Чего ожидать от сентябрьских выборов?

Региональная кампания 2022 года – первая за последние 30 лет, которая пройдёт в условиях жёсткой цензуры (власть, ведущую специальную военную операцию, критиковать запрещено!). Но, пока в бюллетенях остаётся больше одной графы, выборы будут интересны, уверена редактор «Стола»

Фото: Никеричев Андрей / АГН

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"


Осенние выборы в регионах, о возможной отмене которых много говорили весной, всё же состоятся. Единый день голосования (который в последние годы превратился в «триединый») намечен на 11 сентября. Несмотря на спад эпидемии коронавируса и отмену всех санитарных ограничений, регионам разрешили при желании растягивать голосование на три дня. Эта практика с самого начала вызвала и по-прежнему вызывает много вопросов. В частности, как обеспечить наблюдение за избирательными урнами и бюллетенями ночью, до открытия участков?

Впрочем, по опыту прошлых лет, эта «дыра» в процедуре независимого контроля за выборами оказалась даже не самой скандальной. Наибольший резонанс в прошлом году вызвало совсем уж неподконтрольное для наблюдателей электронное голосование, которое в 2022 году вновь будет использовано – на этот раз уже в семи регионах: в Калининградской, Калужской, Курской, Новгородской, Псковской, Томской, Ярославской областях и в Москве. Та часть процесса, которая уже постфактум была открыта для технически подкованных наблюдателей в 2021 году, подтвердила самые худшие опасения: голосование за так называемых «административных кандидатов» в разных округах Москвы проходило подозрительно синхронно, с перерывом на обед. Это довольно убедительно продемонстрировала кандидат на выборах 2021 года в Госдуму Анастасия Брюханова, победившая на участке и проигравшая по итогам электронного голосования. Выводы команды Брюхановой не были никем опровергнуты, их предпочли просто не заметить.

Будут ли эти выборы такими же горячими, как прошлогодние думские? Все сомнительные нововведения были придуманы исключительно из-за активизации протестных избирателей, которые есть не во всех регионах. Поэтому политологи говорят об электоральных циклах, которые бывают легкими и тяжелыми для власти. 

«Управляемые» регионы

По оценкам политолога Александра Кынева, нынешний электоральный цикл для власти сравнительно лёгкий: три из шести регионов, где в сентябре избирают местные парламенты, по его словам, «абсолютно управляемы». Это Краснодарский край, Пензенская и Саратовская области. В Пензенской области, например, на прошлых выборах «Единая Россия» получила 32 из 36 мест в региональном парламенте, и это ещё «слабый» результат по сравнению с предшествующими выборами.

Непопулярные губернаторы

Губернаторов будут выбирать в 14 регионах. И, несмотря на то что из реальной оппозиции на выборы там никто не рвётся, протестное голосование можно ожидать по крайней мере в трёх субъектах: в Кировской области, республиках Карелия и Марий Эл. О проблемах карельского губернатора Артура Парфенчикова говорят не только независимые политологи, но и приближённые к власти. Считается, что он не смог справиться с социальными проблемами в регионе. Больше всего по репутации Парфенчикова ударил «молочный скандал» – результат неадекватной политики карельского министра сельского хозяйства Владимира Лабинова. Тогда сотрудники Олонецкого молочного комбината публично обратились к президенту с просьбой отправить в отставку губернатора, на которого возложили ответственность за действия министра.

Губернатор Республики Карелия Артур Парфенчиков. Фото: vk.com/aparfenchikov
Губернатор Республики Карелия Артур Парфенчиков. Фото: vk.com/aparfenchikov

От другого непопулярного губернатора – главы республики Марий Эл Александра Евстифеева – Кремль решил избавиться заранее, не дожидаясь выборов. Евстифеев подал в отставку 10 мая, на его место в качестве врио назначен Юрий Зайцев, ранее занимавший должность председателя правительства Калмыкии, он же и пойдёт на выборы как самовыдвиженец.

Не пойдёт на второй срок и губернатор Кировской области Игорь Васильев: как и Евстифеев, он 10 мая подал в отставку, и на его место также прислан «варяг» из центра – Александр Соколов.

Итого: один непопулярный губернатор, который всё же идёт на выборы, и два «варяга», присланные на смену ещё более непопулярным главам регионов. Это обычная схема для губернаторских выборов: считается, что незнакомца воспримут лучше, чем провинившегося «своего». Но уверенности нет, особенно на фоне роста цен, закрытия предприятий и безработицы, вызванных военными событиями и конфронтацией со всем миром. 

Протестные города 

Ещё одной интригой могут стать предстоящие выборы в городские советы. Из 11 городов, где пройдут такие выборы, как минимум четыре имеют репутацию протестных. Это Ярославль, Владивосток, Киров и Барнаул. 

Отдельная история – это Москва, где также  пройдут муниципальные выборы, но только в районные советы. С одной стороны, беспрецедентный успех оппозиции на этих выборах в 2017 году обещает, что и на этот раз скучно не будет. Но – с другой – большинство столичных оппозиционеров эмигрировали или арестованы: в основном из-за своей позиции по поводу военных событий на Украине. Поэтому команд Дмитрия Гудкова, Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов), Ильи Яшина и «Яблока» на этих выборах, вероятнее всего, не будет. 

Но появляются новые лица. В конце мая экс-кандидат в Госдуму от КПРФ Михаил Лобанов и муниципальный депутат района Зюзино Александр Замятин запустили площадку для независимых кандидатов «Выдвижение». Ещё одну платформу – «Штаб кандидатов» – запустила команда бывших «яблочников». Оба проекта собираются помогать кандидатам юридически и информационно. 

Михаил Лобанов и Александр Замятин. Фото: vk.com/mlobanov84
Михаил Лобанов и Александр Замятин. Фото: vk.com/mlobanov84

Почему все эти выборы интересны

Понятное дело, что выборы в РФ – уже давно не про смену власти. Но они интересны тем, что в условиях, когда любая явная форма протеста фактически криминализована, а на вопросы социологов мало кто отвечает честно, выборы – это практически единственный способ узнать, что на самом деле граждане думают о власти. До тех пор, пока в бюллетенях больше одной графы, это возможно. Ведь приход на избирательный участок – самый легальный способ насолить власти, проголосовав не за того человека, которого прислали из центра или которого продвигает мэрия. Оппозиционером можно назначить статиста, от которого никто ничего не ждал, как это произошло в нескольких дальневосточных регионах в 2018 году. Тут-то и могут понадобиться упомянутые в начале нововведения, чтобы нивелировать протестные голоса. Станет ли это триггером для гражданских протестов – предсказать сложно. Нам бы ещё август пережить, который в этом году ожидают с особой тревогой. 

Читайте также