Не докурив последней папиросы...

«Стол» вспоминает забытых советских поэтов, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Этот текст должен был появиться еще неделю назад – накануне 22 июня. Но мы специально попридержали его, чтобы он не затерялся в потоке военно-патриотических статей, посвящённых 77-летию начала Великой Отечественной войны и написанных так, как будто бы 22 июня нашему народу есть что праздновать. Этот текст – о поэтах, не вернувшихся с фронта, а потому так и оставшихся неизвестными широкому советскому читателю. Мы давно уже привыкли судить о событиях Великой Отечественной по книгам писателей-фронтовиков. Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков, Виктор Некрасов, Эммануил Казакевич, Даниил Гранин, Юрия Бондарева и сотни других сделали всё, чтобы донести до нас, сегодняшних, свой собственный взгляд на войну, который так разительно отличался от победных реляций Советского информбюро. Но были и те, чьих голосов мы уже никогда не услышим. Именно им, своим одногодкам, и посвятил своё стихотворение «Голос друга» поэт Борис Слуцкий: Давайте после драки Помашем кулаками: Не только пиво-раки Мы ели и лакали, Нет, назначались сроки, Готовились бои, Готовились в пророки Товарищи мои. Сейчас всё это странно, Звучит всё это глупо. В пяти соседних странах Зарыты наши трупы. И мрамор лейтенантов Фанерный монумент Венчанье тех талантов, Развязка тех легенд. Хотите поговорить о настоящем значении Великой Отечественной? Тогда давайте говорить не о победителях, а о тех, кто не вернулся с этой проклятой войны. Иосиф Уткин Иосиф Павлович Уткин родился во Внутренней Монголии, где его родители занимались строительством КВЖД. Первые двадцать лет своей жизни провёл в Иркутске. Ещё в неполные семнадцать лет он под влиянием старшего брата Александра вступил в Рабочую дружину Иркутска, содействовал установлению Советской власти в родном городе. К началу двадцатого он уже комсомолец, в мае того же года он вместе с товарищами отправился на Дальневосточный фронт. Так что «По долинам и по взгорьям...» – это и про него тоже.

Всеволод Багрицкий
Сам Всеволод избежал ареста тогда чудом: он учился в Московской государственной театральной студии,  принимал активное участие в написании и постановке пьесы «Город на заре» в «Арбузовской студии», основанной на руинах ТРАМ-театра, также работал в «Литературной газете». С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учёта из-за сильной близорукости. В январе 1942 года он таки добился своего: его направили фронтовым корреспондентом в газету «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта – в ту самую армию генерала Власова, практически полностью уничтоженную гитлеровцами в Волховском «котле». Багрицкий погиб через три недели пребывания на фронте – в деревушке Дубовик Ленинградской области. В 1958-м в сборнике погибших на войне поэтов «Стихи остаются в строю» нашлось место и немногочисленным стихам Багрицкого. Позже, в 1964 году, вышел и первый сборник стихов поэта «Дневники. Письма. Стихи». Мне противно жить, не раздеваясь, На гнилой соломе спать. И, замерзшим нищим подавая, Надоевший голод забывать. Коченея, прятаться от ветра, Вспоминать погибших имена, Из дому не получать ответа, Барахло на чёрный хлеб менять.   Дважды в день считать себя умершим, Путать планы, числа и пути, Ликовать, что жил на свете меньше Двадцати.  

Читайте также