Великий Новгород: по Рогатице до «Медведицы»

Мария Башмакова осмотрела «Родину России» – так теперь называется Великий Новгород – и делится советами

Роспись Знаменского собора в Великом Новгороде. Фото: Мария Башмакова

Роспись Знаменского собора в Великом Новгороде. Фото: Мария Башмакова

29 марта 2023 года губернатор Новгородской области Андрей Никитин в отчёте перед депутатами Новгородской областной думы сказал о развитии туризма: «Новгородские представители туристического бизнеса получат гранты на 116 миллионов рублей. Они смогут их направить на создание зон отдыха и туристических маршрутов, строительство кемпингов и автокемпингов, обновление туристической инфраструктуры». В апреле Андрей Никитин отметил в интервью: «В Новгородской области за последние три года турпоток вырос более чем в два раза; это российские туристы, которые больше стали ездить по своей территории…». Великий Новгород за последние годы превратился в променад Петербурга. Города разделяет 166 километров, которые можно, если повезёт, преодолеть за три часа на машине или маршрутке.

Мэр города Сергей Бусурин в путеводителе обращается к гостям Новгорода: «Великий Новгород – это город Александра Невского и Ярослава Мудрого, Гавриила Державина и Сергея Рахманинова, город Воинской Славы и хранитель объектов Всемирного культурного наследия, город – родина российской демократии и родоначальник торговых международных связей, город берестяных грамот и современных технологий».

Обычно турист, осматривая город, топчется кабаньими тропами, цепляя глазом «красивое», а ухом – «главное», слушая, если уж приспичит, экскурсовода. Из этой мозаики он потом выложит посты в соцсетях. Редкий путешественник бродит огородами, отходит от центра и фотографирует неприглядное. Так «открыточно» устроено наше восприятие, да и что, собственно, нового в покосившихся водосточных трубах, обшарпанных стенах или переполненных урнах? Глаз туриста останавливается и на старых белых церквях, и на бесконечных салонах красоты среди зарослей мальвы. В общем Новгород, сильно пострадавший в Великую Отечественную, со своим эклектичным центром – вполне себе российский город. Кремль, рифмуя эпохи, соседствует с памятниками Ленину и Лёне Голикову. Впрочем, судя по всему, они, в отличие от памятника Сергею Рахманинову, совсем не популярны.

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

1 / 3

Новгород разный, хотя совершенно не «великий», если говорить о его современном портрете. По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата в Великом Новгороде за 2023 год ‒ 62 034 рубля. Чаще всего встречается зарплата 30–35 тысяч рублей. Потому горожане вынуждены устраиваться на несколько работ, если получится. При таких доходах модные у туристов рестораны, понятное дело, дороги. А рестораны – в том числе и русской кухни – важный мощный магнит людского притяжения.

По Бояну до Людогоща

– СССР идеологизировал городской ономастикон, наполнил его политическими мотивами и ввёл в него персоны как связанные с городом (Мерецков, Черняховский и другие герои Второй мировой), так и далёкие от него (Маркс, Горький, Свердлов), – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрий Асташкин. – Типично советские топонимы были убраны с карты в 1991 году в пользу дореволюционных. Потом депутаты решили вернуть советские имена, связанные с Великой Отечественной войной, присоединив их к старым названиям. Так получились необычные комбинации типа «улица Черняховского – Завальная-Кольцевая». Как следствие, в Новгороде представлен целый спектр наименований улиц: средневековые названия, названия XVIII века, советские, современные и даже многосоставные из разных эпох.

Этот ономастический эксперимент безусловно украшает город, которому идёт звучание улиц: Рогатица, Бояна, Людогоща, Стратилатовская, Предтеченская и так далее. Впрочем, советское наследие оттеняет этот ономастический средневековый колорит, грубым швом связывая исторические эпохи. Сам же Новгород старательно себя рекомендует как старинный город. Оттого для названий своих заведений выбирает такие варианты: «Чародейка», «Берёза», «Медведица», ну и, конечно, «Садко».

– Долгое время город застраивался хаотично – вокруг крепости, такая застройка была типична для средневековых городов, – говорит Дмитрий Асташкин. – Попытку систематизировать застройку ввёл Пётр Первый указом от 14 мая 1723 года: «В Новгороде на погорелых местах хоромное деревянное строение строить регулярно, как в Санкт-Петербурге строятся в одно жилье, а улицы по учиненному плану». То есть с этого времени город стандартизируется понемногу. Ну и большая перестройка была при Екатерине Великой – она утвердила 16 июня 1778 года генеральный план города. По нему Софийская сторона имела радиально-кольцевую схему, а Торговая сторона – регулярную ортогональную сетку. Поскольку город рос довольно медленно, этот план действовал вплоть до середины XX века. После разрушений нацистской оккупации городу понадобился план восстановления – им стал генплан академика Алексея Щусева, который бережно сохранил исторически сложившиеся системы улиц и видел Новгород как небольшой город-музей. Но после началось и промышленное развитие города с резким ростом населения и типовых зданий.

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

1 / 5

Новгород расположен по обеим сторонам реки Волхов, вытекающей из озера Ильмень. Про сам Волхов рассказывают чудеса. Может быть, вы даже станете их свидетелем: Волхов может течь вспять, или, как здесь говорят, «на взводье». Деление Новгорода по Волхову на две части отражается и на устройстве города. Софийская сторона города располагается на левой стороне реки. Здесь находится кремль – точнее, детинец, а внутри него – главная церковная святыня, Софийский собор. Деление на две стороны в Великом Новгороде осталось: Ярославово дворище – центр торговой стороны, кремль – центр Софийской, есть Окольный город (вал), даже Белая башня и монастыри (как микрорайоны) в черте города.

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

1 / 4

Феофан и «Знамение»

Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В конце XV века в Новгороде и его пригородах было 82 приходских храма и 24 монастыря. Сегодня в Великом Новгороде и области, как пишет официальный путеводитель, 4 действующих православных монастыря, 14 православных храмов, 3 старообрядческие церкви. Многие из новгородских святынь включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В рекламных буклетах туристам, планирующим поездку в Новгород, обещают знакомство с монастырями, в которых «хранилось и приумножалось духовное богатство русских земель». Звучит нарядно и не без пафоса – всё же город входит в межрегиональный туристический проект «Серебряное ожерелье России», чему нужно соответствовать.

Посмотреть есть на что и помимо кремля с Софийским собором – жемчужиной города. Маленькие новгородские церкви напрасно обойдены вниманием туристов. Пример тому – церковь Спаса Преображения на Ильине. Это один из самых интересных образцов новгородского зодчества. А в 1370-е здесь можно было встретить византийца Феофана по прозвищу Грек, который расписывал храм. Современники считают его не только блестящим мастером, но и философом. Сегодня в храме музей, сохранившиеся красные фрески Феофана можно увидеть, посмотрев в глаза Спасителя, а заодно убедиться: мистический свет действительно есть, а вот серьги в ухе, как кажется многим туристам, нет. А если перейти дорогу и не полениться зайти во двор Знаменского собора (заложен в 1682 году), можно продолжить знакомство с фресками более позднего периода, а заодно посчитать грешников на Страшном суде. Очень убедительно они терзаются.

Знаменский собор в Великом Новгороде. Фото: Мария Башмакова
Знаменский собор в Великом Новгороде. Фото: Мария Башмакова

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осаждён. Новгородцы, видя страшную силу противника, всю свою надежду возложили на Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осаждённым знак того, что Царица Небесная молится о спасении города. После такого знамения новгородцы устремились в бой и победили.

Чудотворный образ ещё около двух столетий после явления знамения находился в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление поражённые чумой. Через несколько лет икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила, по легенде, откинула неприятеля назад.

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Фото: Мария Башмакова
Церковь Спаса Преображения на Ильине. Фото: Мария Башмакова

Башня без удобств

Три года назад Новгород производил грустное впечатление при всём своём многовековом обаянии. За это время город несколько приободрился хотя бы как туристический объект. Если вы много раз видели кремль, были в его музеях, помните хоть немного, какие князья, поэты и другие замечательные соотечественники там представлены, но снова душа тянет в кремль, идите туда. Музей письменности неплох хотя бы интерактивными мониторами с симпатичным текстом и заданиями. Это и подросткам, и взрослым может понравиться. Рисунок мальчика Онфима может стать логотипом и украсить мерч, но с этим в городе не очень: либо адский лубок, либо ничего, либо футболки по наглым ценам.

Реконструкция рисунка мальчика Онфима, XIII век. Фото: Мария Башмакова
Реконструкция рисунка мальчика Онфима, XIII век. Фото: Мария Башмакова

«Витославлицы» и Юрьев монастырь. Даже если вы равнодушны к святыням, увидеть звёзды куполов Юрьева монастыря стоит хотя бы с ракурса Витославлиц (это музей под открытым небом). Отдельный – обязательный – пункт туристической программы: время там и правда замирает. Музейный комплекс включает в себя древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII–XIX веков. И, конечно, туристам бы не помешали стенды с подробными описаниями построек. Сложно понять современному человеку, что перед ним: амбар, баня или овин – постройка, к овцам отношения не имеющая. Полагать, что туристу нужно только селфи на фоне «избы», обидно и для гостей города, и для историков, труд которых не стоит недооценивать, а потому странно, что администрация музея так и не озаботилась стендами возле каждой постройки.

Фото: Мария Башмакова

Фото: Мария Башмакова

1 / 2

Видимо, возвратом к истокам объясняются некоторые бытовые неудобства новгородских музеев, а именно – отсутствие туалетов, как, например, в Алексеевской башне (её ещё называют Белой). Это единственная сохранившаяся каменная башня Окольного города Великого Новгорода. Возведена в XVI веке для обороны города с юга. Своё название получила по имени деревянной церкви Алексея человека Божия. Сейчас там музей, сайт которого обещает туристам показать «экспозицию, посвящённую истории Новгородской крепости, её гарнизону и вооружению». Всё так. Более того, если вы имеете сыновей-подростков, им там очень понравится: и на манекен сотника можно посмотреть, и вид с высоты оценить, и в познавательные игры на интерактивных мониторах поиграть. Но! Никто вам не скажет, где тут удобства, потому что туалета нет. Вообще. Смотрители бледнеют от этого вопроса и опускают глаза, видимо, опасаясь неудобно ответить и потерять работу. Хотя так, конечно, аутентичнее.

***

– Как выразился однажды член-корреспондент РАН Алексей Сиренов: «Великий Новгород – это наша российская античность», – говорит Дмитрий Асташкин. – Ведь у культурной истории каждого народа есть некая эпоха, от которой начинается отсчёт. В России такая точка отсчёта – это несомненно древний Новгород. Как крупнейший центр древнерусской государственности и культуры, который не был разрушен в результате татаро-монгольского нашествия. И эта высококультурная домонгольская Русь жила и подпитывала собой зарождающееся Московское государство. Такая преемственность важна не только для изучения истории, она важна для становления идентичности. Во многом мы все начались в Новгороде, поэтому изучать эту культурную традицию чрезвычайно важно. История Новгорода – это и история освоения Арктики: Новгородская республика простиралась от Швеции до Урала. Одновременно с этим расширением на север и восток новгородцы активно осваивали торговлю с западными странами. «Путь из варяг в греки» закономерно привёл Новгород к партнёрским связям с так называемой «Ганзой» – торговым союзом германских городов. А ведь через международную торговлю в город проникали не только товары, но и культура. Берестяные грамоты, эти бытовые эсэмэски Средневековья, говорят нам о высоком уровне грамотности обычных новгородцев.

Берестяная грамота. Фото: Мария Башмакова
Берестяная грамота. Фото: Мария Башмакова

Вот и сегодня грамотность обычных новгородцев, писавших путеводитель, вызывает восхищение. Кажется, его авторы всерьёз задумались о семейных ценностях соотечественников, которые по инерции отмечают свой визит в Новгород походами по барам, а не так, как советуют в путеводителе. Так, романтикам рекомендуют полёты на воздушном шаре как вариант незабываемого свидания. Следующий шаг, что даже логично, – венчание в Софийском соборе как начало семейной жизни «на Родине России». Ну а если личная жизнь не задалась, всё те же авторы буклета направляют к памятнику святым Петру и Февронии. Безусловно, эта родственная забота вызывает умиление и трепет, вот только незадача – союз княжеский был бездетен. Но для такой задачи, видимо, в Новгороде свой памятник имеется…

 

Читайте также