Ставим удар с 1648 года
Время и место проведения фестиваля выбраны не просто так: именно здесь, в Атмановом Углу, до сравнительно недавнего времени сохранялся обычай отмечать престольный праздник села, Успение Богородицы, который в традиции Русской православной церкви приходится на 28 августа, «стеношными боями». Поэтому кульминацией фестиваля, который в этом году проходил 25 и 26 августа, выступают именно состязания в рукопашном бое. Бои стенка-на-стенку на Руси было принято устраивать на православные праздники – евангельскому учению о силе, коренящейся не в кулаках и мышцах, подчас трудно было проникнуть в глубины народного сознания. Бойцы сражались на Масленицу, на Троицу, на Петров день; после Пасхи стенки могли сходиться каждое воскресенье до начала сенокоса. Современная жизнь накладывает на организаторов свои ограничения – поэтому приезжающие на фестиваль священники и тамбовские казаки нет-нет, да и ворчат, что игры приходится проводить в постные дни. Но к молодецким боям Атмановские кулачки вовсе не сводятся – так же, как не сводились праздничные бои стенка-на-стенку к обыкновенным сельским дракам. Стеношные бои, которые на Руси обычно проходили между «концами» одного и того же села или жителями соседних деревень, были способом показать молодецкую силу и удаль и общее для всех чувство товарищества.
Первое упоминание о селе относится к 1648 году, когда в нем был заложен каменный храм (к сожалению, не сохранившийся до наших дней). К тем временам отсылает и лихой девиз соревнований: «Ставим удар с 1648 года». Анатолий Теодорадзе-Власов, руководитель этноспортивной программы игр и вице-президент поддерживающей фестиваль Федерации этноспорта России, обнаружил и опубликовал в 2010 году кинозапись кулачного боя в селе Купля под Рязанью – и, возможно, сегодня нет лучшего способа взглянуть на то, как кулачки выглядели на Руси в старину. Комментатор ролика с иронией говорит о «деревенских драчунах» и вопрошает, куда же смотрит комсомольская организация, но в том, что в Советском Союзе такое явление практически перестало существовать, он прав – в Атмановом Углу и некоторых других населённых пунктах кулачки продержались до восьмидесятых годов. Однако силами организаторов фестиваля поучаствовать в отдалённо напоминающем древнюю забаву действе может каждый, кто приехал на праздник. Если, конечно, позволит возраст, потому что участники младше восемнадцати не допускаются до сражений: безопасность – прежде всего.
Но начинается фестиваль вовсе не с боев. Оставляя «на сладкое», спортивную и народную стенки выносят в финал фестиваля. «Понимаете, в первый раз мы на машину сажали гармониста и возили его по селу, чтобы народ за ним шёл», – вспоминает о самом первом фестивале один из его организаторов, председатель Тамбовского общества любителей краеведения Михаил Семёнов. Сейчас состязаниям в молодецкой удали предшествуют два дня традиционных русских забав, песен и танцев, соревнования гармонистов и частушечников (которые так и тянет назвать батлами). И если стеношный бой – занятие мужское, то русским играм в Атмановом Углу научиться сам и научить детей может каждый желающий. «Узнала про Кулачки благодаря своему другу. Тогда не дала себе труд изучить, что это за фестиваль, но сразу поняла, что посетить его будет интересно – сказывались давние мои увлечения русской воинской культурой. Самым интересным было учить детей детсадовского возраста тянуть тетиву и отправлять стрелу в цель, – делится своим опытом организатора Алёна Гуськова из Коломны. – Смельчаки, связавшие свою жизнь с этноспортом, взяли на себя задачу по восстановлению, развитию и передаче самой нестабильной части культуры – нематериальной, да ещё и трудной в описании. Это нужно уметь, и передать можно только при живом общении. Атмановские кулачки действительно позволяют единомышленниками со всей страны встретиться и многому друг у друга научиться. Я вот очень была удивлена, увидев на Тамбовщине свайки, которые сковал кузнец из Коломны. Ещё радует возрастающая популярность народных игр среди детей. Это самое главное – новые (а по сути – старые, традиционные, родные) развлечения обогатят их досуг, поспособствуют общему физическому развитию и, возможно, изучению родной культуры».
Что касается игр, которые реконструкторы привозят в Атманов Угол, то они весьма разнообразны и современным городским жителям знакомы мало. Взять, например, свайку. Эта игра требует метко попасть заострённой металлической свайкой в лежащее на земле кольцо «величиною с флорин» (так его размер описал чешский путешественник Бернгарт Таннер, основательно ознакомившийся с ней во время своего московского посольства в 1678 году). У каждого игрока – три попытки, в каждой попытке – три броска, каждый бросок – куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. За полвека до первого упоминания об Атмановом Угле, возможно, именно свайки стали поводом для начала страшной русской смуты – по одному из свидетельств царевич Дмитрий, любивший эту игру, «тою сваею, которою играл, покололся». Случайность, наводящая на размышления о том, что история не сводится к череде войн и решений государственных мужей, а может быть перекроена одним неудачным броском острой свайки.
Другая похожая на городки игра, дожившая до наших дней и зафиксированная в городе Осташков под Тверью – это селигерские рюхи. В рюхи играли в Ильин День, на Преображение Господне и в день Смоленской иконы Божией Матери, а в Осташкове турниры по ним проходят ежегодно. В игре команды из трёх человек бросками бит должны выбить все «рюхи» (небольшие круглые деревянные столбики) из «города» (начерченного на земле квадрата полтора на полтора метра) при помощи скалбы – увесистой дубины. Местные рассказывают легенду о том, что с её помощью военачальники Александра Невского тренировали новобранцев – тому, кто навострился метко бросать скалбу, легко удавалось освоить боевой замах топором или клинком. Представленных на фестивале игр множество: родственный городкам клёк, также чиж, лапта, бабки.
Первый день Атмановских кулачек обычно завершается вечоркой – которая тоже, кстати, когда-то была восточнославянским обычаем – и танцами под гармонь. Многим собравшимся, правда, сложно преодолеть стеснительность, и поначалу немало народа только смотрит на танцующих, переминаясь в стороне с ноги на ногу. Но возглас ведущего «Так, ну все знают – кто танцует плохо, тот и боец никудышный!» обычно действует безотказно: силы на танцы до утра после этого появляются почти у всех. Но вечорка все равно заканчивается значительно раньше – когда от усталости с ног начинают валиться гармонисты.
Бой отвагу любит
Бойцовские же состязания игр проходят обычно на второй день, и первым из них становится турнир по игре в русмяч, современному спортивному варианту древней игры «кила», распространённой в основном на русском севере. Принимать участие в ней могли до нескольких десятков человек с каждой из сторон, а требования к полю заключались в том, чтобы оно было ровным и вмещало всех игроков – зимой, например, им могло стать замёрзшее речное русло. Участникам нужно было занести кожаный мяч в «город» противника. Кила была забавой молодецкой и довольно жёсткой, включая элементы кулачного боя – и её современный, куда менее масштабный (в команде всего трое игроков, а поле ограничено прямоугольником длиной тридцать и шириной пятнадцать метров) вариант остаётся верен прародительнице – львиная доля времени, которое судьи тратят на объяснения правил, посвящена описанию запрещённых приёмов. Матчи скоротечны – игра идёт до двух очков и редко продолжается дольше пяти минут. Но они становятся нелёгким испытанием для игроков – не случайно в экипировку команд входят мягкие перчатки для смягчения ударов.
Борьба за-вороток – ещё одна возрождённая в Атмановом Углу традиционная русская забава, упоминавшаяся ещё в былинах. Историк боевых единоборств Михаил Лукашев упоминал о том, что видел соревновавшихся в этом виде борьбы мальчишек в Рязани ещё перед Великой Отечественной войной. Борцы в ней должны перед схваткой одной рукой взяться за ворот рубахи соперника и держать захват, а другую могут пускать в ход только для проведения приёма – удерживать противника в этом виде борьбы нельзя. Схватка считается оконченной, когда один из борцов упал на землю или встал на колени – борьбы в партере нет, поэтому схватки состоят из череды молниеносных приёмов, которыми участники стараются вывести друг друга из равновесия, и часто залогом победы борца становится чужая ошибка. Проигравший выбывает из состязаний, а победитель выбирает следующего поединщика себе по нраву из тех, кто ждёт своей очереди побороться.
Борьба за-вороток, русмяч и зрелищные выступления силачей только готовят собравшихся к кульминации игр – боям стенка-на-стенку. Традиционный кулачный бой без проигравших и победителей – последний аккорд фестиваля. Здесь бойцы, сбитые на землю или оказавшиеся за спинами стана противников, должны оббежать обе стенки и вернуться в свою – и возвращаться можно без ограничений. Одна из стенок по жребию раздевается до пояса, чтобы команды проще было отличить друг от друга. Бить по голове, правда, тоже нельзя – большинство участников следующим утром ждёт работа, где могут и не понять счастливое и довольное выражение разбитого лица.
Русскую стенку, строго говоря, нельзя назвать спортивным состязанием – поэтому на Атмановских кулачках проводится её вариант, разработанный специально для состязаний команд из семи профессиональных бойцов. Куда более жёсткий и травмоопасный, но ничуть не менее товарищеский по сути: поздравить друг друга с победой после серии боев – дело непременное. «Каждый раз выходишь на стенку, чтобы доказать самому себе, что ты не трусишь и не дашь слабину, то бишь достойно примешь этот своеобразный вызов. Я участвовал в двух стенках – спортивной 7 на 7 и традиционной, которая понимается бойцами скорее как обрядовая. В первой мы участвовали просто ради самого участия, для того чтобы “хотя бы постоять” в стенке. Плюс эта стенка помогает самому почувствовать, сколько ты сможешь продержаться», – говорит один из бойцов, Иван из города Дубна, который уже не в первый раз приезжает с друзьями на фестиваль специально ради кулачного боя. «Образ традиционного русского а-ля пьяный дурачок с балалайкой, сформированный в массовом сознании, не отражает реальных русских традиций и огромного культурного фундамента русской истории и традиции. Такое положение надо менять, и Атмановские Кулачки имеют все шансы изменить этот образ в лучшую сторону».
Среди зрителей выделяется сухой пожилой человек, в котором сложно узнать спортсмена-ветерана, мастера спорта СССР по классической борьбе, историка и этнографа Бориса Горбунова. Это он ещё в восьмидесятые составил современный свод правил борьбы за-вороток и был одним из тех людей, благодаря которым традиционные русские игры оживают сегодня. После того, как его представляют бойцам, звучит дружное «Ура!».
«Случайных людей нет здесь, – говорит Председатель Тамбовского общества любителей краеведения Михаил Семёнов, – это видно и по тому, что до Атманова Угла непросто добраться – люди искали друг друга, договаривались, ехали специально сюда». Атманов Угол за годы проведения в нём фестиваля действительно преобразился. На нынешнем фестивале был представлен архитектурный проект развития села, созданный двумя архитекторами – Джани Россо из Пьемонта и Сергеем Шкёпу из Казани. Ярмарка, традиционно сопровождающая Атмановские кулачки, принимает ремесленников из разных областей. Год за годом гости прошлых фестивалей сами становятся его организаторами.
«А вообще, – говорит Алена Гуськова, – кулачные бои “стенка на стенку” традиционны для многих русских городов и сел. Обычно такие бои проводились на праздники, например, на Масленицу, соблюдали правила как и на атмановских. После битвы все братались. Таков обычай русских». После финального весёлого побоища над полем брани раздаётся смех и звучат похвалы хорошим ударам и смелым бойцам. Стороны расходятся в обнимку и остаются лучшими друзьями – в общем, как и столетиями ранее. Крепкая дружба, родившаяся в товарищеской схватке, – лучше сформулировать самый ценный итог возрождённых кулачных боёв в Атмановом углу, наверное, будет сложно.