», люди узнавали о пожаре по шуму, крикам!

Пожарный инспектор, который проверяет и ведёт объект, возможно, вёл наблюдательное дело только у себя в кабинете, даже не выходя на него, потому что сверху сказали: там всё в порядке.

Автоматическая пожарная сигнализация и установки пожаротушения были в нерабочем состоянии с 19 марта, и сомневаюсь, что кто-то собирался исправлять ситуацию.

Об ошибках во время тушения пожара и эвакуации людей:

– Не смогли наладить дымоудаление по специальным каналам, так как не работала эта система, а количество окон, которые могли бы открыть или разбить, для этого крайне мало; между тем пламя распространялось с большой скоростью с выделением большого объёма продуктов горения, даже в огромных коридорах видимость падала до нуля за 7–10 секунд!

Сотрудники охраны по каким-то причинам не пускали людей на запасные лестничные марши – это бесчеловечно! – и при этом не давали чётких указаний о других путях эвакуации.

Двери на других путях эвакуации были закрыты, их пришлось ломать, много погибших находили именно там.

Фото: Николай Хижняк. РИА Новости

 

Читайте также