Изменник, шпион или дезертир?

Перед уходом на летние каникулы Госдума успела принять в первом чтении законопроект, предлагающий дополнить статьи уголовного и уголовно-процессуального кодекса об измене и шпионаже. «Стол» выяснил, чего ждать от этих изменений


Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Принятый в первом чтении законопроект предлагает сразу несколько новых составов преступления: 

– за участие граждан РФ или проживающих на территории РФ граждан в боевых вооружённых нападениях против Российской Федерации; 

– за конфиденциальное сотрудничество граждан со спецслужбами иностранных государств; 

– за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, а также за воспрепятствование обеспечению полномочий органов власти по обеспечению безопасности РФ. 

В целом, как говорят сами законотворцы в пояснительной записке, все принимаемые меры будут помогать эффективнее выявлять, предупреждать и пресекать преступную деятельность, связанную с подрывом конституционного строя страны.  

Дополнения вносятся в редко изменяемые статьи Уголовного кодекса «Государственная измена» и «Шпионаж», последний раз они редактировались в 2012 году.

Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечает, что изменения в статью «О государственной измене» касаются любых физических лиц.

Павел Чиков. Фото: president-sovet.ru
Павел Чиков. Фото: president-sovet.ru

Государственная измена представляет собой передачу гражданином страны сведений за рубеж. Эти сведения могут быть как государственной тайной, так и информацией иного рода, угрожающей безопасности страны. Юрист отмечает, что за последние 11 лет по статье «Государственная измена» осудили ровно 100 человек, и на это число не приходится ни одного оправданного. 

Новые поправки вводят ещё один состав преступления, когда участие в военных действиях на стороне противника является для граждан не государственной изменой, а «организацией незаконного вооружённого формирования или участия в нём», то есть наказание будет уже по другой статье Уголовного кодекса РФ. 

«Статья о государственной измене более тяжкая, – поясняет Чиков, – а вот статья по организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём обычно применялась для участников НВФ (Народного военного фронта) на Северном Кавказе и позже в Сирии. Теперь её будут применять к участникам вооружённых действий в Украине». 

Это значит, что не любое участие в боевых действия, как об этом пишут СМИ, будет равняться государственной измене. Государственная измена ко всему прочему всегда связана с передачей информации, направленной против безопасности государства. 

Предлагаются изменения в ещё одну редко изменяемую статью – о шпионаже. Шпион – иностранный гражданин, который работает со сведениями о стране, собирает и передаёт их зарубежным представителям либо просто в их интересах, либо непосредственно по их заказу. Теперь состав преступления дополняется сбором сведений, которые могут быть использованы против «Вооружённых сил РФ и органов РФ в условиях вооружённого конфликта или конфликта с применением вооружённой техники».  

В законопроекте также идёт речь о дезертирстве. Чиков напоминает: «Суть дезертирства совершенно другая, она направлена именно на военнослужащих. Это неявка, оставление службы, уклонение, но не переход к врагу». 

Интересным и не менее важным нововведением является статья о конфиденциальном сотрудничестве. «Здесь есть грань в том, что достаточно любого контакта “в целях содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ”», – уточняет правозащитник. Это новая статья, которой раньше не было в кодексе. Формулировка звучит настолько широко, что законодатель сам даёт пояснение: речь идёт о тайной связи с органами или организациями иностранного государства, которые осуществляют разведывательную и контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, а также контакт с международной организацией, которая действует в интересах таких органов. 

Интересно, что от такой ответственности можно освободиться, если заранее и своевременно сообщить о том, что конфиденциальное сотрудничество имело место. Своевременность, по всей видимости, предполагает информирование до того, как об этом узнали сами правоохранительные органы страны.  

Ну и, конечно же, призывы. Пожалуй, это самая молодая статья УК. В неё поправки вносились последний раз в 2014 году. Законодатель также не оставил её без внимания и предложил ответственность «за призывы против безопасности» либо «к воспрепятствованию исполнения органами власти полномочий по обеспечению безопасности». Чиков уточняет: «Скорее всего, этот состав будет применяться за публичные призывы к действиям против ФСБ, потому именно органы госбезопасности согласно закону осуществляют полномочия по обеспечению безопасности РФ. Но чтобы делать выводы, нужно будет наблюдать за применением».

Напомним, такие изменения в настоящее время одобрены только в первом чтении, с середины июня законопроект в Государственной Думе пока ещё не рассматривался. 

Читайте также