ДНК-революция

Уже к 2025 году вдобавок к обычному паспорту у каждого из нас может появиться ещё и генетический. О том, как ДНК-технологии изменят нашу жизнь, рассказал академик РАН, генетик Николай Янковский

pixabay

pixabay

Ещё недавно о генах мы имели очень смутное представление. Опрос, проведённый в 2001 году у метро «Университет», показал, что около половины прохожих вообще с трудом представляли себе, что это такое. Людям задали один единственный вопрос: «Верно ли утверждение, что генетически модифицированные организмы вредны, потому что в них есть гены, а обычные полезны, потому что в них генов нет?» «Да» ответили 10% респондентов, «не уверен» – 40 %, и ответ «нет» дали 50 %.

Сегодня информированность граждан явно выше, но всё ещё недостаточна для того, чтобы мы могли оценить те возможности, которые открывает перед нами ДНК-идентификация. Между тем уже к 2025 году вдобавок к обычному паспорту у каждого из нас может появиться ещё и генетический. Это следует из Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы, утверждённой правительством в конце апреля.

О том, как уже используются генетические технологии в России, рассказал профессор кафедры генетики биофака МГУ, академик РАН Николай Янковский. Лекция прошла в «Лектории на Зубовском».

Академик РАН Николай Янковский

Ничего живого в мире без генов не бывает. Из школьного курса биологии мы знаем, что геном – это совокупность наследственной информации, которая представлена в последовательности нуклеотидов. ДНК лежит в основе всего живого, с него начинаются абсолютно все биологические исследования. Первым делом специалисты любой области биологии изучают последовательный уровень нуклеотидов, которые определяют наследственную информацию в развитии жизни индивида. Удивительно, в каждом из нас заложено огромное количество «генетического текста». Длина всех ДНК, если их вытянуть в единую линию, в организме одного человека в тысячу раз превысит расстояние от Земли до Солнца.

Генетически все люди совпадают на 99,99%, поэтому в распоряжении учёных лишь 0,01% «отличий». Но именно этот малый процент порой существенно облегчает жизнь криминалистам.

Например, в 2011 году в аэропорту «Домодедово» в толпе встречающих прогремел взрыв. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, начинённое металлическими поражающими элементами. Никаких сведений ни о террористе, ни о его ДНК в базах данных не было. Но регион происхождения преступника был определён за пару дней исследования особенностей ДНК из его останков, взятых с места взрыва. Через две недели Следственный комитет РФ получил данные и о самом исполнителе теракта, обследовав территорию, указанную генетиками. Чтобы прийти к достижению такого быстрого и точного результата, учёным понадобилось 40 лет.

Региональные особенности генофондов также помогли криминалистам в другом, не менее громком деле. В Новосибирске на протяжении 10 лет безуспешно пытались найти педофила, который совершал насилие над малолетними девочками. Поиски увенчались успехом только после того, как криминалисты обратились к генетикам. Определение по ДНК Y-хромосомы региона происхождения предков преступника указало на землячество, где могли знать о нем. Это позволило сотрудникам СК значительно сузить круг поиска и найти преступника за несколько недель. Серийного педофила задержали в 2013 году, он совершил не менее 14 нападений.

Огромную роль технологии ДНК сыграли в идентификации останков императорской семьи Романовых. Проблема состояла в том, что место захоронения царской семьи большевики тщательно скрыли. Геолог Александр Авдонин и писатель Гелий Рябов стали первооткрывателями места сокрытия предполагаемых останков. Казалось бы, на этом расследование могло остановиться и зайти в тупик. Но в Эрмитаже сохранилась рубашка царя Николая, на которой остались пятна крови. Во время путешествия по Японии Николай II подвергся нападению: ему нанесли два удара саблей, но в результате он остался жив. Испачканная в крови рубашка и стала ключевым артефактом для генетиков. Исследователи смогли выделить из этих пятен фрагменты ДНК. Оказалось, что ДНК, полученная из костных останков одной из жертв, полностью совпала с ДНК, выделенной из крови на рубашке царя.

Семья Романовых

В планах у государства до 2025 года, помимо паспорта, удостоверяющего личность, обеспечить россиян ещё двумя другими паспортами – генетическими. Генетические паспорта, скорее всего, будут двух видов. Судебно-медицинский паспорт позволит быстро устанавливать личность преступника и опознавать жертв на месте техногенных катастроф.  Другой паспорт будет содержать сведения о здоровье владельца, рисках, с ним связанных, и других особенностях организма.

Янковский не исключает, что в будущем генетика достигнет своей вершины и учёные смогут моделировать человека. В таком случае людей можно будет «укомплектовывать» новыми генами, которых никогда не существовало в природе.

Читайте также