Больше гуманизма?

Совсем недавно заголовки СМИ пестрили сообщениями о том, что в России приняли закон, запрещающий продажу животных на птичьих рынках и в зоомагазинах. С первого взгляда инициатива выглядит как гуманная идея защитить меньших братьев.  Но так ли это на самом деле?  «Стол» разбирался вместе со специалистом в области защиты животных 

Фото: Никеричев Андрей / АГН

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"


О том, как в России продаются животные и какие гарантии распространяются 

В России есть несколько вариантов покупки любимцев. Во-первых, можно пойти в питомник; во-вторых, в зоомагазин; во-третьих, съездить на «птичий рынок» – торговую площадку для продажи животных и всего, что с ними связано, под открытым небом; в-четвёртых, можно приобрести любимца дистанционно – например, через сервис «Авито» или даже специализированный сайт; ну и, наконец, можно просто сделать покупку у знакомых или незнакомых, к которым относятся те, кто решил с добрыми намерениями в хорошие руки продать, например, «найдёныша» с улицы. 

Считается, что покупка животных в официальном питомнике или у «заводчика с именем» – самый надёжный способ, поскольку там априори хорошие условия содержания и гарантирован ветеринарный контроль. В остальных случаях, приобретая животного, вы не можете знать точно, в каких условиях он содержится в тот период, когда магазин не работает, или в каких условиях он живёт дома у частника. Кстати, в последнем случае некоторые заводчики собак называют своё личное жильё питомником, однако это далеко от действительности как минимум в том случае, если он не зарегистрирован в Российский кинологической федерации. 

Эмоции при покупке играют большую роль, многие обращают внимание на внешний вид любимца, но этот критерий не всегда объективно отражает состояние здоровья и психики, а все дальнейшие проблемы со здоровьем, конечно же, ложатся на плечи его хозяина: восторг быстро сменяется головной болью.  

От таких неприятностей при покупке в специализированных магазинах спасает Федеральный закон «О защите прав потребителей». Если вы покупаете животное, а потом обнаруживаете у него заболевание, возникшее ещё до покупки, животное можно вернуть, или потребовать его лечения, или потребовать возместить стоимость недостатка – например, денежные средства, которые вы уже потратили на устранение недуга. За неверную информацию о животном (пол, возраст, прививки) также ответственность несёт магазин. А вот в случае, если покупка сделана у частного лица, которое не занимается продажей регулярно или доказать регулярность продаж которого крайне сложно, гарантий у покупателя никаких, а продавец может нести ответственность по нормам гражданского кодекса об условиях договора купли-продажи, который предоставляет покупателю гораздо меньше прав, чем Закон о защите прав потребителей.

Что придумали в Думе? 

В Государственной Думе посчитали, что животные в зоомагазине или на птичьем рынке содержатся в ненадлежащих условиях, а следовательно, не должны там продаваться. Ещё с 2021 года законодатели обратили внимание на, что нужно минимизировать ненадлежащее обращение с животными, а для этого нужна дополнительная гарантия. И гарантия эта, по их мнению, заключается в том, что к местам, где продаются животные, нужно предъявлять чёткие требования.  В октябре 2022 года инициатива реализовалась, а именно – на данный момент приняты изменения в Закон «Об ответственном обращении с животными», устанавливающие, что теперь правительство определяет  требования к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными. 

Девушки у витрины зоомагазина. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Девушки у витрины зоомагазина. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Из текста самого закона не совсем понятно, что за требования, которые обеспечат гуманное обращение в местах продажи, планирует установить правительство. Однако ситуация проясняется после комментариев, которые дал сам инициатор изменений, депутат Государственной Думы и первый заместитель председателя комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. Он отметил, что продажа в зоомагазинах будет запрещена только для кошек и собак, поскольку там сложно соблюсти условия. Он приводит в пример свет магазинных ламп, отсутствие выгула животных, выставленных на продажу. Однако чиновник сразу отмечает, что рыбы, птицы и грызуны в зоомагазинах останутся, если, конечно, магазины для них смогут обеспечить соблюдение новых правил. 

На птичьих рынках невооружённым глазом видно, что санитарные нормы не соблюдаются, поэтому именно эти места после введения новых правил будут запрещены, однако главный плюс этих мест – ценовая доступность, поскольку здесь  нет высоких плат за аренду, поэтому цены на животных значительно ниже, чем в магазинах или питомниках, где, как правило, сумма возрастает по мере того, насколько узнаваемо имя заводчика.

Всё ли так идеально? 

С одной стороны, кажется, что инициатива благородная и нужная, но не всё так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Сделать вывод из пары строк законопроекта о том, что теперь животных не будут продавать в плохих условиях, было бы слишком просто, и специалисты по зоозащите объясняют, почему закон не так гуманен, как мы его себе на первый взгляд представляем.

Зоозащитница Наталья Грановская назвала закон бесполезным, поскольку объём продаваемых животных в зоомагазинах сравнительно низкий, и запрет просто ещё простимулирует чёрный рынок. 

Анна Разинова – юрист по вопросам  обращения с домашними животными – отмечает: «Спрос никуда не исчезнет. Не все хотят платить за собаку или кошку с родословной большие деньги, не все пойдут в питомник,  а будут искать через другие источники: у разведенцев и безответственных заводчиков». 

Никто не отрицает, что при продаже животные иногда содержатся в условиях, далёких от идеальных, однако решение проблемы заключается не в том, чтобы точечно блокировать способы продажи, а в том, чтобы привести их все в порядок. 

Выставка-пристройство бездомных животных из приюта «Юна-Фест» в Музее Москвы. Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"
Выставка-пристройство бездомных животных из приюта «Юна-Фест» в Музее Москвы. Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

Анна Разинова утверждает, что поставить ветеринарный контроль на птичьих рынках и сделать обязательным наличие ветеринарных документов и документов на право собственности или доверенности от собственника было бы отличным способом решения проблем, связанных с мошенничеством и продажей больных животных. При этом покупатель был бы больше защищён, поскольку в данном случае на продажу такого животного с птичьего рынка и из зоомагазина распространялся бы Закон «О защите прав потребителей». Эксперт напоминает, что покупка у частного лица, куда наверняка пойдут покупатели из-за привлекательности цен, может обернуться тем, что после того, как вы забрали питомца, спросить будет не с кого. Доказать, что кто-то занимается продажей на постоянной основе, бывает сложно, если, конечно, у заводчика нет своего сайта, отзывов и номера телефона, которым он пользуется постоянно. Бывает и так, что телефон берут под отдельную продажу, а потом от него отказываются. 

Получается, что вместо того, чтобы наводить порядок на уже имеющихся площадках, решили свернуть все, однако те, кто считает разведение животных своим бизнесом, вряд ли откажутся от этого вида деятельности, а просто поменяют способы работы, и спрос на приятные цены будет всегда.  Более того, уничтожают некую историю: у петербуржцев, например, в генетической памяти записано, что нужно идти за животным на «Кондрашку».

Не лучшие времена в мире животных 

Сейчас сложно сказать, у какой категории населения совсем нет проблем, даже в мире животных наблюдается непростая история. Сейчас спрос совсем не превышает предложение. Большое количество домашних питомцев оказались оставленными своими хозяевами в связи с переездами и мобилизацией – число брошенных достигает критического максимума. Но это не останавливает заводчиков: они продолжают разводить животных. В таких условиях запрет птичьего рынка или продаж в зоомагазинах  – инициатива далеко не первоочередная, если не сказать несвоевременная. Создалась ситуация, при которой спрос, превышающий предложение, толкает к своего рода катастрофе, и борьба с каналами продаж в данном случае напоминает пир во время чумы, который охотно выдают невдумчивым читателям за  неравнодушие и социальную ответственность. 

Читайте также