Ребёнок родился. Что делать?

Автор знаком с семьёй, которой пришлось везти ребёнка в соседний регион, чтобы сделать там Эхо-КГ и показать кардиологу. Для этого они обзвонили не одну частную клинику – и только в третьей по счёту удалось набрести на нужных специалистов. Что тут можно сказать? Если женщины в большинстве своём примут слова г-на Мурашко к действию, первичное звено здравоохранения и система родовспоможения, которые уже сейчас почти не справляются с потоком страждущих, просто схлопнутся

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Не так давно глава Минздрава Михаил Мурашко назвал порочной практикой стремление современных женщин заводить детей только после того, как они получат образование и построят карьеру. «Ситуация должна быть пересмотрена. Посыл должен быть иной. Чем раньше она родит, тем лучше для здоровья самой женщины, для здоровья детей и её карьеры в конечном счёте».

По поводу этого заявления было сломано немало копий, а интернет-баталиям несть числа. Кто-то поддерживал министра – мол, правильно всё говорит, разбаловались ныне бабы, Россия вымирает, а они рожать не хотят. Кто-то, напротив, напоминал, что обстановка в стране, мягко говоря, не очень-то располагает к деторождению – тем более что материальное положение многих молодых пар можно обозначить старинной пословицей: «Рогатой скотины – петух да курица, а медной посуды – крест да пуговица» (причём без особых тенденций к его улучшению).

Но посмотрим на эту ситуацию с иной стороны. Чтобы женщина родила здорового ребёнка, а беременность и роды прошли без особых последствий для её здоровья, необходимо выполнить три условия: пройти перед беременностью полное обследование и вылечить либо загнать в длительную ремиссию имеющиеся заболевания, регулярно наблюдаться в женской консультации по месту жительства, и рожать не в бане под присмотром знахарки бабы Клавы, а в родильном доме или перинатальном центре, под наблюдением квалифицированного персонала, в условиях, где в случае чего можно сразу оказать экстренную помощь. И если второе условие худо-бедно выполняется, то с первым и третьим, выражаясь суконным языком, имеют место быть дефекты и недостатки.

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва» 
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва» 

Г-н Мурашко рулит отечественным здравоохранением с января 2020 года, то есть более трёх лет, и дефицит врачей в первичном звене как до него был притчей во языцех, так и при нём остался. Поэтому женщины, желающие поправить своё здоровье перед тем, как беременеть, должны быть готовы к большим временным и/или денежным затратам. Иной раз быстрее и надёжнее пройти обследование или получить консультацию в частной клинике. Тем же, кто не имеет достаточного количества денег, остаётся только ждать приёма или обследования в рамках ОМС, и ожидание того или другого может затягиваться на месяц и более. В самом незавидном положении оказываются жительницы сельской местности – как по причине худшего материального положения, нежели у городских, так и по причине того, что в районной больнице нужного специалиста может просто не быть, а попасть на приём к областному специалисту – долгая история.

Далее – не легче. По всей стране постепенно закрываются родильные дома: где-то – в результате оптимизации, где-то – по причине «нерентабельности», где-то – из-за нехватки медицинского персонала. И если раньше это касалось в первую очередь маленьких городов и посёлков, то ныне этот процесс идёт и в крупных городах. Так, в 2022 году закрывались родильные дома в Волгограде, в Тверской области, в 2023 году – в Ижевске, в Кемерово и в Кемеровской области, а также в Смоленской области. И, опять же, особенно туго приходится женщинам из посёлков и деревень, которых «маршрутизируют» в областной перинатальный центр или в ближайший райцентр, где роддом пока не закрыт. А расстояние до такового от родных пенат может быть более сотни километров. В лучшем случае таких женщин госпитализируют заранее, в худшем – бригада скорой помощи везёт их до места назначения, молясь про себя, чтобы роды не начались в дороге. Отдельный квест – добраться до дому с младенцем на руках, особенно если в семье нет ни личного автомобиля, ни денег на наём такси.

Итак, ребёнок родился. Что дальше? Он должен наблюдаться в детской консультации по месту жительства, при необходимости проходить дополнительные обследования и лечение. И здесь мы видим ещё более печальную картину. Не хватает ни педиатров, ни узких специалистов. Каждый родитель может рассказать свою «сказку о потерянном времени» в очередях детской поликлиники в сезон острых респираторных заболеваний и при прохождении медосмотров. Пестрят жалобами родителей на отсутствие узких специалистов «медицинские» обсуждения в соцсетях и на форумах. К слову, не всегда выручают и частные клиники – не в каждой из них найдётся, к примеру, детский кардиолог или детский врач функциональной диагностики. Автор знаком с семьёй, которая повезла ребёнка в соседний регион, чтобы сделать там Эхо-КГ и показать кардиологу. Для этого им пришлось обзвонить не одну частную клинику – и только в третьей по счёту удалось набрести на нужных специалистов.

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва» 
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва» 

Что тут можно сказать? Если женщины в большинстве своём примут слова г-на Мурашко к действию, первичное звено здравоохранения и система родовспоможения, которые уже сейчас почти не справляются с потоком страждущих, просто схлопнутся. Более того, через несколько лет можно ожидать некоторый подъём рождаемости, так как в детородный возраст вступает поколение, рождённое в более-менее благополучные середину и конец нулевых. Что же будущим матерям и детям может предложить ведомство г-на Мурашко, помимо донельзя оптимизированных систем родовспоможения и охраны здоровья? Весьма вероятно, что родильные дома, детские больницы и поликлиники будут открываться  – но буквально «в час по чайной ложке». И не менее насущный вопрос – как ликвидировать дефицит медицинского персонала в существующих и в заново открытых лечебных учреждениях – так и останется открытым. А ведь именно нынешнее положение дел в отечественном здравоохранении может послужить для женщин детородного возраста дополнительной причиной для того, чтобы не рожать вообще, или остановиться на одном, максимум двух детях – разумеется, при условии, что доходы обоих родителей позволяют оплачивать услуги частных медицинских центров.

 

Читайте также