Выбор школы как задача повышенной сложности

Колумнист и профессиональный педагог Марина Ярдаева полемизирует с главным редактором «Стола» о выборе между частной и массовой школой  

Фото: Александр Подгорчук/Коммерсантъ

Фото: Александр Подгорчук/Коммерсантъ

Что предпочтительнее: массовая школа, семейное обучение или частные организации? Таким вопросом задаётся главный редактор «Стола» Андрей Васенёв. Ответ как будто бы очевиден. Но если учесть, что любое решение – это только начало пути, а главное в нём – его осуществление, в каких условиях оно возможно и каких требует ресурсов, то всё уже не так просто. Вроде бы ясно, как день, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, но если складывается всё как-то так, что богатство оплачивается здоровьем, а здоровье грозит разорением, то уже десять раз подумаешь, что важнее. А когда переменных больше, чем две-три-четыре, то уравнение и вовсе может показаться неразрешимым.

Я с интересом наблюдаю за развитием частного образования, радуюсь всему новому, что появляется. Хорошо, когда много разного, когда есть выбор. Но так ли он велик сегодня – этот выбор? Сколько, например, частных школ в России? Меньше тысячи, около 900, а учится в них примерно 1% детей от числа всех школьников. Динамика рынка частного образования тоже не так чтобы впечатляет. В 2017 году негосударственных школ насчитывалось примерно 800, в коронавирусном 2020-м – 850. Впрочем, по данным опросов, летом 2022 года желающих уйти из государственных школ в частные стало в полтора раза больше относительно 2021-го. Понятно, не все поспешили эти желания исполнить, но во многих частных школах отметили существенный прирост учеников. Самих школ при этом сильно больше не стало.

И это одна из проблем. Негосударственных учреждений мало. Прекрасно, что они есть. Замечательно, что они разные. Но когда речь идёт о том, что за удобство обучения в малых классах и роскошь общения с интересными педагогами ребёнок расплачивается ранними подъёмами и недосыпанием, всё уже не так чудесно. И это совсем не мелочи, к которым можно притерпеться. Я знаю нескольких родителей, которые с этим не справились и вернулись в обычные школы. На дорогу уходило полтора часа в одну сторону.

Второй момент. Частные школы разные, но это не значит, что все они по-разному хороши. Знакома я и с теми родителями, которые, отдав детей в частную школу, забрали их оттуда уже после первой четверти или полугодия и потом вынуждены были ликвидировать пробелы в знаниях. Не все школы, хотя и имеют такую возможность, формируют свою уникальную среду. Некоторые организации, особенно новые, которые только ищут своё место, в стремлении набрать и удержать контингент с удовольствием принимают не только талантливых и способных детей, которым оказалось слишком скучно в обычной районной школе, но и тех, от кого муниципальные школы просто избавились (к сожалению, такое практикуется): хулиганов, детей с ментальными нарушениями. Родителям говорят то, что те хотят слышать: что ребёнок не мог раскрыться в госшколе, а тут раскроется; что хулиганил, потому что там к нему не могли найти подход, а тут найдут. Однако никакими ресурсами, чтобы действительно помочь таким детям, школа не обладает, и чудес не происходит. При этом если в районной школе процент таких серьёзно отстающих детей невелик, как и доля очень способных, то в частной школе и тех и других может оказаться сильно больше, а соответственно, и влияние друг на друга обостряется, и редко это влияние позитивное.    

В общем, уходят и из частных школ. Кто-то отдаёт своих относительно самостоятельных детей в другие негосударственные учреждения, онлайн-школы, кто-то возвращает своих общительных и требующих социализации отпрысков в знакомую школу около дома. 

А кто-то ищет единомышленников и объединяется с другими семьями в сообщества хоумскулеров. Об этом следует рассказать отдельно. В подавляющем большинстве такие объединения нельзя отнести к частным образовательным организациям. Фактически это может напоминать школу с помещением, коллективом педагогов, кто-то может всё это даже возглавить в качестве директора. Однако часто, даже если что-то регистрируется, то регистрируется либо как детский клуб по интересам, либо как консультационный центр. То есть лицензий на оказание образовательных услуг такие объединения не получают – для маленьких центров это слишком сложно. Такие варианты могут быть замечательными, но подходят, опять же, не всем.

Лучший вариант – это когда вдохновитель такого сообщества вы сами или ваши друзья. Тут всё понятно: вы осуществляете свои самые смелые идеи, у вас есть время всем этим заниматься, и, вероятно, раз уж вы в это ввязались, есть и соответствующие опыт и квалификация. Но так бывает исключительно редко. Обычно если у взрослых людей есть время и педагогический опыт для того, чтобы заниматься собственными детьми и детьми друзей, то нет средств на материально-техническую базу. Если же у людей всё хорошо с деньгами, то чаще всего они зарабатываются не в образовании и зарабатывание этих денег отнимает почти всё свободное время. 

Конечно, выбор образовательного маршрута не может быть простым, нужно время, чтобы со всем разобраться, изучить предложения, нужны возможности для сочетания при необходимости разных вариантов. Если всё получится, то результат будет удивительным. Тут я с Андреем Васенёвым полностью согласна: решение этой задачи действительно даёт «шанс вырасти людям, сосредоточенным не на вопросах выживания, карьеры и успеха, но на ценностях свободы, общения и взаимной результативной ответственности». Но мне хочется кое-что добавить. Добавить прежде всего для тех людей, кому в частном сегменте эту задачу по ряду причин не разрешить ну никак, но эти люди не перестают быть ответственными родителями, старающимися дать своим детям максимум при минимуме возможностей. Мне хочется как-то уберечь их от фрустрации. Потому что если они начнут думать, что если у них нет возможности возить детей в частную школу за сто километров, платить репетиторам по 50 тысяч в месяц и они не найдут образовательное сообщество, подходящее именно их детям, то ничего хорошего точно не будет.

Я много критикую эту систему изнутри и вижу и то, что многим хорошим детям из прекрасных семей в районных школах вовсе не плохо. Это удивительно, но есть дети, которые способны извлечь максимум знаний даже в переполненных классах, с уставшими учителями, при этом даже без репетиторов. И эти дети как будто совсем не испытывают дурного влияния детей со сниженной культурой. И они сами выбирают лучшие из школьных бесплатных кружков. Таких «подарочных» детей (хотя их бывает до трети класса и дело, конечно, не в случайности, а в том, что образовательной средой этих детей является не только школа, но и в большей степени семья) я бы не стала особенно дергать. Я бы только сосредоточилась на защите их прав.

Сегодня многие справедливо жалуются на усиление воспитательно-идеологической роли школы. Однако у родителей, если они не согласны с господствующей идеологией, например, всё ещё остаётся возможность не вовлекать в это детей. Достаточно написать заявление, чтобы ребёнок не посещал «Разговоры о важном», не участвовал во внеурочных мероприятиях с политическим уклоном или таких, которые просто крадут свободное время ребёнка. Если семья малой кровью может компенсировать недостатки государственных школ, а ради обучения детей в дорогих частных школах взрослым приходится идти на непосильные жертвы, то выбор кажется очевидным. Нужно всё же исходить из баланса возможностей и потребностей. Это, кстати тоже наука и пример детям.

Читайте также