Если говорить не просто о церкви “с маленькой буквы”, как церкви смешения добра и зла, благодати и вещей безблагодатных, церкви верных и неверных, если говорить о Церкви Бога Живого, который “творит всё новое”, то Она, конечно, всегда требует духовного обновления. Таким даром благодати Святого Духа, обновляющего Церковь, и является Пятидесятница, если мы её понимаем не просто как единичный исторический факт, однажды происшедший в Иерусалиме во времена апостолов после Вознесения Христа.
В истории бывали времена, когда церковь из-за объективации, охлаждения и овнешнения духа в людях, в их отношениях с Богом, друг с другом и с миром Божьим особенно остро чувствовала нужду в обновлении, в Пятидесятнице. И действительно известно много фактов такого обновления и жизни церкви в разных частях мира. Русская церковь в этом смысле не исключение. Мы можем вспомнить духовное возрождение нашей церкви в XV веке, ниспослание великих и разнообразных Божьих даров, вополотившихся в служении преподобных игумена Сергия Радонежского, иконописца Андрея Рублева, миссионера Стефана Пермского. Или первую четверть XX века, давшего миру через Русскую церковь беспримерное число мучеников, исповедников, пророков и богословов. Один из ярких примеров в Европе в это время – так называемая Пшеровская пятидесятница, как назвали позднее съезд Русского студенческого христианского движения. Это событие, собравшее в 1923 году под Прагой несколько десятков деятелей русской эмиграции, не только положило начало парижскому Свято-Сергиевскому институту, братству Святой Софии, но и заметно обогатило мировое православие в XX веке. Можно сказать, что Пшеровская пятидесятница наследовала то излияние Святого Духа, которое произошло на Великом Московском соборе 1917-1918 года.
Упомянутые явления Пятидесятницы особенно ценны тем, что произошли в столь неблагоприятном как для внешней, так и для внутренней жизни Русской церкви XX веке, когда обстоятельства жизни были крайне тяжёлыми, и наша церковь знала и великие подъёмы духа, явления великих святых, но знала и великие падения, и великие компромиссы и с внешней властью, и внутренние.
Сейчас принято говорить о том, что в конце XX века, с празднования 1000-летия крещения Руси, началось духовное возрождение церкви. Действительно с внешней стороны многое изменилось. Восстановлены храмы, монастыри, в них снова начались богослужения, церковь вышла из материальной нужды и, опираясь на поддержку государства, стала как-то укреплять свое положение в обществе. Конечно, чрезмерная опора на государственные силы и средства несколько помешала духовному возрождению церкви. Церковь не научилась рассчитывать на свои внутренние и внешние ресурсы, потому и возрождение получилось скорее внешним. Это не что-то неожиданное, церковная история знает такие примеры, как на Западе, так и на Востоке. Но мы, конечно, надеемся и на внутреннее возрождение церкви, на обновление духа, что должно проявиться в церкви в изменении отношений людей Богом и друг с другом – как это бывало всегда и прежде, например, на упомянутой Пшеровской пятидесятнице, когда излияние духа привело к рождению совершенно новых отношений в среде русской эмиграции. Люди, которые прежде друг другу не доверяли, вдруг почувствовали особое благодатное единство между собой. И это главный знак: когда люди сближаются с Богом и друг с другом, тогда можно говорить о Пятидесятнице. Мы надеемся на то, что именно такие открытые, общинные и братские отношения будут проявлены в церковной среде между всеми её членами, а не только между несколькими избранниками Божьей благодати.
К сожалению, сейчас мы еще не можем сказать, что отношения в церкви становятся всё более братскими, более близкими, тёплыми, духовными, христианскими, евангельскими. Это приводит к кризису в обществе, в народе, который нередко из-за не очень глубоких и не очень духовных отношений теряет доверие друг ко другу, а церковь в свою очередь теряет доверие народа. И только благодать Святого Духа может здесь что-то изменить. Мы очень надеемся на то, что это излияние Духа произойдет, что люди очистятся покаянием от всех грехов, оставленных нам в наследие от советского времени, что церковью не будет руководить какая-то внешняя государственная сила, а будет руководить именно благодать Святого Духа.
Материал подготовил Олег Глаголев