Новая этика 

На новом витке мировой истории снова обострился вопрос о человеческих отношениях. «Стол» попытался разобраться, что такое новая этика и какие изменения норм в общении она несёт

Фото: Nicholas Swatz/Pexels

Фото: Nicholas Swatz/Pexels

Что такое «новая этика»

Казалось бы, про культуру отмены и гендерное разнообразие стали говорить совсем недавно, меж тем как этика нового времени зародилась на Западе в конце 80-х годов прошлого столетия, когда американский юрист Кимберли Крэншоу сформировала «теорию пересечений». Суть этой теории заключалась в том, что некоторые люди дискриминированы в обществе больше остальных. Угнетение их может происходить по разным причинам, среди них: половая или классовая принадлежность, раса, вероисповедание и состояние здоровья.

А если в современном развивающимся и процветающем мире это недопустимо, то надо пересмотреть правила игры. По мнению Крэншоу, таким людям следует предоставить больше возможностей для реализации в обществе, тем самым компенсируя их положение в системе. И хотя единого прописанного кодекса новой этики до сих пор не существует, сегодня чётко выделяется сразу несколько особенностей новой этики.  

Соблюдение и отстаивание личных границ

Повышенное внимание к ментальному здоровью привело к уважению и соблюдению личных границ человека. Это касается и физического контакта, и воздействия на психику. По новой этике, неуместно задавать неудобные вопросы в стиле: «А замуж когда?». Потому как человека это может ранить. Он имеет право на душевное спокойствие, отказ от токсичного общения, личное пространство, самовыражение, собственный взгляд на суть вещей и получение удовольствия от жизни доступным образом.

Фото: Rachael Gorjestani/Unsplash
Фото: Rachael Gorjestani/Unsplash

Отсутствие любого вида насилия и дискриминации

Вспоминая прошлый опыт геноцида, расизма, сексизма и тирании, человечество осознало всю губительную силу любого рода насилия. В этике новых людей нет места произволу, притеснению и давлению. Сегодня о насилии принято не молчать. Оно порицается обществом и делится на физическое и ментальное. А дальше феномен классифицируется по характеру вреда, который наносится жертве. Правда, чаще всего для наименования используют англицизмы: абьюз, газлайтинг, харассмент и другие.

Сюда же стоит отнести использование феминитивов. Последние возникают вопреки нормам русского языка, но не затрагивают чувства и не ущемляют права женщин. Так «блогеры» превращаются в «блогерш», а «режиссёры» в «режиссёрок», если данным видом деятельности занимается женщина. Однако для постсоветского пространства эта практика не нова. В СССР уже имели место быть «врачихи» и «поварихи», которые всё же носили временный характер и с годами ушли из обихода речи.

Радикальное отношение к прошлому укладу жизни

Ревизионизм и радикальное отношения к прошлым взглядам на жизнь тоже являются особенностью новой этики в культуре. Сегодня общество не приемлет прежний ход мыслей и уничтожает память предков: сносятся монументы, не используются в письменных трудах слова из стоп-листа, вырезаются жестокие страницы истории. Факты последней не искажаются, но отражаются в современном ключе, чтобы не задеть чувства угнетённых. Особенно это касается искусства.

Так, в недавней экранизации жизни исторической персоны Анны Болейн в главной роли появилась афроамериканская актриса Джоди Тёрнер-Смит. Она сыграла жену английского короля Генриха VIII Тюдора, которая априори не могла быть темнокожей. Что же до уже снятых фильмов, где задевают чувства угнетённых, то кинокомпании нашли выход из положения. Теперь многие из тех картин, что не подходят под новые рамки, сопровождаются дисклеймерами в духе «это продукт той эпохи и не соответствует современным понятиям о мире».

Кадр из сериала «Анна Болейн». Фото: Channel 5 Television
Кадр из сериала «Анна Болейн». Фото: Channel 5 Television

Социальное отчуждение или «культура отмены»

Помимо всего прочего, этика нового времени породила культуру отмены. Она напрямую связана со свободой слова, мысли, личного мнения и самовыражения. Так, за неосторожное или двоякое высказывание в сети человек может лишиться дохода, рабочего места и репутации.

Примером культуры отмены служит громкий скандал с Региной Тодоренко. В 2020 году во время видеоинтервью изданию PeopleTalk телеведущая неоднозначно высказалась о домашнем насилии и избиении женщин в семье. Реакция пользователей интернета была молниеносной. Масштаб порицания звезды в сети понёс за собой бойкотирование её работы. С Тодоренко разорвали действующие контракты компании PepsiCo и Pampers. А журнал Glamour лишил знаменитость звания «Женщина года», которым незадолго до скандала её и наградил.

Более масштабный скандал в этой области случился с Джоан Роулинг, автором серии книг о Гарри Поттере, после того как она поставила под сомнение адекватность новых трансгендерных веяний. В результате от неё стали отрекаться фанаты, читатели, актёры из одноимённой киносаги, коллеги и так далее. На сегодняшний день этот скандал ещё не утих. 

Что стоит за «новой этикой» на самом деле

В основе этики нового времени лежит твёрдый постмодернистский фундамент. Выстраивание личных границ возводится в абсолют, неровности в отношениях стали называться токсичностью, и проповедники новой этики предлагают избегать таковых. В пределе всё это возводится к норме некоего общественного договора о комфорте, в жертву которому приносятся близкие, доверительные отношения. 

Сверху этого фундамента лежат чувство такта и толерантность. Они отменяют сексистскую составляющую и делают людей более или менее равными. Но вместе с тем в этом феномене есть и другая сторона: нежелание сталкиваться с трудностями во внешнем мире. Человеку больше не хочется конкурировать и безусловно воспринимать другого.

Фото: Nadine Shaabana/Unsplash
Фото: Nadine Shaabana/Unsplash

Развивается критическое мышление, направленное на любую неравность. Травмированные личности прорабатывают свой опыт за счёт критики тех, кто преуспел больше них. Порой это несёт излишне радикальный характер с фатальными последствиями. 

Пока нет чётко сформулированных, прописанных и собранных в едином документе постулатов новой этики. Приверженцы этого веяния переходят из одной крайности в другую, придумывают новые нормы и выделяют очередные виды запрещённых действий по отношению к человеку. Но чтобы за ними поспеть, важно следить за развитием общества и его ценностей. Об этом регулярно мы просвещаем в нашем родительском разделе. Его легко найти по ссылке.

Другие материалы об этом на «Столе»

О трендах в киноиндустрии можно почитать заочную полемику критика Антона Долина и главного редактор «Стола» Андрея Васенёва. 

О том, где проходит грань между реальным насилием и «оскорблением чувств», как происходит виртуализация насилия и виртуализация жертвы – в публикации от психолога и педагога Людмилы Петрановской. 

«Новая этика как творчество»  – о старом добре и новом зле беседуют редактор «Стола» Олег Глаголев и филолог, общественный деятель, учёный секретарь Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина.

О побочных эффектах борьбы за собственное достоинство можно почитать комментарий автора курса по христианской этике Давида Гзгзяна.

И даже о том, как «новая этика» отменяет науку, когда в Европе поднимается очередная волна против учёных, работающих с лабораторными животными. «Зелёные» требуют прекратить бессмысленные убийства, даже если речь идёт о мышах и рыбах. 

Читайте также