Магия государственного назначения

Разрешите нам петь государственный гимн при открытии и закрытии заседаний

Ïèîíåð-ãîðíèñò

Ïèîíåð-ãîðíèñò

«Разрешите нам петь государственный гимн при открытии и закрытии заседаний». С такой просьбой самарские депутаты обратились в Госдуму и даже подготовили специальный законопроект о наделении их таким правом. Не то чтобы им кто-то запрещал, но без санкции из центра как-то неудобно. Такой вот застенчивый патриотизм.

Калужский губернатор Анатолий Артамонов оказался более решительным. В регионе уже издан специальный приказ, согласно которому калужские школьники с 1 сентября 2015 года ежедневно перед началом уроков будут исполнять российский гимн. Нужно отдать должное губернатору: он не растекался мыслию по древу, объясняя, зачем это нужно. «Бывает, видим наших спортсменов на международных соревнованиях, это не здорово, когда из-за незнания слов они не могут исполнить гимн», – пояснил он.

Примечательно, что вернуть России гимн, согласно официальной версии, попросили как раз спортсмены. В 2000 году победители летних Олимпийских игр пожаловались свежеизбранному президенту на невозможность петь национальный гимн на церемонии награждения из-за отсутствия слов. К тому времени страна уже десять лет жила без гимна: вместо него на торжественных мероприятиях звучала «Патриотическая песня» Глинки без слов.

Выслушав просьбу спортсменов, Путин предложил вернуть советский гимн, обновив его текст. Уже через три месяца, 30 декабря 2000 года, новая версия старого гимна была официально утверждена президентом.

Прошло почти 15 лет, выросло новое поколение спортсменов, а гимн как не пели, так почему-то и не поют. И не только спортсмены. Незнание слов российского гимна – один из самых распространенных конфузов у российских туристов за рубежом. Поют «Катюшу», поют «Мурку» – что угодно поют, но только не гимн. С гимном что-то не так или с нами?

Исследователи политического дискурса совсем непатриотично отмечают, что гимн является не чем иным, как «одним из инструментов политической власти, который укрепляет солидарность граждан и их приверженность государственной системе». Именно государственной системе, а не «отечеству», доказывает филолог Татьяна Зотеева в своей работе «Государственный гимн как жанр политического дискурса».

Ряд исследователей сходится в том, что среди прочих функций гимн выполняет еще и магическую, то есть оказывает магическое влияние на граждан за счет присутствия в тексте лозунгов, повторов и специальных образов.

Магические приемы, как известно из культурологии и психологии, апеллируют к наиболее примитивным, первобытным структурам нашего сознания, глубинным «докультурным» слоям (а значит, национальное самосознание здесь ни при чем).

Наиболее сильное магическое воздействие на слушателя оказывает религиозный дискурс. По этой причине он прямо или завуалированно присутствует в гимнах вполне себе светских государств. Среди внешне светских магических приемов самый распространенный – это прославление.

В российском гимне причудливым образом сочетаются оба приема. При этом сам гимн имеет форму молитвы с сохранением основных ее элементов. Это рефреном повторяющееся славословие («Славься, Отечество наше свободное,/Братских народов союз вековой,/Предками данная мудрость народная!/Славься, страна! Мы гордимся тобой!») и впечатляющая концовка: «Так было, так есть и так будет всегда!» (И ныне, и присно, и во веки веков).

То есть гимн являет собой, по сути, молитву, обращенную к стране. Бог выполняет здесь функцию хранителя («Хранимая Богом родная земля!»), близкую к той, что выполняли языческие божества у древних народов.

Исследователь Зотеева отмечает, что использованные в тексте гимна приемы должны оказывать «мощное магическое воздействие на адресатов». Почему эта профессиональная магия пока не смогла подвигнуть нас хотя бы текст запомнить – вопрос для будущих исследований. Сегодня ясно одно: иммунная система сопротивляется.

Читайте также