Столковый словарь: Зерновая сделка

«Стол» решил выяснить: что такое «зерновая сделка» и почему Россия вышла из неё,  громко хлопнув дверью

Фото: Scott Goodwill / Unsplash

Фото: Scott Goodwill / Unsplash

«Зерновая сделка» – сегодня уже всё. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который тем не менее оговорился, что как только требования России будут выполнены, Москва вернётся к сделке. 

Поэтому нет сомнений, что сделка будет продлена. 

Контекст сделки

После начала военной спецоперации президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что суда с зерном не могут покинуть украинские порты Очаков, Одесса, Черноморск и Южный, где скопилось 4,5 млн тонн зерна. Дело в том, что прежде зерно переправлялось в страны-покупатели сухогрузами через Чёрное море, но после начала военных действий украинские порты были заминированы самими украинцами – по данным российской стороны, ВМС Украины разместили на подходах к портам более 420 якорных мин. 

Всего же из-за боевых действий на территории страны оказалось заблокировано 20–25 млн тонн предназначенной для экспорта сельхозпродукции: пшеницы, кукурузы, ячменя, подсолнечного масла. Поскольку львиная доля этих продуктов принадлежала американским транснациональным компаниям – в частности, Cargill, DuPont и Monsanto, купившим более 17 миллионов гектаров украинских пахотных земель, вскоре в западной прессе началась информационная кампания, обвиняющая Россию в неизбежном возникновении голода и мирового продовольственного кризиса. 

Безусловно, это было преувеличение – всё застрявшее в украинских портах зерно не превышало и 1% от оборота зерновых на международном рынке. 

Тем не менее, прежде от поставок украинской пшеницы зависели в первую очередь бедные страны Африки, прежде всего, Ливан (до начала СВО эта страна завозила из Украины около 60% всего импорта этой культуры), Джибути (около 55%), Сомали (около 50%), Эритрея и Мавритания (около 45%), Ливия (более 40%). Кроме того, на долю Украины приходилось и до 50% закупок продовольственной программы ООН, которая распределяет гуманитарную помощь бедным странам, поэтому опасения о начале продовольственного кризиса стали высказывать и представители ООН.

В ответ президент Владимир Путин объяснял, что Россия не препятствует вывозу зерна с Украины: по его словам, Киеву «никто не мешает» разминировать порты для прохода судов. Также Путин предложил вывезти зерно другими путями – через Румынию, Польшу, порты Азовского моря или Белоруссию, предварительно сняв санкции с Минска. Но от последнего варианта Киев отказался.

Сделка 

Зерновая сделка – она же «черноморская инициатива» по вывозу украинского продовольствия – была заключена 22 июля 2022 года в Стамбуле. 

Собственно, это не одна сделка, но три взаимоувязанных соглашения. Прежде всего, это договоры о вывозе зерна из украинских портов, причём Украина и Россия подписывали документы отдельно: каждая из стран заключила зерновую сделку с Турцией и ООН. Россию на встрече представлял министр обороны Сергей Шойгу, который подписал документ с турецким коллегой Хулуси Акаром при свидетельстве Гутерриша. 

Третий документ – это Меморандум Россия–ООН по нормализации российского экспорта сельхозпродукции и удобрений, в котором содержались требования России:

1. Разблокирование заблокированных в Европе активов и счетов русских компаний, связанных с созданием и транспортировкой продовольствия и удобрений.

2. Снятие запрета на доступ в порты судов, перевозящих российское зерно и удобрения.

3. Отмена ограничений на страхование и перестрахование судов, перевозящих российское зерно и удобрения, и самих грузов.

4. Переподключение «Россельхозбанка» к международной платёжной системе SWIFT.

5. Возобновление работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса».

Насосная станция аммиакопровода «Тольятти – Одесса». Фото: Антон Оболенский / Wikipedia
Насосная станция аммиакопровода «Тольятти – Одесса». Фото: Антон Оболенский / Wikipedia

6. Снятие запрета на поставки в Россию сельхозтехники, запчастей к ней и возобновление сервисного обслуживания поставленной техники.

Остаётся лишь удивляться, почему российская сторона подписала этот документ – ведь меморандум, как известно, не является международным договором и не устанавливает никаких обязательств сторон.

То есть перед нами сделка, в которой Россия должна обеспечить вывоз зерна из украинских портов, а в ответ никто ничего не должен России. 

Разумеется, что никто и не собирался выполнять российские условия зерновой сделки. 

Как выполнялась сделка? 

«Черноморская инициатива» была запущена буквально через неделю после подписания. В максимально короткие сроки был определён морской гуманитарный коридор, сформирован Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле для регистрации и инспекций судов-участников, а уже 1 августа 2022 г. из Одессы вышел первый сухогруз «Разони». 

Сухогруз Разони. Фото:  Cengiz Tokgöz / vesselfinder.com
Сухогруз Разони. Фото:  Cengiz Tokgöz / vesselfinder.com

Вскоре выясняется, что и забота о голодающих детях Африки была блефом. Как следует из официального заявления МИД РФ, за время работы «черноморской инициативы» в общей сложности было вывезено 32,8 млн тонн грузов, из которых более 70% (26,3 млн тонн) были отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая ЕС. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось менее 3% проданного зерна.

Подводные камни сделки 

Уже 29 октября 2022 года Россия приостановила своё участие в сделке – после того, как Украина с помощью беспилотников-камикадзе нанесла удары в Севастополе по российским кораблям и судам. Маршрут атаки частично пролегал по зерновому коридору. Россия потребовала гарантий безопасности для своих судов, после чего Украина их передала через ООН, и РФ 2 ноября возобновила участие в сделке.

Почему? 

Дело в том, что как раз в это время – видимо, по чистой случайности – в Анкаре шли непростые переговоры по поводу прохода через Босфор и Дарданеллы танкеров с российской нефтью.  

Дело в том, что с 5 декабря вступило в силу европейское эмбарго на российскую нефть, согласно которой каждый танкер с российской нефтью должен быть  обеспечен страховым полисом от международного клуба взаимного страхования судовладельцев International Group of P&I Clubs, базирующегося в Лондоне. Но получить заветную страховку можно лишь в том случае, если перевозимая партия нефти уже продана по цене, не превышающей предельного значения, установленного западными странами.

И Министерство транспорта Турции уведомило, что с 1 декабря 2022 года турки намерены требовать подтверждения страховки у каждого танкера, пересекающего проливы Босфор и Дарданеллы.

В результате торговля нефтью чуть было не встала. 

Как бы мы ни старались слезть с «нефтяной иглы», именно это сырье остаётся основным товаром России – удельный вес нефти в общем объёме российского экспорта в прошлом году составил  22,4%. При этом, по данным ПАО «Транснефть», примерно половина российской нефти транспортируется на внешние рынки именно морскими маршрутами. 

Ключевыми терминалами по перевалке нефти из трубы в танкер являются порты Новороссийск (около 20 млн тонн год), Приморск (36,3 млн тонн) и Усть-Луга (23,2 млн тонн) в Ленинградской области. И, наконец, Козьмино (35,1 млн тонн) на Дальнем Востоке. 

При этом путь через Балтику уже фактически заблокирован – там фарватер пролегает через датские и шведские воды, а Севморпуть и Козьмино пока не могут радикально увеличить объёмы перевалки нефти. Так что сейчас Новороссийск – главный порт, именно Черным морем идут наши танкеры с нефтью в Индию – а это сегодня наш главный покупатель, который затем переправляет нефть – уже под видом «индийской» – в Европу.

Морское судно у пирса перевалочного комплекса "Шесхарис", Новороссийск. Фото: Ирэн Майорова / Коммерсантъ
Морское судно у пирса перевалочного комплекса "Шесхарис", Новороссийск. Фото: Ирэн Майорова / Коммерсантъ

Но затем после возобновления зерновой сделки тема морских страховок незаметно ушла с повестки дня. Логично предположить, что эти события связаны друг с другом и что Анкара закрыла глаза на все санкции в обмен на заработок на украинском зерне. 

Так «зерновая сделка» стала эталоном международного лицемерия. Россия зарабатывает с помощью продажи нефти через Индию, а Запад, вопреки собственному эмбарго покупающий у Индии нашу нефть, в этих зерновозах поставляет тонны оружия на Украину, прикрываясь заботой о голодающих детях Африки, хотя на самом деле украинское зерно идёт не голодающим детям, а на корм испанским и немецким свиньям. А затем западные спецслужбы и СБУ безнаказанно используют «коридоры безопасности» для вывода беспилотных катеров-камикадзе, чтобы атаковать корабли Черноморского флота и опоры Крымского моста. 

Именно поэтому сделку продлевали ещё два раза: 18 марта 2023 года сроком уже на 60 дней. И ещё раз – 17 мая 2023 года, тоже на 60 дней. Причём каждый раз российская сторона указывала, что российская часть сделки, которая не реализовывалась, также должна быть выполнена.

Последнее продление сделки было явным жестом в пользу президента Турции Эрдогана. И это принесло результат: турецкая оппозиция, настроенная значительно менее пророссийски, проиграла выборы. Реджеп Тайип Эрдоган остался президентом. Однако в экономической политике Турции и её внешней политике произошли серьёзные изменения.

Эрдоган был вынужден обновить правительство, и ключевые должности заняли новые люди – причем половина из новых министров имеет западное образование и хорошие связи или в США, или в Великобритании, или в ЕС. Возможно, российское руководство считает, что пришло время обновить все договорённости – и по зерну, и по нефти. 

Чего хотят США? 

В США уверены, что никакие российские требования выполнять не нужно. 

– Мы предпримем все усилия, чтобы вывозить зерно с Украины, видимо, сухопутным путём, – заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. – Но мы не рассматриваем как вариант смягчение санкций против России. Они не затрагивают еду вообще, как уверяет Россия. Так что с санкциями ничего не нужно менять. 

Что хочет Украина? 

Именно благодаря украинской стороне сегодня невозможно выполнение всех российских требований в принципе. 5 июня 2023 года украинские диверсанты подорвали аммиакопровод неподалёку от села Масютовка в Харьковской области. В России указывали, что на ремонт трубопровода может понадобиться от одного до трёх месяцев, если специалисты получат доступ к повреждённому участку. По словам вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, доступа для ремонта не предвидится.

После окончательного выхода России из сделки президент Украины Владимир Зеленский заявил о том, что руководство страны собирается делать всё, чтобы экспорт украинского зерна продолжился уже без согласия России. Дескать, суда с зерном будут сопровождать корабли ВМФ Турции, на которые Россия не посмеет напасть. Правда, Турция ещё никак не отреагировала на это приглашение.  

Собственно, в этом и состоит цель Украины – под любым предлогом спровоцировать военный конфликт России и НАТО. 

У нас же цели куда скромнее – просто перезаключить сделки по проходу судов. 

Поэтому, скорее всего, зерновая сделка будет скоро перезаключена. 

 

Читайте также