Преподобный Серафим Саровский был канонизирован 1 августа 1903 года, спустя 70 лет после своей блаженной кончины. Одним из препятствий для канонизации Синод называл многочисленные чудеса, которые казались небылицами. По этой же причине даже митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) в 1841 году не удалось издать житие преподобного Серафима, хотя духовник митрополита архимандрит Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был лично знаком с преподобным Серафимом и мог засвидетельствовать подлинность содержания жития.
Незадолго до официального прославления Сергей Нилус в архивных бумагах, переданных ему вдовой Николая Александровича Мотовилова Еленой Ивановной, обнаружил «Беседу о цели христианской жизни» и опубликовал её в 1903 году в своей книге «Великое в малом» и в газете «Московские ведомости». Как потом выяснилось, в несколько измененном виде. Только в 1914 году по просьбе Елены Ивановны Мотовиловой Н.П. Потапов переиздал «Беседу» в двух версиях – краткой и пространной – именно так, как они и были записаны самим Николаем Александровичем.
В 2003 году в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде Санкт-Петербургской духовной академии священник Георгий Павлович обнаружил написанную в период с 1835-го по 1861 год докладную записку Николая Мотовилова митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору. Текст этой рукописи содержит свидетельства о преподобном Серафиме, а также автобиографические сведения о самом Мотовилове, «единственно лишь одном имеющем, по известным Богу одному причинам, у себя ключ ко всем тайникам его <Серафима> истинно чудесной и высокоблагодатнейшей жизни». В этой докладной записке несколько раз встречаются воспоминания о беседе с преподобным Серафимом, которая произошла в ноябре 1831 года. Это ещё раз подтверждает то, что текст «Беседы» не был целиком придуман Сергеем Нилусом, а такие предположения иногда встречаются в литературе.
В этой «Докладной записке» Мотовилов цитирует слова преподобного Серафима о том, что тот за свою жизнь прочитал несколько тысяч книг, потому что «большая была у него охота до чтения», и что «в Писании Церковном и светском довольно силён». Преподобный рассказывал Мотовилову, что прочитал все 5 500 книг Саровской библиотеки и все книги у саровской братии, кроме этого все книги, почти 4 000, хранящиеся в библиотеках помещиков Соловцевых, Армаковых – известных благотворителей Саровской пустыни. Но он говорит, что не только читал, но «больше рассуждал о прочитанном и всё соображал, что и как получше для Богоугождения сделать», и сверх того ему «Бог и недоведомые тайны Свои открывает».
Сам Николай Александрович Мотовилов тоже был не совсем заурядный человек. Как он пишет в автобиографии, «попавши с 12 лет в круг и знакомство архиереев русских, – так знал Библию Святую почти наизусть, что мог, если надобность была, хотя по целому пророчеству целиком прочитывать наобум». Беседа их в 1831 году начинается с того, что преподобный Серафим отвечает на вопрос Мотовилова, которым он мучается уже десять лет. И видя, как многое Мотовилову открывается во время этой беседы, предупреждает собеседника, чтобы он не молчал о том, что открылось ему, а делился с другими. В «Докладной записке» мы находим этому объяснение. Преподобный считал, что Николай Александрович является некоторым первопроходцем, что «будущее человечество сим лишь путём пойдёт, если захочет спастись», что в будущем монашество не будет единственным путём ко спасению. Мотовилов свидетельствует в «Докладной записке» о тьме и муках физических и душевных, которые он испытывал в отсутствие помощи Божьей, и говорит, что «муки вечные, проповеданные Евангелием, будут не привидением, но истиною».
Сама встреча преподобного Серафима и Мотовилова, на основании которой написан текст «Беседы» произошла за год до смерти преподобного, и, скорее всего, мы читаем здесь важный итог жизни преподобного Серафима: единственной целью христианской жизни является «стяжание благодати Духа Святого Божьего».
Первоначально эта благодать даруется нам в крещении, эту благодать мы «преемственно приняли от апостолов», но, как говорит преподобный Мотовилову, «теперь за нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть исполнения возраста Христова».
Опираясь на ранних отцов церкви, в частности на святого Макария Великого, Серафим говорит, что все христианские добродетели и труды – молитва, пост, бдения, милостыня, девство и прочее – являются только средствами для достижения этой главной цели. Он сетует: «Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А всё потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией».
Преподобный говорит о том, что и в дохристианское время люди умели распознавать наитие Духа Святого. Библия содержит рассказ о людях, которые с Богом «говорили», каждый по-своему: Адам, Ной, Моисей, Иов. В иудейской традиции существовали пророческие школы, которые умели отличать голос Живого Бога от иных голосов. В языческой греческой традиции наитием Духа Святого преподобный называет постоянный поиск истины в философских школах. Но только в христианстве стало возможным схождение Духа Святого на каждого человека, и первыми были ученики Христа.
Многократно в «Беседе» преподобный Серафим повторяет Мотовилову, что желает ему «всегда быть в благодати Духа Святого». Разъясняет он это Мотовилову следующим образом. Главное для христианина – искать и исполнять в своей жизни волю Божью, для чего мы в молитве и призываем Духа Святого, но когда Он приходит, то уже надо пребывать с Ним в полном безмолвии и действовать в жизни, опираясь на эту силу Божью.
Руководствуясь этим критерием, Серафим Саровский вводит своего рода классификацию дел веры. Он различает дела, которые мы делаем ради Христа из любви к Нему, и те, которые делаем ради любви к добру. Только те, которые мы делаем ради Бога, для славы Божьей и для пользы и назидания ближних приносят благодать Святого Духа. Добрые же дела тоже приятны Богу, и за них Господь вознаграждает человека в этой жизни, но жизни в вечности они не дают и благодати Святого Духа не приносят.
Чтобы Мотовилов всё сказанное хорошенько запомнил и мог «толково и вразумительно другим передать», преподобный Серафим просит у Бога, чтобы благодать Святого Духа была ощутимо явлена Мотовилову – и тот почти физически ощущает на себе её действие в максимально возможной для человека в этом мире полноте. Благодать являет себя как свет, мир, сладость, радость, тепло и благоухание.
Ещё преподобный добавляет, что именно так являет себя на земле Царство Божие – как общение в силе и благодати Святого Духа, которое есть внутри человека и между людьми. В этом приобретении и накоплении состоит цель христианской жизни.