Фото: Киселев Сергей/АГН «Москва»
Каковы главные итоги нынешней приёмной кампании? Парадоксальные. Практически взаимоисключающие. С одной стороны, народ проклинает тех, кто придумал ограничить поступление в вузы в одну волну и ругает на чём свет стоит «Госуслуги» – говорят, из-за этих бед многие умные ребята-высокобалльники так и не поступили на бюджет в топовые университеты страны. С другой стороны, в этих самых топовых университетах в этом году сильно просели проходные баллы, а по техническим направлениям в ряде вузов вообще не закрыли все выделенные государством места. Что же всё-таки произошло на самом деле?
Чтобы понять, что случилось, прежде следует разобраться с тем, как теперь технически проходит приёмная кампания. Второй год она проходит в одну волну. Схема такая: выпускники сдают ЕГЭ, затем дистанционно подают документы в разные вузы (но не более пяти) на разные направления (не более десяти в одном вузе). Загрузить все документы нужно к определённому сроку, и к определённой дате также нужно выбрать один вуз и одно направление и подать оригинал аттестата. (В этом году – до 3 августа для основного потока и до 25 июля для олимпиадников, поступающих без вступительных экзаменов.)
Тут сразу возникает вопрос: а в чём смысл того, что абитуриенту разрешается регистрировать заявления в разных университетах, если всё равно один нужно выбирать в условиях, когда ещё ничего толком не понятно. Разве эта свобода выбора не иллюзорна? И по каким критериям вообще оценивать свои шансы? Очевидно же, что ориентироваться на проходные баллы прошлых лет – тактика крайне ненадёжная. Ни один вуз не устанавливает порог, исходя из своих представлений о прекрасном, всем управляет его величество случай. Нет, конечно, можно что-то там прогнозировать, прикидывать, но никто до конца приёма документов не знает, сколько человек и с какими результатами ЕГЭ придёт в каждый конкретный вуз.
Нынешняя система предполагает, что шансы на поступление можно отслеживать в короткий промежуток времени от окончания приёма заявлений до даты подачи аттестатов. Это примерно неделя. В этот период абитуриентам в личных кабинетах доступны списки всех поступающих с их баллами в порядке убывания, то есть можно посчитать, сколько человек тебя обходят (ну или – для счастливчиков – скольких ты оставил позади). Списки эти многих, мягко говоря, нервируют: на одно направление может быть подано две тысячи заявлений при 30–50 выделенных бюджетных местах. Работники приёмных комиссий, вынужденные работать в жаркие летние месяцы ещё кем-то вроде психотерапевтов, особо переживающим гражданам советуют считать из этих жутких списков в качестве конкурентов только тех, кто заранее привез аттестат и подал согласие на зачисление.
Но вот какой нюанс: заранее подают согласия и оригиналы аттестатов только те, кто уверен, что точно проходит в конкретный вуз, все остальные тянут до последнего дня. А в последний день начинается светопреставление. Люди мечутся и психуют, перекладывают согласия и аттестаты из одного вуза в другой, в другом разрываются между разными факультетами, все карты путаются, и оценить вероятность поступления по меняющемуся каждый час рейтингу уже не представляется возможным. В итоге случается интересное: на бюджет известного столичного вуза поступает человек с не очень высокими баллами, но очень крепкими нервами и не поступает тот, у кого баллы выше, но кто не справился с эмоциями, забрал аттестат и отнёс его в вуз второго или третьего ряда. Возможны и более драматические ситуации: подросток испугался, струсил, забрал аттестат из вуза мечты, поехал в вуз, который он рассматривал как запасной аэродром и... не доехал, застрял в пробке, никуда не успел, пошёл в армию. Ужас, конечно.
Почему все носятся с этими бумажными аттестатами? Потому что если зачислять по сканам, то всегда найдётся достаточно хитрецов, которые подадут согласие на зачисление в несколько вузов и во все поступят, оставив не у дел ребят, честно выбравших только один вариант. Но как быть иногородним абитуриентам? Привозить аттестат самостоятельно? Отправлять по почте? Да.
Сейчас появилась возможность подавать заявления в вузы на портале «Госуслуги», и вот там можно обойтись электронной версией аттестата: система сама следит за тем, чтобы он был подан только на одну специальность. Прекрасно же, когда вот до чего техника дошла! Ах, если бы только это работало! Но сервис работать не хотел: всё висело, глючило, падало, люди обрывали телефоны приёмных комиссий и слышали каждый раз одно и то же, что лучше лично приехать в вуз. Из Красноярска, например, в Москву чего бы не прокатиться?
В общем, посмотрел народ из регионов, как всё не работает, вспомнил рассказы прошлогодних абитуриентов и никуда не поехал. Даже высокобалльники остались дома и тем ослабили конкуренцию в топовых вузах. Вот вам причина падения проходного балла. В СПбГУ общий средний балл упал почти на 10 пунктов – с 277,1 до 267,6, на некоторых факультетах снижение ещё больше. Например, порог на «Прикладную математику и информатику» составил всего 226 баллов против 270 баллов в 2021 году. Ещё более стремительное пике в Первом меде: на лечебном факультете проходной балл вообще снизился с 274 до 174. Снижение пороговых значений, пусть и не такое невероятное, наблюдается также в ВШЭ, ИТМО, РАНХиГС. В МГУ ситуация по сравнению с прошлым годом заметно не изменилась, но она изменилась там годом ранее: проходные баллы на многие направления снизились на 10–20 пунктов в 2021 году.
Отменой второй волны объясняют и недобор. Но здесь опять противоречие.
Проходные баллы снизились в столичных вузах, однако незанятых бюджетных мест оказалось больше в регионах. О дополнительном наборе в начале августа объявили ННГУ (Нижний Новгород), САФУ (Архангельск), УРФУ (Екатеринбург), ИГУ (Иркутск), ЛГТУ (Липецк), ИГЭУ (Иваново), СамГТУ (Самара), ЧГУ (Череповец), ЮФУ (Ростов-на-Дону) и многие-многие другие. Что-то не бьётся.
Но есть объяснение и этому. В последние годы у нас наблюдается очень нехороший перекос распределения бюджетных мест. В этом году в региональных вузах их выделили на 73 % больше, чем в прошлом году, а в столицах такого прироста нет. Кроме того, количество бюджетных мест растёт непропорционально по направлениям – государство готово бесплатно учить инженеров, педагогов и медиков, но ему будто бы совсем не нужны историки, социологи, лингвисты и филологи. По сути, гуманитариям предлагается либо прыгать выше головы, либо всё же полюбить математику с физикой. Можно ли обмануть природу? Видимо, не особенно. Сегодня уже говорят о том, что у нас нет столько выпускников, сдающих экзамены по точным наукам, сколько подготовлено для них мест в вузах. В провинции на ряд технических направлений уже идут откровенные троечники. В этом году на некоторые специальности зафиксированы рекордно низкие проходные баллы – 118–120. И вот поди ж ты – всё равно недобор. Сотрудники приёмных комиссий в этом году ещё и сами обзванивали абитуриентов, уговаривали оставить у них аттестаты.
В принципе, на 40 баллов профильную математику без труда может сдать и филолог, но он не понимает зачем. Не понимает и идёт учиться платно на свою филологию. И даже за деньги ему приходится преодолевать порог в два раза выше.
Понять политику государства и правда сложно. Почему оно увеличивает количество мест на инженерные специальности, хотя всё меньшее число одиннадцатиклассников выбирает сдавать ЕГЭ по физике? Зачем нам столько распухших педвузов, если в школы работать не идут вовсе не по причине отсутствия необходимых дипломов? Нужны ли стране врачи-троечники? Для чего чиновники настаивают, чтобы приёмная кампания проходила в одну волну, если всё равно потом объявляют о дополнительном наборе, да ещё и постоянно продлевают сроки для приёма документов.
Понятно, что дыры всё равно закрыли. В конце концов, многие вузы подстраховались и сделали возможным поступление на факультеты, где нужна чистая физика, с ЕГЭ по информатике. А в будущем вообще, наверное, придумают вариант поступления на какие-нибудь «Приборостроение» и «Атомную энергетику» либо с одной математикой, либо с ЕГЭ по обществознанию. Вот только к чему это приведёт?