Разбудите меня гением: в мире – бум на гаджеты по управлению снами

Корреспондент «Стола» Оксана Прилепина выяснила, зачем сделали устройства по управлению снами

Фото: Somnox Sleep/Unsplash

Фото: Somnox Sleep/Unsplash

Ввожу в строку поиска: «Приборы для осознанных сновидений купить» – и по первой же ссылке нахожу два варианта: за 2990 и 10990 рублей. Выбираю первый: «Осознанный сон – это сновидение, в котором вы понимаете, что спите. В таком сне можно реализовывать мечты. Игры и 3D-фильмы не сравнятся с впечатлениями от осознанного сновидения. Это один из самых ярких моментов в жизни. Во сне вы сможете летать, перемещаться в любые места, преодолевать свои страхи и исследовать мир своего подсознания». Примерно то же – в описании второго: «”Осознанное сновидение” укажет вам путь к самопознанию и самосовершенствованию и откроет дверь в мир новых переживаний, к новым перспективам восприятия, к новым приключениям. Управляя своей жизнью во сне, вы сможете резко изменить качество бодрствующей жизни». Гаджеты по управлению снами входят в наши будни. Реклама обещает, что сны теперь можно заказывать, как еду или книги, что незаменимо людям, страдающим кошмарами и фобиями. Ещё во сне можно решать психологические проблемы, креативить идеи или упражняться в каком-то профессиональном деле – сон пройдёт с пользой. Главное – проснуться в нужный момент, чтобы записать гениальное озарение. Нужный момент не пропустите – вас разбудит звонок будильника. Но сразу к прочитанному возникает много вопросов. Действительно ли новая техника это умеет? Зачем и кому это нужно? Если технология эффективна, могут ли нами управлять во сне? Являются ли осознанные сновидения уходом от реальности в виртуальный мир, где нет ответственности за намерения и поступки? Попробуем разобраться.

Поговори с Ньютоном

Человек не властен над своими снами, хотя проводит в них треть жизни. С незапамятных времён люди пытались понять, что такое наши сны. Древние египтяне считали, что это связующая материя между нами и богами, духами мёртвых. В культурах коренных американцев это связь с универсальным сознанием, австралийцев – с духами предков и свидетелями создания мира. В Ветхом завете – средство доступа к божественной мудрости. Современный просвещённый человек знает, что сон состоит из разных фаз, самая интересная из которых – так называемая быстрая, или REM (от rapid eyes movement, «быстрые движения глаз»). Во время этой фазы наблюдается характерное движение глазных яблок, расширение сосудов, увлажнение кожи, эрекция у мужчин, учащённое сердцебиение. Фаза длится 5–15 минут, составляет примерно 20–25% от общего времени сна и обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, обмен между сознанием и подсознанием. В народе считается, что именно в этой фазе мы видим сновидения, но это не совсем так. К слову, в норвежском научном журнале Frontires in Psychiatry вышла статья, в которой утверждалось, что у людей, состоящих в браке, фаза быстрого сна на восемь минут длиннее, чем у холостяков. Так вот на этой REM-фазе и построен маркетинг вокруг гаджетов, связанных со снами.

Самих разновидностей устройств – великое множество, во всяком случае на западно-европейском рынке. Есть однозначно полезные – «умные будильники», которые будят в так называемую быструю фазу сна, которая максимально приближена к бодрствованию. Есть относительно полезные – всякие «умные кроватки для малышей» и им подобные, которые сигнализируют, хорошо ли спалось. Нас сейчас интересуют устройства по управлению снами. Как именно они работают? Все они пытаются влиять на REM-фазу сна. Чтобы выяснить, когда она наступила, используют три подхода. Самый простой и почти никогда не работающий – подавать вам сигнал каждые 4,5 часа в надежде, что однажды с этой фазой сигнал совпадёт. Второй – специальными датчиками отслеживать движения глаз. И третий, считающийся наиболее точным, – делать электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Допустим, вы хотите заказать себе сон про море. Надеваете маску или другие датчики, подключённые к смартфону, засыпаете. Приборы фиксируют REM-фазу и включают шум и запах моря. Гарантий, что вам приснится океан, – никаких, но производители говорят, что до 80% повышается вероятность увидеть именно его. Однако, как правило, устройства покупают не для этого, а для упрощения практики осознанных сновидений. Вы входите в REM-фазу сна, и маска начинает подавать световой сигнал, что означает: «Сейчас вы спите». Вы во сне понимаете, что спите, и дальше осуществляете задуманное. Начинаете думать над чем-то гениальным, тренироваться или фантазировать: летать, общаться с Пушкиным, Ньютоном – что угодно. При этом устройства, которые влияют на ваш мозг, подключены к программному оборудованию, и к нему часто есть доступ у третьих лиц. «Вы устанавливаете на смартфон мобильное приложение, – объясняют пиарщики гаджета для сна Aurora. – Устройство может работать автономно, но для полного раскрытия потенциала необходимо установить на смартфон мобильное приложение, агрегирующее и анализирующее данные о том, как вы спите. Открытый API позволит сторонним разработчикам вносить изменения в программное обеспечение устройства». В этой ситуации, конечно, остро стоит вопрос порядочности и достаточных компетенций разработчиков. И здесь встают юридические вопросы безопасности и личных данных. Но до них пока далеко, они – теория. Ведь на практике всё выглядит вообще не так, как на картинках маркетологов.

Фото: iam_os/Unsplash
Фото: iam_os/Unsplash

В массовой продаже подобные гаджеты давно. Сколько новых гениев за это время появилось на планете? Или всё-таки прав был Блез Паскаль, который говорил, что случайные открытия делают только подготовленные умы? И ни один гаджет не спасёт человека, надеющегося стать великим во сне? Где тысячи историй о вылеченных фобиях? Почитаем отзывы в сети от людей, купивших устройства по управлению снами.  «Сильный запах лохотрона», пишет один. «Сначала не настраивался с официального сайта, сейчас вообще не работает», – другой. «Я засыпал с маской семь дней и ни разу не осознал себя во сне. Я даже не стал их лучше запоминать», третий. Производитель на своем сайте отмечает, что эффект появляется не сразу и помимо пассивного использования маски необходимы тренировки по осознанию в сновидении. Возможно, это и так, но конкретные способы тренировок нигде не перечислены, и всё, что остаётся делать, – изучать литературу по теме. Вот восторженный комментарий: «Отличная маска! Все функции работают, как заявлено! Я смотрю, тут многие не понимают, что такое осознанный сон, и, видимо, ни разу даже не осознавали во сне, что спят. Нужно разбираться в вопросе и уметь это делать без маски, тогда с маской будет просто проще и чаще». А производители не просто так не дают ссылки на практики осознанных сновидений, хотя их полно. Официальная наука разных стран отмечает, что подобные техники могут вызвать нарушения сна и помешать его восстановительной функции. Например, Евгений Вербицкий, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией ЮНЦ РАН и руководитель Ростовского областного отделения Российского общества сомнологов, считает, что уход в виртуальную психическую реальность осознанных снов влечёт за собой нарушения сна и здорового бодрствования, что приводит к невротизации. Александр Поляков, врач-психотерапевт высшей категории, сомнолог, руководитель лаборатории сна (г. Санкт-Петербург), тоже выступает категорически против этих, как их называют врачи, люцидных сновидений для широкой практики. По его мнению, это очень тонкий подход на грани между нормой и патологией.

Неужели реальная жизнь настолько скучная?

Сергей Мац, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, объяснил, что маркетинг всех гаджетов для осознанных сновидений основан на подмене понятий. «Людям хочется получить простые и понятные ответы на вопросы, связанные с функциями психики, – говорит он. – Психофизиологи с удовольствием дают такие ответы, выдавая желаемое за действительное. Известные факты психофизиологии остаются достоверными до тех пор, пока им не начинают приписывать произвольные психологические толкования». Так, вопрос об осознанных сновидениях неразрывно связан с более общими вопросами: как устроен сон человека или даже как устроено сознание. Есть ли определённость в утверждении «этот человек спит», если судить об этом факте по относительно простым признакам? Спим ли мы в тот момент, когда в заторможенном состоянии встаём ночью, идём, ну допустим, к холодильнику и утром ничего об этом походе не помним или помним отчасти? Спят ли люди в состоянии глубокой медитации? В каком состоянии находятся люди в полудреме, когда не слышат вокруг ничего? Аналогичные вопросы можно задать и про людей в перевозбуждении с частичной или полной потерей реальности. И получается, что речь идёт не об осознанном сновидении, а о так называемых изменённых состояниях вообще. И REM-фаза – всего лишь их частная форма. «Эта фаза с быстрыми движениями глаз и вегетативными бурями случается и во время бесспорного бодрствования,  – говорит Сергей Мац. – Если описанные изобретения или чуть более сложную технику не отключать от человека круглосуточно, то они в течение суток зафиксируют эти состояния, когда человек точно не спит». Характерную ЭЭГ и иные признаки быстрого сна кора головного мозга демонстрирует у абсолютно всех людей, при этом некоторым кажется, что они видят сны ежедневно, другие считают, что не видят вообще. В чём причина? «Ощущение “произошедшего сновидения” является феноменом бодрствования, – говорит Сергей Мац. – Мы можем вспомнить только то, что пропускает фильтр бодрствующего сознания. То есть наши “сны” – это вовсе не то, что снилось, а то, что мы оказались способными вспомнить и осознать, когда проснулись. Таким образом, “сон” и “бодрствование”, сновидение “осознанное” и “неосознанное” оказываются явлениями в несоизмеримо большей степени комплементарными и взаимопроникающими, чем этого бы хотелось изобретателям. Авторы апеллируют преимущественно к словам, к семантическим нишам, а не к реальным психофизиологическим феноменам». Но эта путаница понятий хотя бы не навредит здоровью. А вот вмешательство в длительность фазы быстрого сна – совсем другое дело. Помните обещание разбудить вас в REM-фазу, чтобы записать гениальную идею? Во-первых, эксперименты с изменением длительности фаз сна противопоказаны людям с неустойчивой психикой, а продают их всем. И мало кто заботится о том, что без контроля врачей и специалистов лучше этого не делать. При длительных экспериментах такого рода вообще может произойти истощение нервной системы.

Оставим страхи и опасности. Допустим, человечество научилось управлять своими снами безопасно. Зачем? Кто-то может уйти в виртуальный мир грёз, потеряв интерес к реальности. С другой стороны, например, человек без ног сможет во сне кататься на коньках или танцевать балет. Нужно ли это? Не лучше ли придумать технологии, которые помогут человеку кататься на коньках в реальности? Или вообще смириться и принять своё бытие таким, какое дано? Макарий Оптинский (Иванов) в XVIII веке писал: «О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред; вера больше видения сделает». Современная церковь феномен осознанных сновидений не объясняет. «Не существует официального церковного осмысления феномена осознанных сновидений. На православных форумах  рассуждают, что вряд ли это грех, так как он подразумевает нарушение заповеди Божией. Другое дело что такая практика может быть опасной. Вы ведь лезете в ту область, в которой ничего не соображаете, и открываете себя воздействию разных сил. Зачем оно вам, неужели реальная жизнь настолько скучная?

В общем, мир технологий и коммерции рисует нам красивые картинки и продаёт вещи, заставляя задуматься о главном: что ценно, а что нет? Гениальные умы в лице академика Ивана Павлова тоже не понимают прелести осознанных сновидений. Он писал: «Любую произвольную функцию можно сделать непроизвольной, если вам не жалко потратить на это всю свою жизнь». Жалко.

Читайте также