«Зело отменный плод!»: арбуз как модель нашей жизни

По своей драматичности отношения россиян с арбузами сравнимы разве что с грибными: массовые отравления, мафиозные разборки, ботанические споры, политические битвы и даже расовые оскорбления… Разбираемся, почему мирная с виду бахчевая культура вызывает столько страстей, в том числе смертельных. 

Фото: Caju Gomes / Unsplash

Фото: Caju Gomes / Unsplash

Начнём с того, что так до конца и неясно, что же собой представляет этот странный плод. Только население приучили дивиться, но называть его ягодой, как тут же учёные всё опровергли. Никакая это не ягода, говорят они, а натуральная тыквина из семейства тыквенных (Cucurbitaceae).  

С названием тоже путаница: русское слово «арбуз» происходит от тюркского «гарбуз», при этом украинцы и белорусы называют его кавуном, что по-тюркски как раз дыня. Кстати, при Петре Первом, по указу которого и начали в России выращивать арбузы, его тоже называли дыней.  «Зело отменный плод!» – воскликнул якобы государь, попробовав его.  И после этого в России начали с таким рвением выращивать арбузы, что одно время их некуда было девать, так и гнили они по обочинам. 

Сегодня главная национальнальная идея русского арбуза – его опасность для жизни: каждый август  (а этот месяц, как известно, и без арбуза традиционно полон драматизма) без новостей об отравлениях не проходит и дня. Эта гибельная страсть россиян может сравниться только с грибною. Но грибы растут бесплатно в лесах, а экзотический арбуз добывается с трудом: эту десятикилограммовую бомбу, начинённую селитрой (в чём заранее уверен покупатель), нужно ещё купить,  притащить домой, чтобы потом съесть целиком, с риском провести остаток лета в больнице или вовсе на кладбище. Последняя новость пришла прямо с открытием сезона с востока Москвы, где два друга съели арбуз и оказались в реанимации с диагнозом «токсическое действие неуточнённого вещества».  

На самом деле, как говорят эксперты, вероятность отравиться арбузом ничуть не больше, чем любым другим фруктом или овощем. Чаще всего причиной недомогания становится инфекционная интоксикация: в сладкой мякоти арбуза активно размножаются гнилостные бактерии, особенно в условиях неправильного хранения. О том, что это произошло, легко понять по специфическому запаху и признакам брожения. Не ешьте гнилой арбуз! Как и все остальные продукты. 

Отравление нитратами тоже случается, но и этого просто избежать, зная, каким образом удобрения попадают в арбуз. 

Фото: Киселев Сергей / АГН "Москва"
Фото: Киселев Сергей / АГН "Москва"

Как объяснил старший научный сотрудник ВНИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства Артём Соколов, эксперт «Роскачества», которое проводило специальное арбузное исследование:  «Нитраты – это “витамин” роста, минеральные удобрения, необходимые для питания растений. Они повсеместно используются в сельском хозяйстве: стимулируют рост растений и, соответственно, повышают урожайность. Арбузы удобряют нитратами в период их созревания. При соблюдении агротехнологии арбуз возьмёт ровно столько, сколько ему нужно для роста. К концу созревания в нём не должно быть нитратов – арбуз вырастет, питаясь ими. Единственный шанс получить арбуз с повышенным количеством нитратов – сорвать его недозревшим (примерно за неделю до полного созревания). Но, скорее всего, они будут только в корке. Вероятность найти превышения по нитратам в мякоти – низкая». 

На  «нитратных» страхах в последнее время наживаются продавцы тестеров, однако специалисты говорят, что прибор, который стоит весьма прилично, абсолютно бесполезен: он измеряет общее количество всех солей в продукте. Точные приборы могут быть только в лабораториях, где обеспечена абсолютная стерильность. 

Cами по себе нитраты (соли азотной кислоты) присутствуют во всех живых организмах и нанести вред здоровью человека могут только в количестве, которое превышает пределы суточного потребления. Для взрослого человека это 5 мг на 1 кг веса, то есть при весе 60 кг можно спокойно употребить 300 мг нитратов. При этом предельная концентрация нитратов в арбузе составляет 60 мг, а в огурцах и помидорах – 150 мг нитратов на 1 кг. Так что в этом смысле арбузы безопаснее помидора. 

Но опасность арбуза не исчерпывается отравлением: «арбузная мафия»  – штука посерьёзнее селитры. Передел арбузного рынка вроде бы давно завершился, но вот прямо на прошлой неделе в Санкт-Петербурге произошло убийство бизнесмена. Как заказчика подозревают Ильхама Алиева – «арбузного короля», который уже давно находится в тюрьме, но это не мешает продолжать разборки. 

Московский арбузный организованный бизнес начался в 1996 году с громкой драки: двукратный чемпион Олимпийских игр пловец Александр Попов и его приятель были серьёзно ранены в перепалке с продавцами арбузов. Это дело взял под контроль лично премьер-министр Черномырдин. После чего в Москве появились специальные места для продажи бахчевых – до этого арбузные развалы были довольно стихийными. Сейчас их число очень сократилось – арбузы москвичи покупают в основном в супермаркетах. И тоже умудряются ими отравиться. Самая громкая история буквально этого года – гибель двух москвичек от  арбуза, купленного в «Магните». Причиной смерти стало острое отравление химикатами. В больницу с отравлением попали ещё 10 человек.  

Если продажу арбузов связывают с азербайджанской диаспорой, то выращивание их, по преданию, принадлежит по большей части корейцам. Считается, что именно корейские фермеры, которые арендуют российские земли, лучше всего преуспевают в этом деле – корейцы выращивают арбузы даже в Антарктиде, на полярной станции. Но в самой Корее, как выяснилось, всё не так просто. 

Фото: Korea Polar Research Institute 
Фото: Korea Polar Research Institute 

Буквально в июле  этого года демократическая партия запретила слово «субак», что в переводе с корейского значит «арбуз». Это понятие использовалось в качестве уничижительного термина на выборах в президенты страны. Сторонники кандидата от партии Ли Джэмёна пытались таким образом дискредитировать его конкурента.   Словом «субак» называли тех, кто с первого взгляда кажется членом ДПК, но на самом деле является предателем. По аналогии с арбузом, ведь никогда не знаешь, что скрывается за толстой зелёной коркой этой коварной недоягоды.   

Но самые обидные коннотации, связанные с арбузом, до сих пор распространены в США. В социологии существует даже понятие – «арбузный стереотип», объясняющее ошибочные и обидные представления одной нации о другой. Арбузный стереотип – о якобы  страсти афроамериканцев к арбузам – восходит ко временам рабства и процветает в расистских кругах до сих пор. 

Культивирование арбузов было популярным бизнесом среди получивших свободу афроамериканцев в конце XIX века, арбуз использовался и в качестве аллегории, когда афроамериканцев описывали как «простых людей, которые счастливы, когда вы время от времени бросаете им арбуз и даёте им немного отдохнуть». Этот стереотип пользовался широкой популярностью в карикатурах, скульптуре и музыке. «С самых первых дней рабства на плантациях карикатура, изображающая темнокожего ребёнка с его слишком красными губами, растянутыми до гротескных пределов, чтобы жевать арбуз, была основным продуктом расистской пищи. Со временем арбуз стал символом более широкого очернения чернокожих – он стал частью образа, увековеченного белой культурой, склонной поддерживать миф о превосходстве, изображая низшую, с их точки зрения, расу как ленивых простодушных придурков, заинтересованных только в таких бессмысленных удовольствиях, как кусок сладкого арбуза», – пишет Кейт М. Вудс из Института Пойнтера по изучению СМИ.

Как видно, странные отношения россиян с этой тыквиной не исключение. Видимо, дело в самом арбузе, слишком похожем на нашу жизнь: он полон противоречий, опасностей, мифов, но, если повезёт, бывает вкусен, сладок и полезен. 

Читайте также