В рабстве у техники. Человек после XX века

Отношения человека и мира всегда были непростыми, но за последние лет сто статус из «всё сложно» перешёл во «всё настолько запутанно, что непонятно, есть ли шанс вообще». Почему так? Одна из причин – всё ускоряющаяся технологизация 

Фото: Lucrezia Carnelos/Unsplash

Фото: Lucrezia Carnelos/Unsplash

Человек XX века сталкивается с новой для себя проблемой: помимо природных сил его физическому существованию угрожает созданный им самим мир техники. Из помощников человека технологии превращаются в его господ, и человечество переживает «специфическое ощущение беспомощности», которое Карл Ясперс связывал с несоответствием духовного и общественного развития человечества темпам технического прогресса. Техника, будучи прикладной отраслью науки, не формировала целостной научной картины мира, но она расширяла «реальное видение» мира благодаря развитию транспорта и средств связи. Весь мир становится достижимым и как бы единым целым. Одновременно с этим человек свою собственную целостность утрачивает. В чём это выражается? 

В работе «Истоки истории и её цель» Ясперс рассматривает сущность  и смысл техники, которые характеризуются такими понятиями, как «рассудок» и «власть». На первый взгляд, смысл технического прогресса и самой техники состоит в том, чтобы освободить человека от власти природы, облегчить и упростить жизнь человека. Однако этим техника не ограничивается. С её развитием рождается стремительно развивающийся новый мир. Благодаря «духу предпринимательства» технологии усложняются, множатся и очень быстро начинают подавлять творческое начало человека рациональностью и экономической целесообразностью. Ясперс констатирует: 

– Технически полезное должно быть полезным и в экономическом отношении. Однако дух изобретательства как таковой не зависим от этого принуждения. Решительные импульсы заставляют его как бы творить второй мир. Однако то, что он создаёт, обретает свою техническую реализацию лишь в той мере, в какой это диктуется экономическим успехом. 

Поэтому наряду с производством технических благ и ростом производительности труда развитие техники имеет ряд негативных последствий для человека и человечества. Например, труд становится более механическим и менее осмысленным. Ведущая роль отводится машинам, а человек становится обслуживающим персоналом техники, выполняя простую и часто рутинную работу, сосредотачивая своё внимание на узких задачах и не имея общего представления о конечном результате. Человек всё более погружается в «бессмысленное существование, пустое функционирование в виде части механизма», распадается на функции и теряет самого себя «в стремлении рассеяться». 

В таком агрессивно стремительном развитии техники Ясперс видел её демоническое – неуправляемое – начало, то есть «нечто подавляющее, оказывающее последующее воздействие на всё их [людей] существование, противостоящее им, не постигнутое ими, как бы происходящее на заднем плане, нераскрытое».

Карл Ясперс. Фото: Jack Metzger/Wikipedia
Карл Ясперс. Фото: Jack Metzger/Wikipedia

Ясперс отмечает, что преодолеть демонизм техники возможно, только поняв её сущность. С развитием техники меняется вся жизнь, вместо труда появляется деятельность, дом становится просто местом для ночлега, всё и все становятся взаимозаменяемыми. 

Человеку, считает Ясперс, нужно сделать выбор: или стать рабом технического мира, или устоять в этой борьбе, обретая свободу в новых реалиях существования, когда «земля <…> превращается в сырьё», а человек становится расходным материалом, «который в нужный момент пускается в ход ради достижения предварительно поставленных целей». 

Но для решения этой задачи людям придётся справиться с ещё одной проблемой, вызванной развитием техники, – потребительством и потребительским отношением к окружающему миру. Ясперс ясно видел опасность возможной духовной зависимости от техники, которая, «оторвавшись от смысла человеческой жизни», может превратиться «в средство неистового безумия нелюдей» и их омассовления. Человек массы предпочитает не быть свободным, а лишь таковым считаться: освободиться от свободы «во имя свободы». В этой дурной иллюзии люди кидаются в омут свободы от личной ответственности за происходящее вокруг. 

По определению философа Ортеги-и-Гассета, человек массы не обладает собственным мнением и способностью критически мыслить. Он может лишь потреблять, не берёт на себя ответственность и всячески поддерживает миф о том, что один человек не может ни на что повлиять. 

Подобная безответственность, по мнению Ясперса, в сочетании с нетерпимостью, инфантильностью и отсутствием собственного мнения ведёт к утрате человеческого достоинства, целостности и чувства солидарности с другими людьми. 

Выход Ясперс предлагал искать в противоположной стороне. Каждый человек должен быть готов принять на себя ответственность за создание нового мира, и отказаться от этого он не может, если не хочет «вести существование, в котором он не будет, по существу, ни человеком, ни животным».

 

Читайте также