Моржи, болото и морошка: в России решили развивать экотуризм

Экотуризм – модное слово, которым не брезгуют как туроператоры, чтобы заманить клиентов посмотреть экзотические места, так и государственные органы, рассказывая о том, что россиянам важно знакомиться с флорой и фауной своей страны. Пока предприниматели предлагают лицезреть медведей и ночевать в эко-отелях, государство разрабатывает новый законопроект об экологическом туризме, «Стол» разбирается, что такое экотуризм на самом деле и что его отличает от обычного туризма

Фото: Zach Betten/Unsplash

Фото: Zach Betten/Unsplash

Природа экотуризма 

Термин «экотуризм» появился ещё в 80-х годах прошлого века и был предложен вовсе не экоактивистом, а экономистом. И именно поэтому суть экотуризма далеко не в том, чтобы посетить дикие места, куда не ступала нога человека. Экотуризм – это хорошо спланированная деятельность, которая приносит деньги жителям в труднодоступных или особых районах, а также обеспечивает сохранение  экосистем. 

Эксперт по заповедному делу Михаил Яблоков поясняет, чем экотуризм отличается от любого другого: он связан с природой (чаще всего это дикая природа или природа особо охраняемых природных территорий); подразумевает минимальное воздействие на окружающую среду; имеет природоохранный эффект; интегрирован в местную экономику – местным жителям должно быть выгодно сохранить свою природу.

Насколько реально выполнить все условия в российских реалиях? Пока туризм в интересных удалённых местах хорошо выглядит в основном на картинках. Часто он заканчивается большими неприятностями для местных и экологическими проблемами. Некоторые ландшафты становятся туристическим местом совершенно произвольно – просто местные жители их облюбовали, а сарафанное радио привлекло новых туристов. Такая история случилась в Иркутской области со скалой Шаманка. Директор по развитию проекта «Большая Байкальская Тропа» Роман Михайлов  отмечает, что местные жители были шокированы, когда толпы туристов начали уничтожение природы в ранее нетронутых местах. Ещё в 2017 году жители жаловались на то, что иероглифы на скалах и фантики от китайских конфет теперь часто элемент прекрасных байкальских ландшафтов.

Скала Шаманка. Фото: Dmitry Sumar/Unsplash
Скала Шаманка. Фото: Dmitry Sumar/Unsplash

Особо охраняемый бизнес

Новости последних месяцев всколыхнули экосообщество тем, что государство напрямую заявило о планах поддерживать строительство туристической инфраструктуры в границах особо охраняемых территорий (ООПТ). Причём в большинстве случаев в анонсах о новом строительстве говорят об экотуризме. Возникает логичный вопрос: действительно ли это экотуризм? Эксперты отмечают, что происходящее – борьба между защитниками природы и бизнесом, которая сейчас оборачивается не в самую лучшую сторону, а понятие «экотуризм», конечно, девальвируется.

– Строительство каких-то капитальных объектов на ООПТ, а это очень значимые места, приводит, конечно, к деградации флоры и фауны, – говорит   Михаил Яблоков. – Весь мировой опыт направлен на то, чтобы такие объекты выносить либо за ООПТ, либо делать в буферной зоне. Либо вообще там, где уже есть какие-то коммуникации, потому что строительство совсем в чистом поле, где все коммуникации только ещё нужно провести, значительно увеличивает стоимость самих инвестиций в объект.

На ПМЭФ в этому году представители Ярославской области под экотуризм подвели идею создать панда-парки, летний аквапарк и банный комплекс. Всё это планируется сделать сейчас в тихих и незастроенных Большесельском и Борисоглебском районах Ярославля. 

Глава города Сочи Алексей Копайгородский в своём интервью заявил, что Сочи разродится новыми объектами, при этом строительство будет экологичным, поскольку коммуникации прячут при строительстве под землю. 

Большинство государственных деятелей, рекламирующих строительство туризма, гордятся тем, что будут создаваться новые рабочие места и поток туристов в различных областях страны увеличится.  Безусловно, как это отразится на ландшафте и на благосостоянии местных жителей – упоминается нечасто. 

 Ураганы и бюрократия 

Если же говорить о настоящем экотуризме, то здесь предприниматели сталкиваются со сложностями на самых разных уровнях. Иногда совсем неожиданных.

– Препятствием для создания экотуризма могут быть сами природные обстоятельства, – рассказывает директор по развитию проекта «Большая Байкальская Тропа» Роман Михайлов. – Например, вы построили глэмпинг без должного планирования, а он оказался на пути миграции птиц или в зоне, где растут краснокнижные виды. Не стоит забывать, что в дикой природе могут происходить стихийные бедствия: ветра, наводнения, нашествие саранчи и всё что угодно. Некоторые места нельзя трогать по культурным или религиозным соображениям.

Роман Михайлов. Фото: greatbaikaltrail.org
Роман Михайлов. Фото: greatbaikaltrail.org

Строительство настоящего экотуризма невозможно без участия местного населения. Михаил Яблоков отмечает, что каких-то специальных разрешений получать от местных жителей для строительства, как правило, не требуется, если с точки зрения закона это строительство вообще возможно.

Получение разрешения на строительство и юридическое оформление экобизнеса остаётся самой большой сложностью.

– Особо охраняемые природные территории находятся в федеральном ведении, и решения по созданию экотуризма принимаются без согласия местных жителей, просто по решению руководства, – говорит Михаил Яблоков.

Но при этом важно, чтобы местные жители могли включиться в процесс. То есть сначала жителей возможно заинтересовать экономически, а затем эта заинтересованность перерастёт в природоохранную, потому что материальная выгода поступает именно за счёт уникальности территорий. 

– Как правило, экотуризм немассовый. Это значит, что человек приезжает приобщиться к культурам, к традиции, – комментирует Михаил Яблоков. Из-за этого, конечно, настоящие экотуры не очень дешёвые, ну и здесь нужен определённый потребитель, потому что условия могут быть не очень, хотя постепенно кто-то для себя именно такой отдых и открывает. 

Роман Михайлов отмечает, что для создания туризма можно уложиться даже в совсем маленький бюджет – например, экотур «Поход выходного дня», когда всем участвующим раздаются пояснения и разъяснения о том, как себя вести. Но есть и другие масштабные проекты, когда строительство из экологичных материалов и надлежащее планирование для минимального антропогенного воздействия может вылететь в копеечку. 

Михаил Яблоков отмечает, что легче заработать деньги просто на классической рекреации, а у экопредпринимателей часто возникает вопрос о том, стать просто домом отдыха или продолжать следовать принципам экотуризма. Но для последнего нужна  движущая сила в виде поддержки руководства ООПТ, если объект находится на ООПТ, например. Часто такой поддержкой может быть НКО. Но дилеммы так или иначе возникают.

Михаил Яблоков. Фото: vk.com/ymike_mail_ru
Михаил Яблоков. Фото: vk.com/ymike_mail_ru

Впрочем, есть в России и положительные примеры – в частности, Байкальский заповедник, который вот уже более 50 лет развивает свою инфраструктуру так, что она отвечает принципам экологического туризма. Или Кенозерский национальный парк и Южно-Камчатский заказник – эти места уже сегодня наиболее близки к понятию экотуризма. 

 

Представляем вашему вниманию 5 экотроп в российских заповедниках и нацпарках, которые стоит посетить (по версии Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF)

 1. Первая в России подводная туристическая экотропа – «парить» над природой

Она находится на территории Алтайского заповедника, начинается в селе Яйлю и ведёт в Телецкое озеро. Этот водоём считается сокровищем Горного Алтая, ведь он самый крупный в регионе. Это единственная в России ООПТ, которая активно развивает и поддерживает дайвинг как направление экологического туризма. На маршруте можно увидеть затонувшую дамбу размером с двухэтажный дом, плавучую метеостанцию и другие объекты. Маршрут займёт не менее трёх часов. «Парящие» в воде дайверы не задевают природные объекты, не вытаптывают дорожки, поэтому не наносят никакого вреда природе.

Телецкое озеро. Фото: Alexandra B/Unsplash
Телецкое озеро. Фото: Alexandra B/Unsplash

2. Экологическая тропа «Дыхание степи» – встретить лошадей Пржевальского

Тропа находится в Предуральской степи Оренбургского заповедника. Она ведёт посетителей к первому в России Центру реинтродукции лошади Пржевальского, где высок шанс встретиться с этими краснокнижными животными на расстоянии 15–20 метров. В заповеднике сегодня проживают 70 особей, а к 2030 году планируется создать полувольную популяцию численностью не менее 100–150 особей. Так получится восстановить исчезнувшие табуны диких лошадей, ещё 200 лет назад свободно бродивших по просторам Оренбуржья. Заплатить за организованную экскурсию в заповеднике – хороший способ поддержать эту программу. Оренбургский заповедник в 2021 году стал победителем конкурса грантов Всемирного фонда дикой природы для заповедников и национальных парков.

Фото:  Ludovic Hirlimann/Wikipedia
Фото:  Ludovic Hirlimann/Wikipedia

3. Экотропа на острове Беринга понаблюдать за морскими млекопитающими с безопасного расстояния

Тропа находится у северо-западного лежбища морских млекопитающих на острове Беринга, что в Командорском заповеднике, Камчатский край. Только такие тропы, где наблюдаешь за животными из укрытия, делают возможным и безопасным наблюдение за морскими млекопитающими. Любой близкий контакт с животными может напугать их и отвлечь от спокойного проживания на побережье. А благодаря сложному маршруту экотропы снижается антропогенная нагрузка на окружающую среду. Тропа была расширена в 2021 году благодаря средствам, собранным фондом в рамках акции «Час Земли 2020».

Фото: vk.com/commanderislands
Фото: vk.com/commanderislands

4. Экотропы в Сихотэ-Алинском заповеднике поддержать амурских тигров

Экотропа «Гора Лысая» находится на вершине одного из хребтов Сихотэ-Алиня, на Дальнем Востоке России. На пути к вершине повсюду можно ощутить присутствие диких животных: следы копытных, тигриные поскребы, кабаньи купалки. Иногда туристы могут встретить и самих обитателей заповедника. Другая тропа, названная в честь этнографа и исследователя Уссурийского края Владимира Арсеньева, открыта при поддержке фонда в 2017 году. Маршрут даёт возможность пройти часть пути экспедиции учёного, которую он совершил в 1906 году по территориям обитания амурского тигра. Для фонда и заповедника эта тропа – шанс собрать дополнительные средства на программу по сохранению редкого хищника, а для туристов – увидеть разнообразную природу Дальнего Востока. Маршрут многодневный.

Гора Лысая. Фото: naturerussia.travel
Гора Лысая. Фото: naturerussia.travel

5. Экотропа «К водопаду Галдоридон» посмотреть природу Кавказа

В конце 2019 года Всемирный фонд дикой природы вместе с партнёрами сделал первую экологическую тропу в нацпарке «Алания», в Северной Осетии. Цель маршрута – показать туристам живописные ландшафты Кавказа и историко-культурное наследие горцев (кошары, старые дороги, каменные ограды), рассказать о редких растениях и животных республики. Участие в создании артобъектов, расположенных на тропе, принимали местные ремесленники. Данный проект несёт как эколого-просветительские цели, так и способствует развитию экономического, рекреационного и природоохранного потенциала благодаря слаженной работе местных властей, жителей района и природоохранной организации, при этом не нанося ущерба природе национального парка.

Нацпарк «Алания». Фото: Вера Тюкалова
Нацпарк «Алания». Фото: Вера Тюкалова

Читайте также