Кольца власти – непростое украшение 

Первый сезон сериала «Властелин Колец: Кольца Власти» подошел к концу. Время подводить первые итоги. 

Фото: Amazon Studios

Фото: Amazon Studios

Господа поклонники Толкина! Ну, в общем, творчество Профессора я люблю, читал его книги еще в самиздате, и хотя с деревянным мечом по хоббитским игрищам и не бегал, но я вас всех очень уважаю, так что дальше можете не читать, потому что сейчас будет много неприятного и оскорбительного для всех толкинутых. 

Просто мне понравился сериал «Кольца власти». 

Понравился, несмотря на все свои минусы и огрехи, которых, кажется, гораздо больше чем явных достоинств фильма.  

Мало какое шоу еще до выхода на экраны сталкивалось с такой огромной волной насмешек и критики, как «Кольца власти» – поклонники вселенной профессора Толкина восприняли в штыки почти все новости о проекте, начиная с того, что часть ролей отдали темнокожим актерам, тогда как в книгах Профессора ничего подобного не было. Как по мне, так проблемой сериала являются все без исключения актеры, независимо от их цвета кожи и расовой принадлежности, играющие на уровне драматического кружка. 

Больше всего претензий, конечно, к валлийской актрисе Мовет Кларк, сыгравшей роль эльфийской воительницы Галадриэль, которой по книге исполнилось уже пять тысяч лет. Но разве Морвет Кларк похожа на существо, по сравнению с которым любой человек – это мотылек-однодневка и несмышленый ребенок?! 

Остальные эльфы не лучше – разжиревший эльфийский царь Гиль-Галад, престарелый Келебримбор – хотя профессор явно указывал, что бессмертные эльфы всегда выглядели очень молодо.

Фото: Amazon Studios
Фото: Amazon Studios

Единственным, кто выглядит более-менее похожим на эльфа, стала мрачная прислужница зла в белом, сдувающая огонь с руки, – героиня актрисы Брайди Сиссон. 

Лично же для меня самым негативным моментом в сериале стал даже не выбор основных актеров, а массовка – точнее, отсутствие таковой. Короля Южных Земель коронуют два десятка пейзан в какой-то захудалой деревне, а экспедиция самого могущественного в Средиземье государства осуществляется на пяти кораблях силами полуэскадрона нуменорцев летучих – вы это серьезно?! 

Впрочем, быть может, именно таким безлюдным и должен быть мир после глобальной катастрофы конца Первой Эпохи, в ходе которой с лица земли исчезла половина обитаемого мира?

* * *

Но самое печальное в «Кольцах власти» – сюжет этого самого дорогого фанфика в истории. 

Корпорации Amazon не удалось купить авторские права ни на «Сильмариллион», ни на какие-то ещё не экранизированные произведения Толкина. При этом делать ремейк или как-то ещё опираться на фильмы Питера Джексона продюсерам тоже не позволили. В результате создатели сериала – Патрик Маккей и Джон Д. Пейн – решили придумать заново историю создания тех самых колец власти, о чём сам Профессор в своих книгах говорил только мимоходом. И смешали в одну кучу множество событий – от открытия мифрила до похода Нуменора в Мордор, которые в оригинальной хронологии никак не связаны друг с другом и происходили с разницей в тысячи лет.

То есть, если Профессор пытался детально проработать историю придуманного мира, придать ему глубину, то создатели сериала связали все нити в один сюжет.   

И Средиземье сразу же умалилось.

* * *

При этом Патрик Маккей и Джон Д. Пейн бездарно упустили возможность по-новому взглянуть на привычный фанатам Профессора мир Средиземья.

Ведь что такое мир Второй Эпохи? Это воплощенная мечта человечества о золотом веке – о безраздельном господстве Нуменора, сказочного острова, дарованного людям богами. При этом, как справедливо заметил друг Профессора Клайв Льюис, в Средиземье нет даже и намека на религию – потому что там людям не нужна вера, ведь у них есть знание о богах. Это мир, существующий по соседству с Валинором – Бессмертными землями, на котором правят боги-валары, помощники Единого Эру, творца неба и земли. 

Фото: Amazon Studios
Фото: Amazon Studios

При этом боги, наделившие людей Нуменора щедрыми подарками в виде крепчайшего здоровья и долгих лет жизни (все нуменорцы жили в несколько раз дольше, чем все прочие смертные), а также ценными знаниями в объеме одной Александрийской библиотеки и кучей магических артефактов, строго-настрого отказали людям в дальнейшем общении и вообще запретили приезжать в гости. Дескать, валары занимаются только эльфами, а вот раз людей сотворил сам Эру Илуватар, то по всем вопросам обращайтесь к Нему лично, а мы, знаете ли, из-за вас с Эру портить отношения не желаем – ибо такова субординация. 

Но, как показала практика, люди не могут жить без связи с Богом. 

Это отсутствие личных отношений с Богом и стало подлинной причиной падения Нуменора, пытавшегося заткнуть пустоту внутри чем попало - завоевательными походами, созданием культа собственного величия, какими-то магическими практиками… Понятно, что к эльфам нуменорцы испытывали жгучую зависть и лютую ненависть, считая их любимчиками богов, а себя – нелюбимыми и непонятно почему отвергнутыми детьми Всевышнего. 

Прибавьте сюда зависть из-за бессмертия эльфов. 

Но что мы видим в сериале? Нуменорцы недовольны появлением Галадриэли, и беспокоятся, что вот, мол, приплывут эльфы и лишат нас всех работы! То есть, натурально, будут за вас рыбу ловить и в кузницах надрываться? Серьезно?! Так вы себе представляете конфликт между людьми и эльфами? 

* * *

Но, спросит меня читатель, чем же тогда тебе понравились «Кольца власти»? 

Отвечаю. 

Во-первых, несмотря на то, что сценаристы были поставлены в жесткие условия – известно ведь, чем закончится эта история, они сумели создать интригу с личностью Саурона. При этом было объявлено, что Темный Властелин в измененном обличье присутствует в сериале практически с первых серий, но до последней серии сезона среди зрителей не утихали споры, кто же он на самом деле.

Фото: Amazon Studios
Фото: Amazon Studios

Во-вторых, сам сериал вышел в очень созвучное - по крайней мере, для нашей страны – время, когда буквально кожей чувствуешь, что на привычный и уютный мир вдруг надвигается нечто ужасное и неотвратимое, но помешать этому никак невозможно. Можно лишь стоять и завороженно смотреть, как смотрела Галадриэль на гору, которая вдруг превратилась в вулкан Ородруин, засыпающий раскаленным пеплом все живое. 

* * *

В-третьих, это появление нового героя - Адара, полностью сломавшего все каноны кинотрилогии Питера Джексона, который относился к слугам Темного Властелина хуже самого Саурона. 

Постепенно мы узнаем историю этого эльфа, ставшего уруком - предводителем отряда орков, которые именуют его “отцом”. На заре времен он был взят в плен Морготом. Причем, Галадриэль в ходе допроса упоминает, что в детстве она слышала истории о захваченных в плен слугами Моргота эльфах, что означает, что Адар был из перворожденных эльфов, и что он, возможно, старше всех эльфов Средиземья. 

И вот, будучи пленником Моргота, Адар и его товарищи по плену были превращены в прародителей первого поколения орков. Таким образом, орки не случайно зовут его “отцом” - ибо они ему натурально дети, а он им натурально отец.

- У каждого из них есть имя и семья! - объясняет он Галадриэль, когда она в гневе говорит, что орки все выродки, которых надо вырезать под корень. 

Адар далее говорит, что Саурон нашел новую миссию после падения Моргота – инженерное мастерство над плотью. И в качестве расходного подопытного материала он использовал орков. Но когда Адару надоело смотреть, как под пытками умирают его «дети», он рассек Саурона надвое, освободил орков от оков рабства и повел их на юг Средиземья - не для завоевания мирового господства, а просто для того, чтобы дать своему народу новую родину, где их не будет жарить солнце и убивать каждый эльф.

Но Галадриэль непреклонна: для нее раса орков - это ошибка и насмешка над эльфами, и жители Средиземья должны эту ошибку исправить. В ответ Адар лишь холодно усмехнулся: эльфийская воительница может больше не искать Саурона по всему Средиземью, ещё немного, и она увидит его в зеркале.

Фото: Amazon Studios
Фото: Amazon Studios

* * *

Наконец, самый лучший подарок - это мохноноги, предки хоббитов, которые совершенно не похожи на знакомых нам хоббитов.

В книге Толкина все хоббиты жили дружно, ведь все они были родственниками. И для хоббитов семейные отношения - святое дело. Вспомним, что во «Властелине колец» Перегрин Тук был двоюродным братом Мериадока Брендибака. И оба они приходились Фродо племянниками: Мериадок – троюродным, а Перегрин – четвероюродным. 

Более того, все хоббиты приходили друг другу на помощь. Вспомните, как Фродо помогал своему дяде Бильбо. Как Сэм увязался за своим другом Фродо в самое опасное путешествие на свете. А вместе с ними пошли Мерри и Пиппин, потому что они же не могли бросить своих друзей.

А вот отношения в таборе кочевников-мохноногов совсем иные. Семья Брэндифутов словно висит в воздухе - у них нет ни родственных связей, ни даже друзей с теми, с кем они прожили бок о бок долгие годы. Пра-хоббиты сначала бросают всю тяжелую работу на главу семейства Ларго, а потом со спокойным сердцем собираются его оставить, когда он случайно подвернул себе ногу и не может следовать за ними.

Более того, у них есть целая традиция бросать слабых на произвол судьбы. В одной серий вожак произносит пафосную речь: «Вспомним же тех, кто остался позади нас. Если кто-то останется позади в этот раз, они тоже останутся в наших сердцах и воспоминаниях”. 

Но отношения между хоббитами начинают меняться, когда появляется «живой метеорит» Гэндальф, а следом за этим просыпается вулкан и приходят слуги зла. И в этой перемене для нас всех содержится огромная надежда - именно нежданные перемены и запускают в нас стремление самим стать чуточку лучше и человечнее. А это значит, какие бы удары не готовила нам судьба, у нас все равно остается надежда на будущее. 

Читайте также