Не стоит село без шежере

Чудо Божье лежит порой под ногами. Ты ходишь по нему пять лет, десять, ходишь – и вдруг откуда-то тихий голос: «Открой же глаза!»

Фото: Салават Губаев / ok.ru

Фото: Салават Губаев / ok.ru

Одним из ярких впечатлений этого лета для меня стала поездка в село Аракаево в 140 километрах от Екатеринбурга. Расположено оно по обоим берегам реки Серги (правый приток реки Уфы) в верховье Михайловского пруда, а с юга соседствует с природным парком «Оленьи ручьи». Полноводная река, зелёные леса, небольшие долины, живописные утёсы, много неба, на горизонте – линия Бардымского хребта. Эти места называют уральской Швейцарией. 

Нельзя сказать, что не слышала об этом селе раньше. Около пятнадцати лет назад мы проезжали по нему, когда добирались до любимой базы отдыха с таким же названием «Аракаево». Именно «проезжали». 

Чистые улицы, крепкие дома, окрашенные в основном в сине-зелёные цвета, характерные для башкирских и татарских деревень, мирно разгуливающие около домов гуси, жующие траву овечки – впечатление от путешествия через село.

В этом году мы впервые побывали и в самом селе, и в Аракаевском  национально-культурном центре. И это было похоже на обретение жемчужины, которую ты раньше почему-то не замечал.

Шежере одного из аракаевских родов

(Шежере родословная, генеалогическая запись родов у башкир и других тюркских народов. – «Стол»)

Экскурсию по центру нам провёл его руководитель Салават Губаев. Салават – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, он много лет занимается национальной историей.

Салават Губаев. Фото: Гульнара Халитова
Салават Губаев. Фото: Гульнара Халитова

По преданию, поселение в этом месте основали несколько веков назад шесть башкирских родов. Своё шежере-родословие они ведут с середины XVII века и знают – подумать только! – двенадцать поколений своих предков. 

Салават Сагетдинович показывает своё родовое древо (его род позднее других поселился в Аракаеве). Вот  они Губаевы: прапрапрапра…дед Таныш, Тархан (1690–1760), Хэмеш (1720–1781), Гэбэй (1760–1845), Ислай (1812–1908) и их многочисленные потомки. 

Салават Губаев. Фото: Гульнара Халитова
Салават Губаев. Фото: Гульнара Халитова

Исторически башкиры были вотчинниками, то есть наследственными землевладельцами (точка зрения о вотчинном характере устройства жизни башкир поддерживается в современной науке рядом учёных и существует параллельно с идеей о башкирах-кочевниках, кочевавших в Арало-Уральском регионе. – «Стол»). Шежере было своего рода документом, подтверждающим принадлежность человека к определённому роду и дававшим ему право на землевладение. По нашей просьбе на одной из ветвей Салават находит и свой «листочек».

Последний из Гобэ

События Крестьянской войны 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва трагически вошли в историю рода Салавата Губаева. Один из отрядов правительственных войск, получив известия, что в деревне Гобэ находится невеста сподвижника Пугачева, Салавата Юлаева, вошёл в селение. В один день все жители Гобэ были убиты. От гибели спасся один-единственный – в тот день он охотился в лесу. Вернувшись вечером и увидев, что все убиты, он ушёл в ближайшую деревню Аракаево. На следующий день аракаевцы пришли в разрушенное селение, захоронили погибших и совершили поминальную молитву.

Спасшемуся юноше по имени Гэбэй старейшины Аракаева выделили место для строительства дома. Впоследствии род получил фамилию Губаевы.

Удивительно, что традицию молитвенного поминовения на месте захоронения жителей деревни Гобэ аракаевцы сохраняли почти до середины XX века – до начала Великой Отечественной войны. 

Согласно ревизским сказкам, в 1834 году в селе Аракаево проживало 118 башкир, к 1859 году – около 200 человек, насчитывалось 22 двора.

К концу XIX века уровень жизни башкирских кланов повсеместно упал, поэтому они стали продавать свои вотчинные земли за бесценок, но башкиры деревни Аракаево продолжали жить на земле Михайловского завода, проданной ими заводовладельцу. 

Остаётся открытым вопрос этнической идентификации местного населения. Раньше жители Аракаева и других окрестных деревень относили себя к башкирам, как следует из документов XVII века. При переписи 1926 года поселяне также причисляли себя к башкирам, однако в конце 1950-х уже называли себя татарами. Возможно, на это повлияла национальная политика СССР.

Здесь не было доносов

Первоначальный вариант названия для этой заметки «Аракаево – село, в котором не было раскулаченных и репрессированных». 

Фото: Гульнара Халитова
Фото: Гульнара Халитова

Предыстория здесь такая. Ежегодно уже более 10 лет подряд 30 октября в Екатеринбурге наше православное братство проводит Молитву памяти. В течение дня мы читаем имена репрессированных в советское время уральцев. Списки имён для чтения обычно формируются в алфавитном порядке. 3–4 года назад одна из сестёр впервые сделала выборку имён по населённым пунктам. Тогда мы были очень удивлены тем, что в ближайших к Аракаеву поселениях – Михайловске, Нижних Серьгах и других – было много репрессированных, расстрелянных или отправленных в ИТЛ, то есть тех, на кого были написаны доносы. А в Аракаеве – ни одного репрессированного!

Но Салават Губаев рассказал, что репрессированные и раскулаченные всё же были. Например, от репрессий пострадал Ситдик хажи Хакимов – меценат, открывший в Аракаеве на рубеже XIX–XX веков первую школу. Он отдал второй этаж своего дома для духовной школы, где имамы обучали сельскую молодёжь грамоте и арабской письменности. Сам Сидик знал шесть языков. В 1920-е годы он подвергся репрессиям.

«Сардария»

С 1990-х годов в Аракаеве существует несколько крестьянских хозяйств и кооперативов, а вот детский сад и школу закрыли, детей возят в соседний Михайловск. Молодёжь после завершения образования остаётся в городах, так как в селе для них нет рабочих мест. Сегодня село сохраняется только благодаря национальной культуре. Каждый второй местный житель – участник знаменитого фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария». В ансамбле почти двести участников из четырёх поколений – от 3 до 86 лет. 

Ансамбль «Сардария». Фото: Салават Губаев / ok.ru
Ансамбль «Сардария». Фото: Салават Губаев / ok.ru

За свою более чем полувековую историю ансамбль «Сардария» стал очень популярным среди российских татар. А начиналось всё с одного человека. Молодая учительница Сардария Нигаматова приехала с мужем Акрамом в Аракаево и, заинтересовавшись местным фольклором, организовала школьный ансамбль для выступлений на праздничных вечерах. Она была небольшого роста и с негромким голосом, но имела железный характер. За полвека «Сардария» выступала на кремлевской сцене, выезжала на зарубежные гастроли, многократно побеждала на межрегиональных и общероссийских фестивалях и конкурсах.

Выступают участники ансамбля в национальных одеждах уральских татар. В селе сохранилась традиционная техника ручной тамбурной вышивки крючком и коллекция старинных узоров и орнаментов. Аутентичный мотив вышивки именно этих мест – изображение подсолнуха.

Сәлам, абый! 

На составлении родового древа Салават Губаев не остановился. Благодаря архивной исследовательской поисковой работе удалось установить 1626 имён представителей рода из 12 поколений. Этим богатством нельзя было не поделиться. Салават со своими помощниками решили собрать на встречу представителей древнего рода Губаевых из Аракаева. 

В социальных сетях появилось объявление: «Вечер встречи рода Губаевых из села Аракаево Нижнесергинского района Свердловской области начиная с 1660 года и по настоящий день!!! Приглашаем всех желающих, в чьих жилах течёт хотя бы капля крови этого рода! Мы будем рады встрече и знакомству – ведь мы большая семья!!!». 6 июля 2019 года состоялся  праздник, гостями и хозяевами которого стали Губаевы.

Фото: Гульнара Халитова
Фото: Гульнара Халитова

Сегодня представители этого рода живут в США, Австрии, Южной Корее, Казахстане, Киргизии, Армении, Узбекистане, Украине, Белоруссии и в разных регионах России: в Московской, Челябинской, Тюменской, Свердловской, Омской, Ленинградской, Самарской областях, республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртия и других. На встречу смогли приехать 255 человек, а те, кто приехать не смог, прислали свои видеообращения.

Каждый участник при регистрации получил бейдж со своим именем, датой рождения и обозначением своего поколения, выполненный в определённом цвете. Например, жёлтый бейдж означал, как и жёлтые листики на родовом древе, что гости относятся к 8-му поколению и приходятся друг другу троюродными братьями и сёстрами. Оранжевый – это четвероюродные братья и сёстры, которые относятся к 9-му поколению, и так далее.

В какой-то момент праздника гостей с бейджами одного цвета попросили подняться… и представители одного поколения посмотрели в глаза друг другу. Даже для некоторых односельчан стало открытием то, что они настолько близкие родственники. После праздника на улицах села и в магазине можно было увидеть, как люди обнимаются и приветствуют друг друга со словами: «Сәлам, абый!» («Привет, брат!». – «Стол»).

Губаевы так вдохновили односельчан, что теперь в Аракаеве готовят встречи других коренных родов: Аракаевых, Гафаровых, Субангуловых, Хакимовых и Нигаматовых.

Фото: Гульнара Халитова
Фото: Гульнара Халитова

Ещё одни родители

В Аракаеве сохраняется свадебный обычай выбора посажённых родителей. При подготовке к свадьбе жених и невеста выбирают из односельчан семейную пару, прожившую в браке много лет, они и становятся посажёнными родителями. Их заботой становится помогать молодым обретать опыт семейной жизни. Такие заботники способны сохранять нейтралитет и непредвзятый взгляд во время сложных периодов, которые могут случиться во всякой семье, в то время как родственники со стороны молодого мужа обычно поддерживают только сторону мужа, родные жены – только сторону жены. 

К выбору посажённых родителей здесь относятся неформально, стараются, чтобы это были люди, которые давно знают молодую пару и искренне желают ей благополучия. Отношения таких семей могут продлиться всю жизнь: старшая пара делится опытом, младшая – свежими силами. 

Салават рассказывает, что его семья с посажёнными родителями сохраняет тёплые отношения более тридцати лет. Те уже состарились, и теперь семья Салавата помогает им заготавливать дрова, собирать урожай, согревает дружеским разговором за семейным столом.

 

Читайте также