Врачи: жадный Вартан из министерства

Можно ли сшить семь шапок из овечьей шкуры? Ответ на этот вопрос знает каждый, кто читал сказку про жадного Вартана: конечно можно! 

Фото: Ведяшкин Сергей / АГН

Фото: Ведяшкин Сергей / АГН "Москва"

По этому пути – шитья семи шапок из одной шкуры – вот уже несколько лет идёт и развитие нашего здравоохранения. Ранее медицинское образование включало в себя обучение в медицинском институте 6 лет, а затем в ординатуре 2 года или в интернатуре 1 год. После этого выпускник мог работать врачом по полученной в ординатуре или интернатуре специальности. Если объяснять на пальцах, то после окончания мединститута выпускник имеет базовый уровень знаний по медицине, а для освоения конкретной специальности ему необходимо пройти обучение в ординатуре. Само обучение в ординатуре подразумевает не только получение теоретических знаний. Обязательным компонентом является практическая деятельность, получение навыков «на рабочем месте». Обычно ординаторы проходят обучение в отделениях медицинских учреждений по профилю выбранной специальности, а по сути работают врачами, но под руководством куратора, который может исправить их назначения, берёт их с собой на операции или роды и шаг за шагом учит, доверяет делать всё больше и больше, пока ординатор не превращается в настоящую самостоятельную единицу. До 1967 года в СССР существовала только ординатура, затем появилась интернатура (одногодичное обучение специальности), которая просуществовала до 2017 года. 

После отмены интернатуры молодым врачам разрешили работать сразу по окончании вуза и прохождении первичной аккредитации (экзамена), но только участковыми терапевтами, педиатрами и врачами общей практики. И хотя многие преподаватели медицинских институтов говорят о снижении уровня знаний и компетенций у современных выпускников, Минздрав так не считает, полагая, что прошедший первичную аккредитацию молодой специалист подтвердил уровень своих знаний и навыков. К тому же дефицит кадров в первичном звене здравоохранения вынудил пойти на эту меру. Но обучение врачей-специалистов планировалось улучшить, сделать его более основательным и длительным. Так, экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова предлагала рассмотреть вопрос об увеличении продолжительности обучения в ординатуре до 3–5 лет. Действительно, медицинская наука стремительно развивается, и врачу, чтобы грамотно и обстоятельно работать по выбранной специальности, надо освоить большой объём знаний. Кроме того, не стоит забывать, что симуляционные центры, медицинские роботы и прочие гаджеты – это хорошо, но навыки работы с настоящими пациентами они заменить не в состоянии. И этот этап обучения медицинского работника, врача «в реальных условиях на рабочем месте», должен, конечно, оставаться обязательным. Но вместо реализации заявленного предложения вышло что-то другое. 

Фото: Иванко Игорь / АГН "Москва"
Фото: Иванко Игорь / АГН "Москва"

На недавно прошедшем форуме «Здоровое общество» нынешняя заместитель министра Татьяна Семёнова сообщила, что ведомство планирует изменить концепцию ординатуры. В перспективе по отдельным специальностям минимальный срок обучения ординаторов может быть сокращён до года. Кроме того, в декабре 2022 года правительство разрешило врачам других специальностей работать хирургами, анестезиологами-реаниматологами и травматологами-ортопедами после прохождения курсов профпереподготовки, а в настоящее время рассматривается законопроект, который позволит за 576 часов обучения (4 месяца) переквалифицироваться педиатру или, например, кардиологу в психиатра. То, что нам сейчас явно не хватает психиатров, – факт, не вызывающий большого удивления, но вот способы, которыми пытаются их заполучить… Впрочем, программ профпереподготовки множество по всем специальностям. Занятия могут быть очными и заочными, с использованием дистанционных образовательных технологий. В основном это циклы лекций и семинаров, реальных пациентов студенты увидят впервые только в первый рабочий день по новой специальности. 

Но что же делать, стране нужны медицинские кадры, желательно побыстрее и подешевле. Нужна доступная медицинская помощь. Проблему доступности и дефицита уже давно решают очень просто: медикам предлагают работать на 1,5–2 ставки. Или, например, если нет доступности записи в поликлинике, то вместо того, чтобы взять ещё одного врача на работу, просто урезают время на одного пациента. И вот уже у врача не 20, а 30 талончиков в день – и никаких проблем с доступностью!

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"
Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

– Да разве это мой заказ?

Вскричал в сердцах Вартан.

Когда ты шапки мне кроил,

Ты был, должно быть, пьян?

Что с ними делать мне теперь?

Куда прикажешь деть?

Ведь ни одну из них нельзя

На голову надеть!

Но ты же сам того хотел!

Сказал в ответ скорняк.

Больших семь шапок из овцы

Не выкроишь никак!

Читайте также