Пять новостей пятницы

Дежурный редактор «Стола» отобрал для вас все самые значимые новости конца недели

 

  1. Главная новость дня: разрешился долгий спор по поводу того, получит ли президент Дональд Трамп Нобелевскую премию мира 2018 года за примирение КНДР и Южной Кореи. Нет, не получит: Нобелевский комитет сумел-таки вывернуться из-под давления администрации Белого дома, нынешней обитатель которого решил ни в чём не уступать предыдущему жильцу Бараку Обаме, получившему Нобеля просто за сам факт своего избрания. Решение было придумано такое, что даже Трампу пришлось отступить: лауреатами премии мира стали конголезец Денис Мукенгере Муквеге и иракская правозащитница Надя Мурад Басе Таха – «за усилия в деле прекращения сексуального насилия как орудия войны и вооружённых конфликтов».

    Денис Муквеге – конголезский гинеколог, основатель и директор госпиталя Панзи, в котором оказывают медицинскую помощь женщинам, ставшим жертвами групповых изнасилований. Его пациенткой могла бы стать и Надя Мурад, представительница небольшого народа язидов, который был захвачен в настоящее рабство террористами ИГИЛ (организация, хвала Всевышнему, запрещённая на территории РФ). В деревне Нади Мурад было убито несколько сотен человек, молодые женщины, включая несовершеннолетних детей, были похищены и удерживались в качестве сексуальных рабынь. Сумев сбежать из плена, Надя Мурад обратилась к правозащитной деятельности.

  2. Продолжается развитие шпионского триллера про неуловимых киберхакеров из российской военной разведки ГРУ. Сразу четыре страны – США, Нидерланды, Великобритания и Канада – обвинили российских разведчиков в том, что они занимаются своими прямыми служебными обязанностями, то есть ведут разведывательную деятельность в интернете. Правда, как утверждают в Минюсте США, где предъявили заочные обвинения семерым россиянам, российские разведчики, прикрываясь пресловутой организацией Fancy Bear, осуществили взлом не только военных объектов, но и сугубо гражданских почтовых серверов Демократической партии США, а также Всемирного антидопингового агентства (WADA) и Антидопингового агентства США (USADA), выложив затем компрометирующую переписку чиновников этих кристально-честных и неподкупных организаций на всеобщее обозрение. Но вот нюанс: американцы изъявили желание посадить граждан России (в частности, неких Серебрякова, Сотникова, Минина и Моренца) только после того, как они были высланы из Голландии. Вывод очевиден: если бы их действительно хотели посадить, то посадили бы – как того же пилота Виктора Бута. Но здесь разведслужбы ведут другую игру. Во-первых, открытием дела по «великолепной семёрке»  американский Минюст ещё раз зацементировал обвинение России во вмешательстве в американские выборы, а поскольку Россия не выдаст этих семерых на суд в США, то и в доказательствах это обвинение более не нуждается.  Во-вторых, сей скандал разгорелся сразу после того, как в Генштабе МО РФ выложили перехваченную запись телефонного разговора украинского полковника Руслана Гринчака, который в 2014 году фактически признался в уничтожении «Боинга». Что ж, американцы, оценив возможности российских спецслужб по перехвату чужих разговоров, решили показать, что они в курсе, кто такими операциями занимается.
  3. Между тем новый очаг напряжённости созрел на Северном Кавказе, где главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о закреплении границы между регионами. Надо сказать, что с момента распада в 1992 году Чечено-Ингушской автономной республики между Чечней и Ингушетией тлел конфликт по поводу спорных территорий нынешнего Сунженского района Ингушетии. Конфликт то утихал, то разгорался вновь, а иногда дело доходило и до перестрелок. В конце концов в 2012 году парламент Чечни принял закон об образовании в составе Сунженского района Чечни (куда входили лишь станицы Серноводск и Ассиновская) ещё шести муниципалитетов с населёнными пунктами, находящимися в Ингушетии – дескать, там живут тысячи чеченцев и всего несколько сотен ингушей, поэтому районы наши! В ответ глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отвечал, что Сунженский район исторически является «неотъемлемой частью» Ингушетии (на самом деле нет – это земли Терского казачьего войска, которое было упразднено после революции). Под давлением Москвы стороны после долгих переговоров подписали-таки договор об установлении границы, причём Ингушетия отдала-таки Чечне участок Сунженского района, получив взамен точно такой же участок Надтеречного района, где проживает больше ингушей, чем чеченцев. В ответ оппозиция Ингушетии объявила Юнус-Бека Евкурова предателем Ингушетии и призвала народ к революции. Словом, акции протеста в Магасе (это столица Ингушетии) продолжаются, въезд в город перекрыт, мобильный интернет отключен по всей республике. Москва пока сохраняет спокойствие, показывая, что такими народными сходами её не проймёшь.
  4. Социальный взрыв зреет и внутри страны: буквально вчера правительство вернулось к обсуждению введения в России социальной нормы энергопотребления для населения, когда при повышении лимита на электричество резко вырастают тарифы. Впервые «энергопаёк» в размере 50–190 киловатт-час в месяц на человека был установлен ещё в 2013 году в виде эксперимента в нескольких регионах (эксперимент проводился в Орловской, Ростовской, Владимирской и Нижегородской областях, а также в Красноярском и Забайкальском краях). Когда выяснилось, что никто из граждан не вписался в норму потребления электричества, то эксперимент свернули, в том числе из-за угрозы социального взрыва. Однако, похоже, опыт с пенсионной реформой показал, что бояться властям нечего, поэтому чиновники и предложили вновь ввести социальные нормы энергопотребления.
  5. Ночью 4 октября в храме святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме произошёл пожар. Поскольку на момент возникновения возгорания людей в храме не было, никто и не пострадал. Огонь повредил кровлю и внутреннее убранство – частично иконостас и малый купол Царского храма, одного из наиболее посещаемых прихожанами и туристами. Интересно, что на месте поджога полиция обнаружила не только пустую канистру из-под бензина, но и забытую сумку с документами на имя некоего жителя Екатеринбурга 1998 года рождения, ранее судимого за кражу. Утром того же дня поджигатель сам явился в отдел полиции № 15 УМВД по Екатеринбургу, но не затем, чтобы написать явку с повинной, а с целью заявить о якобы имевшей место пропаже личных документов. Мужчина был задержан, при допросе он пояснил, что не только поджёг храм, но и похитил деньги из ящика для пожертвований.
Читайте также