Ограбление века

В Третьяковской галерее произошло беспрецедентное по своей наглости и простоте похищение картины

А.Куинджи. Крым, Ай-Петри

А.Куинджи. Крым, Ай-Петри

Главная новость недели – это, конечно, беспрецедентное по своей наглости и простоте похищение из Третьяковской галереи картины русского художника Архипа Куинджи «Ай-Петри», когда крымчанин Денис Чуприков разыграл сцену из кинофильма «Старики-разбойники». Напомним, что в этом фильме Эльдара Рязанова пожилой следователь уговорил друга инсценировать ограбление музея, чтобы затем самому заняться расследованием и доказать начальству, что его ещё рано списывать со счетов. Переодевшись техническими сотрудниками музея, они преспокойно выносят из музея полотно – «на реставрацию».

Приблизительно такая же ситуация сложилась вечером 27 января в Третьяковской галереи, только никакого переодевания с маскарадом не понадобилось.

Один из свидетелей преступления так описал произошедшее в Facebook:

«Преступник (...) подошел к картине, решительно снял ее со стены, зашел за колонну, вынул полотно и аккуратно положил рамку на пол. Посетители подумали, что это работник музея, и ничему не удивились. Пропажу обнаружили лишь спустя десять минут, при этом сотрудники музея не сразу вызвали полицию, что дало преступнику время легко покинуть галерею».

https://www.facebook.com/oleg.sharan/posts/10215720766750041

Другие свидетели сообщили, что и сотрудники музея тоже приняли вора за коллегу – так уверенно он себя вёл.

«Мы и другие посетители, смотревшие как раз на картину, даже понять ничего не смогли, – пишет автор телеграмм-канала «Музейный сноб». – Криков нет, может, работник меняет картину. А вор спокойно заходит за колонну, вынимает картину из рамки и уходит. В этот момент смотрительница зала бальзаковского возраста заглядывает за колонну и, не проронив ни звука, исчезает. Только через минуту-две приходит осознание, что картина украдена, появляется встревоженная охрана и охающая смотрительница соседнего зала...»

И тут уж охрана стала действовать смело и решительно. Все входы и выходы из галереи были перекрыты, людей не выпускали, пока охрана наконец не убедилась, что вор с картиной всё-таки успел убежать.

Правда, скрывался он недолго: уже на следующий день похититель Чуприков был задержан в подмосковном поселке Заречье. Он рассказал полицейским, что спрятал картину «Ай-Петри. Крым» на стройке в Одинцовском районе. Там полотно и было найдено. Также выяснилось, что Чуприков уже является фигурантом уголовного дела о торговле наркотиками и находится под подпиской о невыезде. Следствие не исключает, что мотивом похищения стало желание выручить денег за картину, чтобы расплатиться с долгами за наркотики.

Денис Чуприков подозреваемый в краже картины из Третьяковской галереи в Москве в время задержания. Стоп-кадр с видео, предоставленного МВД РФ

Впрочем, мотивы похищения не так уж и важны (сам Чуприков на допросах откровенно «косит под дурачка» и утверждает, что он вообще не помнит, зачем взял картину). Гораздо интереснее разобраться, как вообще организована система охраны в одном из главных музеев страны. Впрочем, теперь уже всем понятно, что шедевры мирового искусства, выставленные в Третьяковской галерее, практически никак не защищены ни от воров, ни от вандалов. Достаточно вспомнить вопиющий случай, когда в мае прошлого года пьяный посетитель набросился на полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и нанёс картине серьёзные повреждения.

Казалось бы, после этого случая охрана шедевров будет усилена. Но нет – выяснилось, что сигнализация, установленная на картинах Куинджи, вообще была отключена.

А всё внимание музейных охранников, всех этих мужчин в чёрных комбинезонах с надписью «Росгвардия» и строгих бабушек-смотрительниц, ориентировано не на воров и вандалов, а на выявление нелегальных экскурсоводов.

Оказывается, с прошлого года генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова подписала приказ об обязательном получении разрешения для гостевых экскурсоводов, причём посторонним экскурсоводам такие разрешения, как правило, не выдают. Всей же музейной охране предписано таких экскурсоводов-нелегалов отлавливать и выставлять вон. Охрана и старается, пресекая не только экскурсии, но и любую попытку завязать разговор возле картин.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Валерий Леденев

Дело доходило до смешного, когда из Третьяковской галереи выгоняли компании посетителей, которые неосмотрительно решили обсудить увиденные полотна в зале.

Очевидно, что преступник Денис Чуприков тщательно спланировал преступление: он пришёл в галерею один и ни с кем не разговаривал, поэтому и прошмыгнул незамеченным мимо сил правопорядка.

* * *

Впрочем, ситуация в Третьяковской галерее вовсе не такая уж уникальная, как это может показаться неискушённому читателю. По сути, музейные охранники, охотящиеся за экскурсоводами, стали образом всей российской охранительной системы, которая вечно сражается с кем угодно, но только не с тем, с кем нужно.

Вот, к примеру, депутаты Госдумы проголосовали за проект, запрещающий распространение фейковых новостей. Теперь всякого фейкодела и фейкомета ждёт серьёзная ответственность за фейки – штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Учитывая, что большинство создателей и распространителей фейков живет в сопредельном государстве, название которого уже неприлично произносить в светской компании, то это нововведение, вне всякого сомнения, остановит всех этих нехороших людей от выдумывания очередных фейковых новостей и поддельных расследований про фейковые теракты.

Кому-то, возможно, покажется, что сарказм здесь не совсем уместен, но дело в том, что следом депутаты приняли и законопроект об ответственности за оскорбление органов власти.

Так что теперь, похоже, придётся держать своё мнение при себе – как и посетителям Третьяковки.

Читайте также