Зангезур

Уже 30 лет продолжается конфликт Армении и Азербайджана. И хотя стороны вроде определились со статусом Нагорного Карабаха, новый раунд противостояния связан с Зангезуром  45-километровой полосой земли, в которой сошлись геополитические интересы ведущих держав мира. «Стол» решил выяснить подробности

Татевский монастырь в Сюникской области Армении, в 20 км от города Горис. Фото: Тюкалова Вера

Татевский монастырь в Сюникской области Армении, в 20 км от города Горис. Фото: Тюкалова Вера

Фото: Тюкалова Вера


«Зангезур» звучит как название волшебной страны, расположенной где-то поблизости с солнечным Зурбаганом городом, в котором Александр Грин хотел укрыться от бешеного ХХ века. В действительности эта долина между Зангезурским и Карабахским хребтами была полита кровью как никакой другой участок земли здесь воевали на всём протяжении человеческой истории. 

* * *

Чтобы не углубляться в глубь веков, начнём наш рассказ с 1805 года, когда Зангезур  (бывшая персидская провинция, отколовшаяся от Ирана в самостоятельное Карабахское ханство) был присоединён к России. Когда имперские чиновники в самом начале  осознали, какую головную боль они получили в наследство от персов, отказываться было уже поздно. Поэтому  все спорные районы типа Зангезура или Карабаха не вошли ни в Бакинскую, ни в Ереванскую губернии. Специально для примирения армян и азербайджанцев была создана Елизаветпольская губерния (ныне Елизаветполь известен как Гянджа). Дескать, не можете веками решить, чья это земля, значит, будет российская!

В советское время все прежние границы между губерниями были упразднены и проведены вновь, причём большевиков заботили вовсе не национальные соображения, а сугубо классовый подход: чтобы во всех губерниях было более-менее одинаковое представительство рабочих и крестьян. Поэтому административные границы кроились самым изощрённым образом, но, конечно, сами большевики были уверены, что Союз нерушимый навеки сплотила великая Русь и республики никогда и никуда расходиться не будут. 

Так или иначе, но когда СССР всё-таки развалился, эти большевистские границы спровоцировали не один кровавый конфликт.

В случае Армении и Азербайджана ситуация осложнялась тем, что хоть Ереван и выиграл первую войну,  армянская сторона захватила не только Карабах, но и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, значительно сдвинув границу в глубь признанной всем миром (включая и саму Армению) территории Азербайджана. Также Армения захватила под свой контроль область Зангезур (в Армении эту область именуют Сюник), отрезав от Азербайджана Нахичеванскую автономную республику. Между прочим, именно через Зангезур проходили построенные ещё при советской власти железная дорога и автомобильная трасса в Нахичевань. Но армяне перекрыли все дороги, и с тех пор сообщение Баку с анклавом поддерживается либо через Иран, либо окружным путём через Грузию. 

Ситуация замороженного конфликта осложнялась тем, что Армения хотя и захватила выигрышные плацдармы, но оказалась отрезанной от своего основного союзника России. Кроме того, в 2018 году в результате «цветной» революции к власти в Ереване пришёл Никол Пашинян, из-за чего отношения с Россией серьёзно обострились. 

Никол Пашинян во время митинга в Ереване, май 2018 года. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Никол Пашинян во время митинга в Ереване, май 2018 года. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Удобной ситуацией решил воспользоваться Азербайджан, который долгое время готовился к возвращению утраченных территорий.

* * *

Вторая в постсоветской истории война между Азербайджаном и Арменией завершилась столь же внезапно, как и началась. После полутора месяцев ожесточённых боёв азербайджанцы захватили два района, входившие в советское время в состав НКАО, Шушенский и Гадрутский. Именно захват Шуши второго по величине города Нагорного Карабаха имел исключительно важное стратегическое значение: через этот город проходит Лачинская дорога, связывающая Карабах с Ереваном. Когда Карабах оказался отрезан от Армении, в дело вмешалась Россия. И на территорию Карабаха были введены российские миротворцы. В тот же день стороны подписали мирные соглашения, согласно которым Армения должна была передать Азербайджану ещё три «исконно азербайджанских» района: Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский. 

Армении отошёл Лачинский коридор, но с условием, что дорога пойдёт в обход Шуши. 

В обмен на доступ к Карабаху азербайджанцы потребовали разблокировать Зангезурский коридор, и этот момент был зафиксирован отдельным пунктом в мирных соглашениях. 

«Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы пограничной службы ФСБ России.

По согласованию сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».

* * *

Но за два минувших года решение этого вопроса так и не сдвинулось с мёртвой точки. И тогда Баку решил поторопить Ереван. 

И в ночь на 13 сентября 2022 года в районе городов Горис, Сотк и Джермук между вооружёнными силами Армении и Азербайджана начались боевые столкновения, в результате которых есть более 200 погибших и раненых. При этом, разумеется,  и Армения, и Азербайджан утверждают, что обострение устроила другая сторона, чтобы сорвать переговоры о ходе делимитации границ. 

Вид на старую часть города Горис Сюникской области. Фото: Александр Гальперин / РИА Новости
Вид на старую часть города Горис Сюникской области. Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Вскоре стороны договорились о прекращении огня, и переговоры заметно активизировались.

Только за минувший месяц проблема мирного договора между Арменией и Азербайджаном обсуждалась на всех возможных площадках: на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена, в Женеве, в Брюсселе при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона и чиновников Евросоюза. Наконец, переговоры по карабахскому конфликту прошли в Сочи 31 октября.

Сначала Владимир Путин поговорил с Николом Пашиняном, затем с Ильхамом Алиевым, после чего прошла трёхсторонняя встреча, и уже поздно ночью была  опубликована многословная декларация. Если отбросить все дипломатические обороты о воздержании сторон от применения силы в Нагорном Карабахе и приверженности сторон деэскалации конфликта, то стало ясно, что не то что о мирном договоре, но и, например, о принципах делимитации границ Армения и Азербайджан пока условиться не в состоянии. 

Впрочем, слова это уже достижение, ведь стороны столько лет не могли начать говорить друг с другом.

* * *

Конечно, многим наблюдателям кажется, что разумнее всего в данной ситуации призвать на помощь многовековой опыт римской католической церкви, то есть запереть лидеров Армении и Азербайджана в какой-нибудь капелле и не выпускать на свободу, пока из трубы не пойдёт белый дым. Но, боюсь, даже если Пашиняна и Алиева пожизненно держать под замком, мирного договора всё равно не получится. Потому что ситуация с мирным урегулированием, завязанная на статус Нагорного Карабаха и на развитие транспортных коридоров, вовсе не зависит ни от личных хотелок глав государств, ни даже от национальных интересов двух стран. И какой бы прекрасный мирный договор ни подписали сейчас Пашинян с Алиевым, он всё равно будет торпедирован другими державами, которые за счёт конфликтов в Закавказье решают свои интересы. 

* * *

Например, у США, которые предложили Пашиняну свой план мирного урегулирования, интерес простой: выдавить Россию с Кавказа. И построить в Армении свою военную базу как раз на границе с Ираном.

Именно на это и был рассчитан проект мирного договора, предложенный на днях госсекретарем США Блинкеном: Армения признаёт Карабах в юрисдикции Баку, а Азербайджан в ответ даёт честное слово не занимать Зангезур под транспортный коридор. 

Дальнейшее дело техники: раз Армения признала, что Карабах это Азербайджан, то, стало быть, и никакие российские миротворцы там больше не нужны. После этого российская база в Гюмри закрывается и открывается американская. 

Но этот план вызвал нешуточные волнения в самом Карабахе, уверенном, что этот план просто отдаст всех карабахских армян на расправу Баку, где в течение тридцати лет культивировали настоящую ненависть к соседнему народу. 

Можно не сомневаться, что даже если интеграция обойдётся без этнических чисток, большинство жителей будут вынуждены уехать в Армению жить в составе Азербайджана они не смогут. 

Понятно, что американцев все эти тревоги насчёт выживания армян не волнуют совершенно, как их не волнует судьба тех же сербов в Косово. 

Отдельный вопрос волнует ли будущее этих армян самого Никола Пашиняна, который в последнее время демонстрировал приверженность именно американскому плану урегулирования. Недаром в Ереване прошли митинги пропрезидентских сил с требованием выхода Армении из ОДКБ и разрыва всех отношений с Россией. Также Пашинян провёл серию встреч с президентом Турции, на которых речь заходила о предоставлении Армении гарантий безопасности.      

* * *

Центральным пунктом всех этих переговоров и являются споры о статусе Зангезурского коридора. Поскольку в мирных соглашениях 2020 года нет ни слова о статусе коридора, то трактовки возможны самые широкие. Армяне гарантируют Баку обычное сообщение, то есть примерно такое же, какое и сейчас действует между Калининградом и Россией. Азербайджанцы же, наученные горьким опытом России, настаивают на экстерриториальном статусе коридора без армянской таможни и границы. То есть правила функционирования Зангезурского коридора должны быть идентичны правилам функционирования Лачинского.

Но увязывать Лачинский коридор с Зангезурским очень опасно. 

Уже сегодня есть все основания полагать, что как только Карабах де-факто вернётся под юрисдикцию Баку, так Азербайджан разом забудет обо всех своих обещаниях. Например, уже сегодня в азербайджанской прессе открыто обсуждается вопрос статуса Лачинского коридора, связывающего Карабах с Арменией. Дескать, как только азербайджанская армия войдёт в Степанакерт (с точки зрения Баку статус этой территории уже решён), так коридор надо будет перерезать, потому что азербайджанским гражданам нет никакой нужды поддерживать отношения с Арменией.

Блокпост российских миротворцев на дороге из Степанакерта в Лачин и далее в Горис (Армения). Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Блокпост российских миротворцев на дороге из Степанакерта в Лачин и далее в Горис (Армения). Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Баку против армян настраивает и Анкара, лелеющая планы создания Великого Турана националистического извода Османской империи, в которую, разумеется, войдёт и Азербайджан. 

Поэтому построение прямого коридора от границ Турции к берегу Каспия это заветная мечта турецких националистов. 

* * *

Но турецкая экспансия неизбежно натолкнётся на интересы Ирана, который не только может потерять доходы от транзита по своей территории и возможности контроля перемещаемых грузов, но и так же, как и Армения, опасается оказаться отрезанным от неё при резком усилении влияния Турции, строительстве ею военных баз в Азербайджане. 

Поэтому иранские лидеры уже заявили, что Иран не приемлет никаких изменений государственных границ в регионе. И в случае чего Иран будет воевать на стороне Армении. 

* * *

Ну а что нужно самой России? 

Прежде всего сохранение статус-кво, когда обе страны худо-бедно поддерживают мир и не стремятся перерезать глотки друг другу. Потому что сохранение мира в регионе это сохранение роли арбитра Москвы, а сохранение политического влияния России это гарантия строительства сухопутного коридора в Иран через территорию Азербайджана вдоль берега Каспия, а этот проект проталкивается уже много лет. 

Поэтому сейчас Россия активно играет по принципу «и нашим и вашим» тем более что для нас «нашими» являются обе стороны. Всё-таки Азербайджан член СНГ, а Турция хоть и непростой, но важнейший союзник Москвы в геополитических играх. 

Поэтому трёхсторонняя декларация, подписанная в Сочи, начинается с преамбулы, где  стороны обязуются развивать отношения «исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 года». Но в 1991 году Нагорный Карабах входил в состав Азербайджана. То есть фактически Пашинян и Путин согласились с мнением Алиева, что вопрос принадлежности Карабаха был решён два года назад. 

С другой стороны, посол РФ в Армении Сергей Копыркин открыто говорит, что статус Нагорного Карабаха следует оставить следующим поколениям: 

На наш взгляд, статус Нагорного Карабаха это тот вопрос, который следовало бы оставить следующим поколениям, когда будет сформировано условие для приемлемого для всех справедливого решения этого вопроса.

И в Баку прекрасно понимают: как бы Москва ни увязла на Украине, однозначно отвернуться от Армении, бросить её на произвол судьбы Россия тоже не может. Как бы ни относились к Пашиняну в Кремле, такое развитие событий стало бы губительным для престижа Москвы на постсоветском пространстве.

Конечно, фарш обратно уже не провернёшь и Турцию с Кавказа не выставишь, но тот же ближневосточный опыт показывает, что балансировать между интересами сторон можно бесконечно долго.

Хотя горячим кавказским сердцам и хочется простых и эффективных решений. Но важно помнить, что каждое простое решение в этом непростом регионе это шаг к новой войне.

Читайте также