Мундиаль

В последние годы всё чаще вместо словосочетания «Чемпионат мира» звучит слово «мундиаль». Что это за слово такое и когда оно появилось?

Болельщики чемпионата мира по футболу 2018 на Манежной площади в Москве. Илья Питалев / РИА Новости

Болельщики чемпионата мира по футболу 2018 на Манежной площади в Москве. Илья Питалев / РИА Новости

Родиной мундиаля является Испания, принимавшая Чемпионат мира по футболу в 1982 году. Жара, любовь к сиесте и средиземноморская размеренность заставили сменить громоздкое «Copa del Mundo de Futbol» на лаконичное «мундиаль». «Стол» решил разобраться, что же это такое, и вспомнить яркие моменты за почти вековую историю главного футбольного форума.

Кто всё начал, или Пенальти, Аргентина и другие «друзья» сборной Англии

Родоначальники футбола долгое время, до 1950 года, считали ниже своего достоинства соревноваться с любителями из других стран и потому просто отказывались от участия в первых чемпионатах мира по футболу. А когда спохватились, то оказалось, что футбольный экспресс ушёл далеко вперёд и игра по принципу «бей-беги» – уже не гарант успеха (правда, некоторые британские команды до сих пор не знают об этом). Потому не стоит удивляться, что англичане за историю мундиалей лишь раз становились чемпионами мира в далёком 1966 году. Что же касается своего дебюта, то родоначальники футбола бесславно уступили в четвертьфинальном матче сборной Уругвая. Надо сказать, что четвертьфинальная стадия для англичан – роковая. Помимо победного для них турнира 1966 года команде с Туманного Альбиона лишь раз удалось преодолеть эту стадию – в 1990 году. Во всех остальных случаях островитяне либо выбывали на более ранних стадиях, либо вовсе не квалифицировались на финальный турнир Чемпионата мира.

Гарет Саутгейт после промаха в послематчевой серии пенальти в полуфинальном матче на Евро-96.

Традиционно считается, что у англичан две проблемы – пенальти (что безусловно так) и аргентинцы. Последнее не так очевидно, от других своих заклятых друзей – немцев – англичане вылетали даже чаще, но не с такими скандалами. «Рука Бога» от Марадоны и провокация Симеоне немцам и не снились.

Мараканаса, минейрасо и другие трагедии сборной Бразилии

Как шутят сами кудесники мяча, «вы забьёте нам сколько сможете, а мы – сколько захотим». И пять раз это сработало. Хотя и в истории пентакампионов есть горькие страницы. И самая трагическая из них – матч Бразилия–Уругвай 1950 года. Финала на том турнире не было, но вышло так, что именно в последнем матче между этими командами и решалась судьба трофея, бразильцам до того разгромившим Швецию и Испанию хватило бы и ничьей. В такой обстановке в Уругвай уже никто не верил: простые болельщики кричали «Бразилия – чемпион», Федерация футбола страны отлила 22 комплекта золотых медалей, а президент ФИФА Жюль Риме заготовил поздравительную речь на португальском языке в честь Бразилии. Стоит ли говорить, что гол уругвайца Гиджи за 11 минут до финального свистка поверг двухсоттысячную чашу Мараканы в молчание и всю страну в траур… А в бразильском изводе португальского появилось слово «мараканаса».

Болельщики сборной Бразилии после поражения от Германии со счётом 1:7.

Потом ещё были четвертьвековая беспобедная серия, три мяча от французов в финале 1998 года, семь мячей от немцев у себя дома в 2014 году. По аналогии с событиями 1950 года фиаско 1:7 на стадионе «Минейран» в городе Белу–Оризонти тоже получило своё название – минейрасо. Но трагедия бразильского футбола носит имя Мараканаса.

«Футбол это игра, в которую играют 22 человека, а побеждают всегда немцы»

На самом деле нет. Но тем не менее нужно признать, что немцы – самая стабильная из команд-участниц мировых первенств. Как и во всём остальном, тут у немцев полный порядок – 4 золота, 4 серебра и 4 бронзы. Впрочем, не приходится сомневаться, что в этом году «Ди Маншафт» сделает всё возможное, чтобы нарушить стройность своего медального ряда. И все шансы на это у них есть. Прошлогодние успехи на Кубке конфедераций (вторым составом) и юношеском Чемпионате Европы – лишнее тому подтверждение.

Марио Гётце и Томас Мюллер празднуют победный гол в финале Чемпионата мира по футболу 2014 года.

Говоря о силе подопечных Иоахима Лёва, в первую очередь стоит вспомнить… отсутствие звёзд. И действительно: у Аргентины есть Месси, у Бразилии – Неймар, у Португалии – Роналду, у Испании – Де Хеа, у Англии – Кейн и даже у Бельгии – Де Брюйне. А кто у немцев? Нойер? Простите, но он последний год не играл, а лечился. Мюллер? Так тот последние два года непонятно чем занимается в Баварии. Хотя Чемпионат мира – его турнир, и можно не сомневаться, что Томас уже в России сделает всё возможное, чтобы обогнать по числу забитых голов своего земляка и однофамильца из 70-х. Пока Герд Мюллер опережает Томаса на четыре мяча – 14 против 10 в финальных стадиях.

Если возвращаться к отсутствию звёзд, то вот она – причина успеха немцев в последние годы. Любую деталь немецкой машины можно безболезненно заменить без потери качества, и если бы Лёву разрешили привести и вторую сборную Германии, то не стоило бы удивляться даже и финалу Германия–Германия. Но, к счастью, это невозможно.

Игрок сборной России Александр Головин (слева) и главный тренер сборной России Станислав Черчесов. Виталий Белоусов / РИА Новости

«Они играют по системе “дубль-вэ”, а нам плевать у нас “четыре-два-четыре”»

А что же сборная России? Есть ли шансы? Сейчас ситуация такова, что сила нашей сборной не в тактике (правда, Станислав Саламыч?), не в звездных игроках (простите, но Головин – это ещё не серьёзно), не в поставленной командной игре – три ничьих при четырёх поражениях в семи последних товарищеских (простите, контрольных) матчах говорят сами за себя. Сила сборной России образца 2018 года в её… слабости. Все это понимают, и никто ничего не ждёт, кроме чуда. На то и надеемся.

Читайте также