Охота за головами 

Всё чаще люди науки – учёные, изобретатели, инженеры – становятся бойцами, а то и жертвами научного и технологического противостояния государств. Их обвиняют в шпионаже, государственной измене и сажают в тюрьмы. И не только в России


Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Ещё не успело научное сообщество оправиться от шока, вызванного трагической смертью новосибирского учёного-физика Дмитрия Колкера, взятого прямо с больничной койки под арест по подозрению  в государственной измене, как стало известно, что ещё один новосибирский учёный был обвинён по той же статье и отправлен в «Лефортово».

Анатолий Маслов – 75-летний главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН (ИТПМ), специалист в области динамики вязкого газа.  Его подозревают в передаче КНР сведений, связанных с гиперзвуком, которые относятся к гостайне. 

В последние годы обвинения против учёных, их аресты и даже гибель заметно участились. По данным СМИ, только с 2000-го по 2020 год уголовному преследованию и арестам по статьям 275 УК «Госизмена», 283 УК «Разглашение гостайны» и 283.1 УК «Получение незаконного доступа к гостайне», а также «Контрабанда» и «Растрата» подверглись свыше 30 российских учёных.  За последние два года список «учёных-шпионов» существенно пополнился.

Так, в декабре 2020 года в Москве по обвинению в госизмене арестовали Анатолия Губанова. Учёный-физик из ЦАГИ занимался высокоскоростными летательными аппаратами, его деятельность была абсолютно публичной. Он автор 119 научных работ на русском и английском языках.

Анатолий Губанов. Фото: tsagi.ru
Анатолий Губанов. Фото: tsagi.ru

В апреле 2021 года в Москве арестовали учёного из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) профессора Валерия Голубкина. Его научные публикации посвящены конструкциям сверхзвуковых самолётов. Адвокаты учёного уверяют, что он занимался вопросами теоретической физики и доступа к гостайне не имел.

В августе 2021 года арестовали директора петербургского Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем Александра Куранова. 

Увеличивается и градус трагичности этих историй. Потеряв дело всей своей жизни, честное имя, свободу, учёные, большинство из которых далеко не юного возраста, очень быстро теряют и жизненные силы. 

Буквально несколько месяцев назад – 27 апреля – скончался ещё один российский физик. Экс-начальник Центра теплообмена и аэрогазодинамики (ЦТА) Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш) Роман Ковалёв был осуждён в 2020 году на семь лет тюрьмы по обвинению в государственной измене. Он был отпущен по состоянию здоровья и умер спустя две недели. 

Ровно за год до этого – 29 апреля 2021 года – после года, проведённого в СИЗО «Лефортово», умер учитель и коллега Ковалёва выдающийся физик  Виктор Кудрявцев. Ему была вменена передача секретных данных, которые могут быть использованы для создания новых видов вооружения. С брюссельским институтом гидродинамики Von Karman Institute for Fluid Dynamics ЦНИИМаш работал по программе FP7-SPACE, которая была утверждена на правительственном уровне, и отчёты по ней публиковались в открытом доступе. Защитники Кудрявцева отмечали, что к секретным сведениям физик не имел доступа более 20 лет. Тем не менее лауреат премии Правительства Российской Федерации 2003 года «за создание стартового и технологического оборудования ракетно-космического комплекса „Морской старт“», кавалер ордена Дружбы, выдающийся учёный был обвинён в совершении государственной измены  и заключён под стражу по 275-й статье. И это лишь самые громкие процессы последних двух лет.

Виктор Кудрявцев. Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
Виктор Кудрявцев. Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Пугающая особенность сегодняшнего времени в том, что научная шпиономания стала активно развиваться и в других странах: мир вступил в период, когда не ресурсы, а технологии становятся орудием влияния, а их создатели оказались «пушечным мясом». Главным же противником на ближайшие годы выбран Китай, технологические и научные успехи которого, очевидно, грозят оставить сегодняшних лидеров за спиной. 

Незадолго до ареста Колкера (ему не успели предъявить обвинение, но, как говорит его сын, поводом для уголовного дела могли стать лекции, которые тот прочитал в Китае на международной конференции) в Америке был арестован бывший директор Центра электроники высокой плотности Университета Арканзаса (University of Arkansas’ High Density Electronics Center) Саймон Со-Теонг Анг. Американский учёный – разработчик микросхем – оказался в тюрьме за то, что владел патентами на изобретения, зарегистрированными в Китае.

 Конечно, наказание в один год и один день тюрьмы выглядит по сравнению тем, что получили наши учёные, довольно мягким, особенно учитывая, что изначально ему грозило до 20 лет лишения свободы. Но пугает тенденция.

Одно из самых громких дел последнего времени – арест инженера-конструктора Ношира Говадиа, одного из создателей стелс-бомбардировщика B-2 Spirit. Он был осуждён в 2011 году по обвинению в продаже секретной информации Китаю и другим странам и приговорён к 32 годам лишения свободы. 

И, конечно, история великого физика Чжан Шоучэна, покончившего жизнь самоубийством. Американский учёный китайского происхождения был одним из основоположников нового направления физики, лидером среди кандидатов на Нобелевскую премию. В 2013 году он стал сооснователем компании DHVC, которая финансировала технологические стартапы и сотрудничала с Шанхайским венчурным фондом. В 2018 году в отчёте Минюста США она была внесена в число компаний, представляющих угрозу нацбезопасности страны. Официальная версия самоубийства Чжан Шоучэна – бессонница и депрессия, но его коллеги отмечают, что до 2018 года это был на редкость жизнерадостный, активный, целеустремлённый человек. И всё, что с ним произошло после, – результат давления и страха.

Чжан Шоучэн. Фото: Yngweiz/Wikipedia
Чжан Шоучэн. Фото: Yngweiz/Wikipedia

Официально охота на американских учёных, уличённых в сотрудничестве с Китаем, началась с торговой войны, развязанной в 2018 году тогдашним президентом США Дональдом Трампом. 

Но, как считают некоторые эксперты, это лишь предлог: дело тут не в том, что Америка боится, что китайцы украдут какие-то производственные технологии. 

Есть вполне обоснованные опасения, что через несколько лет китайцы вообще перехватят технологическое и научное лидерство в мире. Уже сегодня КНР занимает вторую позицию по науке в целом, в каких-то областях бесспорно лидирует. По прогнозам, через лет 10–15 Китай обгонит США и тем более все остальные страны по всем фронтам.

Особенно сверхдержавы раздражает то, что китайский прорыв произошёл действительно во многом благодаря иностранным специалистам. Большая часть из них – из США (изначально благодаря многочисленной китайской диаспоре). А сегодня в то время, как Россия, США и другие борются со своими же учёными с помощью угроз, запретов и арестов, Китай заманивает их щедрыми грантами, современнейшими лабораториями, прекрасными условиями работы – ведь по финансированию науки КНР сегодня лидирует и пока нуждается в привлечённых специалистах. 


 

Читайте также