Армяно-майдан 

Итак, новая «цветная революция» в Армении победила: тамошний «отец нации» по фамилии Саргсян, только-только ставший премьер-министром, всё-таки не выдержал давления постоянных манифестаций и подал в отставку. Но случилась ли революция в Армении на самом деле и может ли в России реализоваться сценарий, подобный армянскому?

Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

Что произошло в Ереване?

В апреле 2018 года закончился второй президентский срок Сержа Саргсяна, находившегося у власти в Армении 10 лет. Поскольку идти на третий срок Саргсян не имел права, он решил провести хитрый финт и объявил о начале в стране конституционной реформы: была Армения президентской республикой, а стала парламентской. При этом всенародные выборы были заменены голосованием депутатов в парламенте – Национальном собрании Армении.

И с конца марта новым президентом страны – уже с декоративными функциями – депутатами парламента был избран бывший посол республики в Лондоне Армен Саркисян.

Сам же Серж Саргсян стал новым премьер-министром страны.

Разумеется, оппозиция страны, давно готовившаяся к новым выборам, выступила против этой «рокировки». Уже 31 марта оппозиционеры начали пеший ход «Мой шаг» по территории Армении, который закончился двухнедельными митингами в Ереване.

Акция протеста в Ереване. Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

В конце концов на сторону митингующих перешли военные, и Саргсян решил оставить пост премьер-министра.

– Обращаюсь к вам в последний раз как глава государства, – заявил он. – В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не моё. Я оставляю должность руководителя нашей страны.

В Ереване отставку Саргсяна встретили многодневным народным гулянием.

* * *

Кто главный революционер?

Лидер новой «цветной революции» – 43-летний Никол Пашинян, депутат Национального собрания Армении и лидер фракции «Елк» («Выход»).

По образованию – журналист, учившийся на факультете журналистики Ереванского госуниверситета. Правда, вуз Пашинян не окончил – за связь с запрещённой в те годы националистической партией «Дашнакцутюн» он был отчислен с последнего курса университета. Да и в армию Никол не попал: как однажды он случайно обмолвился в одном из интервью, от службы в армии его освободили как третьего в семье сына, его старшие братья уже воевали в Карабахе.

В середине 90-х Никол Пашинян меняет несколько редакций газет, постепенно приобретая славу одного из самых скандальных политических журналистов республики. Он ссорился со всеми депутатами Национального собрания Армении, открыто публикуя их криминальные клички. Он становился фигурантом сразу нескольких уголовных дел по обвинению в клевете, был приговорен к году тюрьмы (с отсрочкой исполнения приговора), пережил несколько покушений: один раз неизвестные киллеры даже взорвали его автомобиль, припаркованный возле редакции.

Лидер протестного движения Никол Пашинян. Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

Пашиняну удалось весьма удачно монетизировать свалившуюся на него славу – в 1999 году он зарегистрировал ежедневную газету «Армянское время» («Айкакан жаманак»), которая выходит и сегодня, став настоящим семейным предприятием. Главным редактором газеты является Анна Акопян – жена Пашиняна.

В 2006 году Никол Пашинян решил сам заняться политикой, приняв участие в формировании блока «Импичмент». Блок был направлен против действующего президента Роберта Кочаряна, второй президентский срок которого истекал в 2008 году. Союзником же «Импчимента» стал бывший президент страны Левон Тер-Петросян, против которого так долго выступал Пашинян. Но когда Тер-Петросян ушёл в отставку, Пашинян стал его активно поддерживать и даже был назначен одним из ключевых руководителей предвыборного штаба экс-президента.

Но триумфального возвращения Тер-Петросяна во власть не получилось, оппозиция с треском проиграла Сержу Саргсяну.

Разумеется, сторонники Тер-Петросяна, объявив результаты выборов сфальсифицированными, вывели людей на улицы. Многодневные манифестации закончились трагически: по приказу президента Саргсяна полиция жёстко разогнала «первый ереванский майдан», причём в ходе побоища погибло как минимум 10 человек, несколько сотен демонстрантов получили ранения, десяток человек до сих пор числятся пропавшими без вести.

Левон Тер-Петросян был принудительно доставлен сотрудниками полиции в свой дом и посажен под фактический домашний арест.

Пашинян же сумел скрыться от полиции и более года провёл на нелегальном положении. В июле 2009 года он добровольно явился в прокуратуру и сдался, получив в итоге приговор – семь лет лишения свободы за организацию массовых беспорядков.

Но отсидел он не больше года: уже в 2011 году Пашинян был освобождён по амнистии, объявленной в связи с 20-летием независимости Армении.

Затем он избирается депутатом парламента от фракции Армянского национального конгресса Тер-Петросяна, но вскоре рвёт с ним все отношения – выросшие лидерские амбиции Пашиняна больше не позволяют ему быть послушным исполнителем воли Тер-Петросяна. Как гласит старинная армянская пословица, «два армянина – три мнения – четыре руководителя».

И уже с 2016 года – начала конституционной реформы в Армении – Никол Пашинян начал готовиться к президентской гонке, в которой он, разумеется, видел себя победителем.

Именно Пашинян возглавил и марш «Мой шаг», и митинги протеста в Ереване. В столкновениях с полицией он был даже ранен – весь мир обошли его фото с замотанными бинтами руками. Накануне отставки Саргсяна он был вновь арестован спецназом, но затем выпущен из тюрьмы.

* * *

Кто в итоге пришёл к власти?

Формально никакой революции в Армении не произошло. Да, Саргсян ушёл в отставку, но большинство голосов в парламенте по-прежнему остается за коалицией правящей Республиканской партии Армении и националистической «Дашнакцутюн». И после ухода Саргсяна они назначили новым главой государства его заместителя Карена Карапетяна, который считается в республике «хозяйственником-технократом»: с начала своего пребывания у власти с сентября 2016 года он инициировал в Армении процесс реальных экономических реформ. И добился рекордного за 10 лет роста ВВП в 2017 году – 7,5 %.

Президент Армении Армен Саркисян. Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

Так что Пашинян, добившись отставки Сержа Саргсяна, в итоге проиграл. Именно поэтому сторонники Пашиняна возобновили акции протеста. Теперь Никол Пашинян объявил, что Республиканская партия больше не может иметь власти в Армении, а на пост премьера должен быть назначен «кандидат от народа», после чего должны быть проведены внеочередные парламентские выборы. В свою очередь Карапетян заявил, что новый премьер-министр может быть избран исключительно в рамках закона, а не на улице.

Чем закончится продолжение майдана – ещё очень большой вопрос: ведь сам Пашинян на недавних выборах набрал лишь 7,8 % голосов (тогда как за Карапетяна сегодня готовы проголосовать более 30 %  избирателей).

* * *

Стоит ли за «революцией» Госдеп США?

Именно в Армении находится второе по размерам и численности персонала посольство США в мире (первое по численности американское посольство находится в оккупированном Ираке).  Роль Госдепартамента США во внутриполитических процессах в Армении огромна, но американцы действуют не только через официальные дипломатические каналы. В Армении работают десятки неправительственных организаций, финансируемых из бюджета США, а численность армянской общины Церкви мормонов является самой крупной на всем пост-советском пространстве. Так что «уши» Госдепа США маячат буквально за всем, что происходит в республике.

Тем более что посол США в Армении Мари Йованович, переписка которой попала на сайт WikiLeaks, и не скрывала, что американские «кураторы» сначала вели и финансировали Тер-Петросяна, а потом переключились на Пашиняна.

Причём американцы выбрали «вождя революции» вовсе не случайно: Никол Пашинян – ярый противник России.

Даже название его блока «Выход» направлено против России  (имеется в виду выход из Евразийского интеграционного пространства, ОДКБ и Таможенного союза ЕАЭС, куда, по мнению Пашиняна, Россия и её ставленник Саргсян включили Армению против её воли).

* * *

А что Россия?

Россия во время «Армянского майдана» заняла выжидательную позицию, прекрасно понимая, что никакая «революция» не сможет оказать радикального влияния на внутреннюю и внешнюю политику Армении. Страна, исторически зажатая между Турцией и Россий, обречена гибко лавировать между различными интересами и группами. Сейчас же лавировать приходится не только между Западом и Востоком (вернее, в Армении геополитическое противостояние выглядит как дихотомия Севера и Юга), но и между собственными многочисленными родственными кланами, авторитетами зарубежной армянской диаспоры и мало что понимающими, но вечно сующими свой нос в чужие разборки, американскими кураторами Госдепа США.

Акции протеста в Ереване. Фото: Асатур Есаянц, РИА Новости

Пример такого лавирования демонстрировал и сам Саргсян: так, ещё два года назад он заключил с Россией соглашение об Объединённой группировке войск двух стран, а уже в этом году он заключил соглашение о партнерстве с Европейским Союзом. Так что считать «пророссийским» ушедшего президента тоже не стоит.

При этом в Армении становление антироссийского «профашистского псевдогосударства» по украинскому образцу совершенно невозможно: во-первых, армянские националисты и так давно инкорпорированы во власть; во-вторых, армянский национализм из-за «карабахского вопроса» направлен против Азербайджана. И «дружить против России» армяне не будут.

Читайте также