Интернет – это не альтернативная реальность

Колумнист и школьный учитель Марина Ярдаева пишет о бестолковой борьбе с интернетом 

Фото: stem.T4L / Unsplash

Фото: stem.T4L / Unsplash

В последнее время возобновились споры о том, нужно ли ограничивать интернет детям. Всё чаще слышны самые радикальные предложения: отрубить несовершеннолетним интернет вовсе, в соцсетях сделать регистрацию строго по паспортам. Даже образовательными онлайн-сервисами многие готовы поступиться, лишь бы не соблазнять лишний раз малых сих. Говорят, без строгих мер ни кибербуллинг не победить, ни с интернет-преступлениями, жертвами которых часто становятся несмышлёные подростки, не сладить, ни общее падение нравов не предотвратить.    

Да, в интернете случается всякое. Деструктивные сообщества, торговля вейпами, сомнительные подработки, буллинг. Или вот недавно, например, подростков захлестнула новая мода. В социальных сетях множатся группы, в которых школьники выкладывают фото друг друга для смеха. Ведутся они в формате светской хроники: случайно пойманные кадры сопровождаются интригующими подписями. Степень глумления самая разная. От «тили-тили-тесто» до виртуального задирания юбок. Где-то мальчика и девочку застигли в школьной столовой за одним столом и «всего лишь» объявили влюбленной парочкой, а где-то за горячими фото отправились в спортивную раздевалку. 

Родители и педагоги бьют тревогу, ищут вражеский след, говорят, что за всем стоят то ли банды педофилов, то ли беспринципные дельцы (в некоторых сообществах пишут, что удалить фото можно только за деньги), то ли это Запад опять со своей пропагандой. Группы проверяют соответствующие органы – как-никак нарушение неприкосновенности частной жизни, незаконное распространение персональных данных. Но вот беда: закрывается один паблик, появляется десять новых. Может, детьми и манипулируют взрослые преступники, но дети как-то уж очень рады растлеваться, многие не только с удовольствием смеются над одноклассниками, но и сами стремятся стать героями новостной ленты, а, будучи пойманными пронырливыми папарацци, чувствуют себя настоящими звёздами. И вот как с этим быть?

Вот тут-то и раздаются вновь крики: «Запретить!», «Не пускать!», «Отобрать!» Ничего нового. Так и десять лет назад кричали, и сто лет назад. Обычные бессилие и глупость. Запретить подросткам пользоваться Всемирной паутиной – это проще всего. И так соблазнительно, ведь все проблемы махом можно решить: и доступ детей к порно, и вовлечение старшеклассниц в вебкам, и навязывание снюсов и вейпов, и утекание карманных денег школьников к скамерам. Но, увы, это абсолютно бессмысленно. Запретить подросткам интернет – это всё равно что запретить жизнь. Сеть давно уже не является какой-то альтернативной реальностью, она часть нашей повседневности: тут и образование, и общение, и разные помогающие сервисы вроде навигаторов и расписания автобусов. Всё дело в том, как пользоваться и зачем. 

Фото: Onur Binay / Unsplash
Фото: Onur Binay / Unsplash

Неловко писать банальности, но запросы ребёнка не появляются из ничего, и то, с чем он идёт в интернет, не самозарождается в нём из магической пустоты. Дети испытывают постоянное влияние среды, в первую очередь семьи, затем школы, улицы, моды. Если школьнику нравится жизнь напоказ, то это не потому, что он таким эксгибиционистом сделался вследствие генных мутаций, а потому, возможно, что мама с бабушкой очень любили раньше на досуге посмотреть реалити-шоу, а теперь они же с удовольствием судачат о бывших героях этих передач, которые нынче все сплошь модные блогеры. А если кто-то считает самыми удачными и смешными шутки исключительно злые и жестокие, то это, может статься, оттого, что папа после работы предпочитает расслабляться, следя за новыми придумками пранкеров. Ну а то, что дети не особенно щепетильны при публикации чужих фото, так многие ли в наше время смотрят на мир как-то иначе?   

Нет, я не хочу сваливать всё на одну лишь семью и улицу. Школа тоже далеко не безгрешна. Чего только стоят уже даже не просьбы, а требования фотоотчётов. От педагогов ждут фото- и видеоподтверждения проведённых открытых уроков, классных часов, линеек. По какому праву, с какой стати, зачем? Думаете, много кто этими вопросами задаётся? Недавно в беседе с коллегой об этом зашла речь, я поделилась эмоциями от всего этого идиотизма, и что же? Услышала от коллеги, что «можно же снимать детей без лиц, со спины». Сами учителя очень оскорбляются (и справедливо), когда школьники снимают их на уроках, а потом выкладывают в соцсетях, но почему-то считается нормальным снимать детей без всякого предупреждения и отправлять фото вообще неизвестно кому.

А как вам урок «Разговоров о важном» о цифровой гигиене с участием Егора Крида? Может, я, конечно, динозавр и брюзга, но для меня цифровая гигиена подразумевает – помимо прочего – отказ и от подобного контента. Это пошло, глупо и, конечно, неуместно в школе. Дети, кстати, это прекрасно чувствуют, и, поверьте, такие попытки взрослых «заговорить с подростками на их языке» не вызывают у них ничего, кроме смущения, отторжения или откровенного смеха. Дети чувствуют, а многие взрослые как будто и не понимают, что в этом такого. 

Фото: Bermix Studio / Unsplash
Фото: Bermix Studio / Unsplash

Получается какая-то ерунда: взрослые хотят защитить детей от грязи и глупости хоть в интернете, хоть в офлайне, а сами не являются примером какой-то особой избирательности и щепетильности. Многие ведь и не могут ничего противопоставить примитивной подростковой моде, уличной культуре, которая легко завладевает детскими сердцами. И дело не только в совместном культурном досуге, хотя он безусловно важен. Ощущение такое, что и с душевными ресурсами у многих взрослых всё очень грустно, будто не хватает для детей тепла, доверия, интереса. Вот и идут подростки добирать недополученное туда, где дают хоть что-то питательное. Раньше шли за гаражи, на крыши, в какие-то маргинальные тусовки. Теперь идут в интернет – так удобнее, проще, и там всё есть. В том числе и свои гаражи.

Да, разумеется, в интернете должны действовать разные ограничения, должны работать те же законы, что действуют в обычной реальности. Это ведь неправда, что совсем никакой порядок во Всемирной паутине невозможен, есть множество работающих механизмов. Отрицать это и предлагать просто перекрыть доступ к интернету подросткам – это как закрывать для них же магазины, потому что там продаётся алкоголь. Ну, продаётся. Но и запрет на продажу его несовершеннолетним действует. Да, и его обходят, но это непросто всё же, и те, кто выбирает эти сложные схемы, опять же, идёт на это от каких-то сильных психологических дефицитов. Вот с ними, с этими дефицитами, и надо разбираться. А то опять у нас хотят лечить головную боль гильотиной.

Читайте также