Нам нужно лететь

Самый «небесный» из церковных праздников, Вознесение, встречают, как это и описано в Новом завете, на сороковой день после начала празднования Пасхи и на следующий после её окончания, или «отдания». Смысл праздника прост: в вознесении Христа показан человек будущего, точнее – «будущего века», каковым Он Сам уже стал

Джотто ди Бондоне, Вознесение. Капелла Скровеньи, Падуа, XIV век

Джотто ди Бондоне, Вознесение. Капелла Скровеньи, Падуа, XIV век

На горе Елеонской

Воскреснув, Иисус приходит к своим друзьям и ученикам разделить с ними радость новой непобедимой жизни, одоления смерти, неверия, ненависти и самой тяжести этого мира. Эти встречи продолжаются больше месяца, а потом Иисус приводит учеников на дорогое для их дружбы место – Елеонскую гору. Еще в «прошлой» – довоскресной – жизни здесь они вместе отдыхали и беседовали о важном (Лк. 21:37, Мф. 24:3–25:36), с этой горы на ослёнке под возгласы «Осанна!» Он вошёл в Иерусалим, где Его ждали предательство друга, арест и расправа на кресте (Мф. 21:1). У Елеонского склона в Гефсимании Он молился о том, чтобы, если возможно, эта горькая участь миновала Его (Мф. 26:36–46). И отсюда же во время Своей последней земной встречи с апостолами Иисус вознёсся на Небо, пообещав: «Святой Дух найдет на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли» (Деян. 1:8). Евангелист Лука добавляет, что после таких необычных проводов своего Учителя ученики возвратились в Иерусалим не только беспечальными, но даже радостными. И кондак праздника поясняет нам эту непонятную радость апостолов после расставания со Христом, напоминая Его таинственное обещание ученикам: «Теперь Я всегда с вами – до скончания века» (ср. Мф. 28:20):

Свой промысел о нас исполнив

и земное соединив с небесным,

Ты вознёсся во славе, Христе Боже наш,

ниоткуда не удаляясь,

но повсюду пребывая неотступно

и взывая к любящим Тебя:

Я всегда с вами, и никто против вас!

Земное соединив с небесным

Древние христиане празднование Вознесения Господня соединяли с днём схождения Святого Духа на апостолов – Пятидесятницей, подчеркивая наступление нового этапа жизни Церкви – самостоятельного плодоношения. Ведь Пятидесятница в дохристианские времена – Шавуот – для Израиля праздник «первых плодов». Лишь после осуждения на Втором Вселенском соборе в 381 году ереси духоборчества, отрицавшей божественность Духа, Пятидесятницу стали отделять от Вознесения, воздавая особую честь Святому Духу, прославляемому в Боге-Троице.

Святитель Афанасий Великий в IV веке говорит, что Вознесение – свидетельство обожения человеческой плоти Христа. Это то самое соединение «земного с небесным», о котором мы слышим в кондаке праздника. Через тысячу лет после Афанасия Святитель Григорий Палама в своей посвящённой Вознесению 21-й гомилии то же самое передаст такими словами: «Восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше воспринятое Им естество… как некое начало первородных от лица всего рода». То есть вознесение Христа – не просто Его возвращение домой, на Небо, после схождения на землю. Он приглашает с Собой и делает вхожими в Небесное жилище Бога, Его Царство, всех Своих учеников-христиан, а через их проповедь и всё новое человечество – Церковь Христову.

Но что это значит, как добраться до вознесения в Небесное Царство?

Приглашение и благое оглашение

Один из отцов-каппадокийцев епископ Григорий Нисский, отвечая на этот вопрос в своем слове на праздник Вознесения, говорит, что надо научиться вере от учеников Христовых и креститься, то есть стать «овцою доброго Пастыря, благим оглашением руководимою к божественным пажитям и источникам учения, дабы спогребстись ему крещением в смерть и не страшиться этой смерти».

Святые отцы были уверены, что страх смерти побеждается в процессе «благого оглашения» – специального научения, подобного тому, которое апостолы прошли, общаясь с самим Христом, а в древней церкви проходил каждый, кто готовился стать христианином. Это вхождение в опыт веры перед крещением – не только приобщение к основам христианства: молитве, Писанию, правилам и обычаям. Это  преодоление и ещё одного страха – перед крестом, то есть перед новой судьбой, посвященной служению Богу и людям.

До Христа Священное писание открывает нам два уникальных случая, где есть намек на такое небесное вознесение людей пребывание в Ветхом Завете. Так в незапамятные времена Бог взял к Себе на небо Еноха, о котором известно только, что «его жизнь шла с Богом» (Быт 5:24), а в 9 веке до Рождества Христова был восхищен в огненной колеснице пророк Илия (4Цар.2:11). Сами древний праведник и пророк не выбирали небесное жительство, это было бы слишком дерзко для ветхого человека вторгаться к Творцу – они были чудесно и таинственно восхищены Им Самим ради избавления от зла.

Но новозаветное вознесение Христа – это совсем другое! Потому что Бог хочет не праведности отдельных святых, а перевернуть весь миропорядок от раздора к любви, от неправды к святости, – Он не мог и не может смирится с тем, что человека держит в рабстве и страхе смерть. Этот переворот произошел на  Кресте. Когда ради утверждения своей праведности хранители этого миропорядка распяли Бога – смерть отступила, «потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян.2:24). Теперь, Бог через Своего распятого и воскресшего Сына призывает-приглашает в Свои обители «все народы» (Мф.28:19) и Христос говорит: «Когда Я вознесен буду, Я всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Только есть первое вознесение - на Крест, как залог и условие для второго.

В этом призыве и приглашении Христом каждого человека нерасторжимая связь Вознесения сначала с Крестом, а потом и с Пятидесятницей – сошествием Святого Духа на учеников. Святой Дух даёт каждому свой уникальный личный дар и всех собирает в одну Божью семью – Церковь, где ни один человек без других не может до конца состояться и обрести полноту жизни и счастья, и сам созданный Богом мир не может состояться без них, то есть без нас.

Читайте также