Они утонули

Версий нет, кроме диверсии. Но будет ли толк в международном расследовании подрыва газопроводов, если все роли уже расписаны заранее?

Утечки газа на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены. Фото: forsvaret.dk

Утечки газа на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены. Фото: forsvaret.dk

Итог «расследования» также известен заранее – highly likely во всем виновата Россия, но раз доказать ничего не получается, то... Хотя в мире практически ни у кого нет сомнения, что за диверсией против наших «потоков» стоит Вашингтон, который с 1982 года последовательно боролся против советских, а затем и российских газопроводов в Европу. 

Во-первых, подводные диверсии – это узнаваемый «почерк» американских спецслужб. Именно на счету ЦРУ находится, как минимум, одна подтвержденная операция по уничтожению подводного трубопровода. 

В частности, в 1983 году администрация президента США Рональда Рейгана стремилась свергнуть просоветское Сандинистское правительство в Никарагуа. Для этого ЦРУ спонсировали «контрас» – группировки сопротивления режиму. И вот, 14 октября 1983 года «морские котики» США взорвали подводный трубопровод в порту Пуэрто-Сандино, а также уничтожили  нефтехранилище в порту – эта террористическая атака произошла накануне очередного наступления «контрас».

Более того, 7 февраля нынешнего года – как раз накануне начала специальной военной операции – президент Байден выступил в интервью немецкому телевидению с очень конкретной угрозой по поводу «Северного потока»:

– Если Россия начнет действовать … «Северного потока-2» больше не будет. Мы с ним покончим...

– Но как вы это сделаете? – удивился репортер. – Ведь этот проект находится под управлением Германии?

– Я обещаю вам, мы сможем это сделать.

Конечно, угрозы в адрес газопровода звучали и от других политиков – от тех же украинцев и поляков. Так, например, 23 августа нынешнего года на заседании форума «Крымская платформа» президент Польши Анджей Дуда заявил о необходимости демонтировать газопровод «Северный поток-2». Дескать, «полная ликвидация» газопровода должна стать доказательством «изменения политики отношения к России на Западе».

Угрожал СП-2 и сам немецкий вице-канцлер и министр экономики Роберт Хабек, предложивший использовать немецкий участок трубопровода для прокачки газа из только что построенного подводного газопровода из Норвегии в Польшу, но для этого требовалось украсть весь уже российский газ, закачанный в трубу. Казалось бы, вот он мотив для теракта. Но для выполнения таких угроз полякам или немцам нужны подлодки, водолазы и дроны со взрывчаткой, которые сейчас есть только у США и британцев. 

Есть и прямые улики против американцев: накануне теракта в районе датского острова Борнхольм проводили «учения» экспедиционный отряд кораблей ВМС США. 

Сами же газопроводы в местах подрывов проходили в зоне исключительных экономических интересов Дании – страны НАТО. То есть, весь этот участок находится под столь плотным оперативным контролем НАТО, что проникновение чужих подлодок сюда просто невозможно.

Фото: NATO/Flickr
Фото: NATO/Flickr

* * *

Примечательно и то, как отреагировали на теракт европейские официальные лица. Например, в самой Германии реакция на инциденты с трубопроводами оказалась достаточно сдержанной. О случившемся сообщали все ведущие СМИ, однако это явно не было главной темой дня. Немецкие политологи объясняют это тем, что по «Северному потоку-1» уже несколько недель не поступает газ, а «Северный поток-2» так и не заработал, и поэтому среди немцев распространилось мнение, что эти трубопроводы уже как бы неактуальны. Кроме того, немцам, впервые за много лет попавшим в тиски экономического и энергетического кризисов, сейчас просто страшно называть вещи своими именами.    

В Британии вполне ожидаемо поспешили объявить, что это Россия сама же и взорвала свои газопроводы – либо чтобы обвинить в ее организации Украину, либо чтобы еще больше дестабилизировать европейский энергетический рынок и повысить цены на газ. Впрочем, удивляться тут нечему – британские СМИ сейчас превратили Россию в настоящего дьявола: все, что происходит в мире плохого, можно смело списать на Россию.

В США же все внимание приковано к катастрофическим последствиям урагана «Ян», который сейчас разносит южные штаты. Впрочем, пресс-секретарь Белого дома все-таки постаралась дезавуировать давние угрозы Байдена против наших газопроводов – дескать, он тогда имел в виду нечто совсем другое. 

Но куда более показательно молчание многочисленных международных организаций, призванных вроде бы защищать природу, но на деле защищающих гегемонию коллективного Запада.

«Совершенно очевидно», кто стоит за ущербом, заявил глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль, не вдаваясь в подробности.

Молчат и «гринписовцы», и все прочие «зеленые» активисты, старательно не замечающие четыре фонтана метана в Балтийском море, ежедневно выбрасывающих в атмосферу сотни тысяч тонн одного из самых мощных парниковых газов. Всего же внутри каждой ветки газопровода на момент диверсии находилось по 177 млн кубометров технологического газа, однако ученые надеются, что потери газа не превысят трети – метан будет выходить, пока давление не уравновесится давлением столба воды в месте подрыва. 

Впрочем, и в этом нет ничего удивительного. 2022 год стал годом крушения всех иллюзий в отношении международных и как бы «независимых» институций, начиная от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и заканчивая «правозащитниками»  из Amnesty International, которые живо интересовались условиями содержания «азовцев» в российском плену, но даже не стали делать вид, что их могут заинтересовать пытки и казни российских военнопленных на Украине. На поверку оказалось, что все эти «независимые» организации являются инструментами «мягкой силы» мирового гегемона и строятся в ряд по одному щелчку пальцев. 

* * *

Принято считать, что американские политики пытаются отвадить Европу от нашего дешевого трубопроводного газа, чтобы заставить европейцев покупать дорогой американских сжиженный сланцевый газ. 

Но это не совсем так – в США просто нет такого количества природного газа и необходимого количества танкеров-газовозов, чтобы заместить российские поставки.

Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ
Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ

Стратегический план американской администрации не так давно рассекретила шведская газета Nya Dagbladet, которая опубликовала секретный меморандум от января 2022 года, подготовленный стратегами из американской корпорации RAND – это своего рода частная аналитическая компания на службе Пентагона. Этот трехстраничный меморандум, который является внутренним документом RAND, содержит достаточно четкий ответ, кто именно является настоящей целью провокационной политики США в энергической сфере и на Украине. И это вовсе не Россия, а Германия.

Аналитики RAND признают, что США не способны пережить надвигающуюся экономическую рецессию и военный конфликт с Китаем без внешней поддержки. Бесконтрольная эмиссия долларов с 2020 года привели к значительному росту государственного долга и переизбытку денежных средств в экономике. При этом единственный доступный донор для американской экономики – это экономика европейских стран, которые в последнее время старались ослабить режим обязательств в рамках НАТО и ЕС. Но темпы европейского экономического развития целиком зависят от Германии, которая является основным локомотивом ЕС. В свою очередь, экономика Германии основана на доступе к дешевым энергоносителям и полезным ископаемым из России, а также к дешевой электроэнергии из Франции. Причем, важность первого фактора значительно выше. Приостановка российских поставок приведет к коллапсу немецкой экономики в ключевых секторах – нефтехимия, металлургия, машиностроение. И, как следствие, к перетеканию основных производственных мощностей из европейской экономики в американскую экономику и миграции образованных европейцев в США. В среднесрочной перспективе это поможет американской экономике получить дополнительный доход в 7−9 триллионов долларов США.

Отрезать же Германию от российских энергоносителей, по мнению аналитиков RAND, довольно просто: для этого просто надо спровоцировать Россию на военную операцию на территории Украины. Ввод заготовленных заранее пакетов санкций обрежет экономические связи России и Германии. 

* * *

Разумеется, в корпорации RAND тут же открестились от какой-либо причастности к опубликованным документам – в принципе, иного ответа никто и не ожидал. 

Но в том-то и дело, что и без всякой конспирологии этот план США по поглощению Европы сейчас и реализуется на практике. 

К 2021 году США подошли с весьма сомнительным статусом первой экономики мира – прежде всего, потому что промышленный сектор составлял всего 18% от ВВП, то есть, меньше, чем у Китая и у Евросоюза. Зато был непомерно раздут финансовый сектор и сектор услуг – по сути, Америка сейчас похожа на пузырь, надутый долларами за счет безостановочной работы печатного станка и готовый лопнуть после первого же серьезного «укола». 

Зато у Китая промышленный сектор в структуре ВПК составил 32,6 процента. Далее следуют оптовая и розничная торговля, на долю которых пришлось 9,7 процента, и финансовый сектор, на долю которого пришлось 8,0 процента экономического производства страны. 

Отсюда вывод: чтобы выжить в неизбежной рецессии США нужно срочно развить реальный сектор экономики, то есть промышленность.

Но как? Новых рынков не предвидится, а поэтому надо захватывать экономику конкурентов – и на роль жертвы лучше всего подходит Германия, четвертая экономика мира. В 2021 году ВВП Германии достиг максимума в размере около четырех триллионов долларов США, что является самым высоким показателем ВВП страны за последние десятилетия. Доходы от промышленности занимают более трети в структуре ВВП – причем, это сложная и высокотехнологичная промышленность, дающая стабильно высокий доход. 

И все это экономическое «чудо» Германии приказало долго жить вместе с первыми пакетами экономических санкций против России. Инфляция в Германии ускорилась до максимального уровня за все послевоенное время. Сильнее всего подорожали энергия и продукты питания – 43,9 и 18,7% соответственно. Но это по официальным данным. Но как пишут сами немцы, сейчас промышленность в Германии платит за газ в семь раз больше, чем промышленники в США. 

Вывод: переносить промышленное производство в Америку. Тем более, что американцам и так уже принадлежат существенные доли в капитале немецких концернов и все права на технологические патенты – то есть, основу производства. Ведь построить цеха сегодня можно и за месяц, еще за месяц – поставить нужные станки. А вот обкатать технологии, найти специалистов – на это требуется годы упорного труда. 

И процесс уже прошел. Как пишет Wall Stret Journal, из-за стремительного роста цен на энергоносители все больше и больше европейских промышленных компаний стали переезжать в США. 

Одними из первых «переехали» два немецких металлургических завода группы «Арселор Миттал» – теперь они в Техасе.  

За ними – химическая компания OCI NV, которая раньше базировалась в Амстердаме.

Наконец, о переезде задумался и старейший немецкий концерн Bayer, который давно уже перенес массу химических и фармацевтических заводов в США. Уход Bayer из Германии станет прощальным аккордом всей европейской экономики.

Штаб-квартира Bayer Pharmaceuticals в Берлине. Фото: Fridolin freudenfett/Wikipedia
Штаб-квартира Bayer Pharmaceuticals в Берлине. Фото: Fridolin freudenfett/Wikipedia

* * *

Что же до России, то подрыв газопроводов поставил окончательную точку на советском проекте Большой Европы – том самом едином общеевропейском пространстве от Лиссабона до Владивостока, о котором мечтал генерал де Голль.

Советские власти начали реализовывать этот проект в 1982 году, когда потянули в Европу первый газопровод «Дружба» по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород. И сразу же напоролись на американские санкции от Рейгана.

Дело в том, что газом можно торговать по-разному. Выгоднее торговать сжиженным газом (СПГ). Погрузил его на танкер и плыви туда, где больше платят. При этом поставки СПГ это еще и локомотив для развития сопутствующих отраслей экономики – прежде всего, машиностроения для заводов по сжижению и разжижению газа, а также судостроения – для строительства танкеров-газовозов.

А можно просто положить трубу – это просто и дешево, гарантирует стабильную прибыль и накрепко связывает потребителя и продавца. Именно этот аргумент и имел решающее значение для советских властей. Задумка была простой: чем конкурировать с Европой, лучше встроиться в мировой процесс разделения труда на правах поставщика дешевых энергоресурсов. И получить определенное политическое влияние на партнера. (Впрочем, сыграла свою роль и технологическая отсталость – в СССР просто не было оборудования и технологии для сжижения газа.)

Такие же аргументы на рубеже тысячелетий отстаивал и молодой Путин, который старательно воплощал в жизнь свою идею построения энергетического союза России и объединенной Германии, в которой он видел нашего доброго друга и союзника. Дешевые энергоносители в обмен на вхождение в мировые производственные процессы – чем плохо? 

Выяснилось, что плохо американцам – они сами хотели контролировать Старый Свет. 

Так началась длительная борьба, которая сейчас завершается полной победой США. 

Разумеется, это вовсе не означает того, что Россия прекратит торговлю газом – кроме европейского рынка, есть гораздо более выгодный азиатский.

Но больше никто и никаких трубопроводов в Европу строить не будет. 

Потому что перед глазами есть пример успешной деятельности российской компании «Новатэк», основанной бывшим прорабом строительства газопровода «Дружба» Леонидом Михельсоном. Сейчас «Новатэк» гонит из Баренцева моря танкеры с СПГ и спокойно – через американские фирмы-«прокладки» – поставляет СПГ в Европу и в Прибалтику. Потому что это же всем европейцам известно: при наличии американской фирмы-посредника русский тоталитарный газ словно обогащается «молекулами свободы» и становится годными к употреблению всеми демократиями мира. 

Ну что ж. Стало быть, пойдем по этому пути. 

Тем более, что еще до санкционной войны в России было начато строительство еще двух СПГ-завода: проект «Газпрома» в Усть-Луге и «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа. А Минпромторг поставил перед промышленностю РФ задачу достичь к 2030 году 100-процентной локализации производства СПГ-оборудования, и нет сомнений что эта задача будет выполнена.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. 

Читайте также