В Новой Третьяковке – расширенная экспозиция произведений Ильи Кабакова – одного из основоположников московского концептуализма и создателя особого вида искусства, перевернувшего представления о возможности экспозиционных решений.
В небольшом зале представлены работы из проекта «Десять персонажей» – сборники рисунков и текстов, собранные в «книги» от 30 до 100 страниц каждая и исполненные для друзей и коллег-художников. Десять альбомов рассказывают десять басен: они предлагают десять позиций, с которых Homo Sovieticus может реагировать на свой мир, десять психологических установок.
Сам художник отмечал, что эти альбомы существуют не каждый сам по себе, но только все вместе:
– У меня с детства было ощущение невероятного шума внутри меня, ощущение, что я сам состою из огромного множества голосов. Невыносимый шум, доносившийся изнутри, буквально оглушил меня. Этот запутанный бесконечный клубок не давал мне покоя ни днём, ни ночью, приводил к постоянному стрессу, перевозбуждению и истощению. Каждый голос прерывался, старался заглушить один, звучащий рядом, перекричать другой, и уходил в темноту, в неразборчивый бормочущий хор других голосов. Никто не был самым важным. Все шумели, одинаково громко поднимали шум. Никто не был настолько важен, чтобы я стал прислушиваться к нему одному, выделять его. Все они казались мне одинаково важными. Что было ужасно, так это то, что они были неравнодушны друг к другу. Все друг другу противостояли, все они были настроены друг к другу критически. Каждый стремился претендовать на «последнее» слово, на истину в последней инстанции; все они были чрезвычайно серьёзными, «онтологическими». Но каждый ставил своей целью затмить другого, утвердить свою правоту, добиться победы. Но мне все они казались одинаково справедливыми; каждый был прав по-своему, каждый звучал убедительно… Это заставило меня выслушать его, внимательно изучить, даже согласиться. Я согласился, принял; хор рос, и шум голосов «снаружи» и «изнутри» становился всё невыносимее, повергая меня в состояние беспомощности, рассеянности, полной глухоты ко всему…
Куда пойти: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
23–24 сентября на территории Live Арены в Москве состоится Турнир святого Георгия – как обещают организаторы, это самый крупный и представительный рыцарский турнир в мире.
Считается, что официальные поединки рыцарей с заранее оговорёнными условиями схватки появились ещё в IX веке. К примеру, в древних хрониках сохранилось описание проведения в то время своеобразных турниров между воинами королей Людовика Немецкого и Карла Лысого.
Постепенно рыцарские поединки стали «обрастать» правилами и традициями. Но до XIII века они часто заканчивались серьезными ранениями и гибелью участников схваток. Главной причиной было то, что основным защитным снаряжением рыцарей в то время были кольчуги, а схватки проводились боевым оружием.
Но, начиная с XIII века французские королевские указы предписывали рыцарям пользоваться во время турниров исключительно тупым оружием. Его ещё и называли оригинально: оружие «для удовольствия».
Вскоре турниры превратились в настоящие театрализованные представления. Для них ковали специальные доспехи, писали сценарии, а атмосферу создавали пышные декорации.
В Москве рыцарские турниры проводятся уже с 2015 года.
Программу фестиваля смотрите на сайте турнира.
Куда пойти: Live Арена
Адрес: Московская обл., Новоивановское, Западная ул., 145, Возрастное ограничение: 16+
* * *
С 21 по 23 сентября в Гостином Дворе пройдет 23 международная выставка подарков Presentica. Это событие подарит множество возможностей и вдохновения для всех, кто интересуется оригинальными и красивыми подарками.
Гостей ожидает богатый выбор товаров для разных сфер жизни: новогодние украшения, игрушки, рождественский декор, а также искусственные елки и символы года. Для тех, кто стремится создать стильные интерьеры, представлены дизайнерские предметы для дома и офиса, включая текстиль, посуду, декоративные растения.
Куда пойти: Гостиный Двор
Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Музее Москвы пройдет Ярмарка молодого современного искусства Blazar.
В этом году на ярмарке представят свои работы более 80 независимых художников и 20 галерей. Среди них – московские «Наковальня», A-s-t-r-a и Ruarts Gallery, казанский центр современной культуры «Смена» и питерская Didi Gallery. Главное правило: участвовать в ярмарке могут только авторы младше тридцати пяти лет.
Кроме того, в этом году своя секция будет у «Агентства креативных индустрий» – оно отобрало двадцать молодых художников, которые смогут представить свои работы и заработать на их продаже.
Куда пойти: Музей Москвы
Адрес: Москва, Зубовский б-р, д. 2
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В пространстве AZ/ART – новый проект «Системы мимикрии», состоящий из трех выставок.
Биологический термин «Мимикрия» стал кураторским приёмом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. Сознательно используя метод аналогий, «Система мимикрии» пытается искать рифмы между эпохами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всём внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня.
Куда пойти: галерея Az/Art
Адрес: Москва, ул. Маросейка, д. 11/4, cтр. 1
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В ландшафтном парке «Митино» открылась выставка исторической реконструкции ремесел «Мастерская ремесленника».
Экспозиция познакомит гостей с древними ремеслами и позволит оценить наследие, лежащее в основе современных технологий. Она организована студией живой истории «Хронотоп» при поддержке Института Археологии РАН и будет доступна всем желающим бесплатно.
Например, на станках для ткачества посетители смогут рассмотреть процесс изготовления тканей и узнать о разных техниках и узорах. Вертикальным ткацким станком пользовались ещё в древнем Египте, а по принципу работы горизонтального ткацкого станка сейчас работают практически все современные заводы по изготовлению тканей.
Станок по литейному делу познакомит с металлообработкой и литьем. На передвижной кузнице можно рассмотреть принцип работы мехов и кузнечного горна, а на обзорной экскурсии узнать о температуре плавления различных металлов и способах их обработки.
О традиционном гончарном ремесле, методах работы с глиной и о том, как изготавливались уникальные формы, поведает отдельная зона.
Кроме того, будет представлена гончарная мастерская, книжная типография, в которой посетители увидят, как при помощи старинных деревянных прессов печатались книги.
Куда пойти: Ландшафтный парк Митино
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В Государственном музее Востока – выставка «Восточный базар». Более 150 живописных и графических работ, выполненных художниками Средней Азии, Кавказа и России, запечатлели колористическое богатство базаров, яркие характеры участников торга и выразительные эпизоды – ту динамичную среду, которая восхищала путешественников и сохранялась, в сущности, неизменной еще на протяжении ХХ века. Более ста произведений классиков ХХ века, таких как Александр Волков, Павел Беньков, Оганес Татевосян, Рувим Мазель, предстанут перед посетителями экспозиции.
Куда пойти: Государственный музей искусства народов Востока
Адреc: Москва, Никитский б-р., д. 12А
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Музее Анны Ахматовой завершается выставка «К слову. Еже писахъ — писахъ».
В центре внимания выставки – рукопись как явление: с неповторимой графикой почерка, зачеркнутыми или добавленными фрагментами, пометками на полях. Именно рукопись сохраняет своеобразие не только авторского текста, но и уникальность прикосновения написавшей его руки. Это первоисточник текста, который затем будет жить в книгах и нашей памяти. В предисловии к «Поэме без героя» Анна Ахматова говорит, что ни изменять, ни объяснять её не будет, приведя библейскую цитату: «Еже писахъ – писахъ». «Что написано, то написано», или «что написано, то – истина». Так поэт подчеркивает самодостаточность произведения, доверяя ему и позволяя вести независимую от автора жизнь. В широком смысле эти слова можно отнести к истории литературы, в которой тексты важнее биографий их создателей. Уникальное собрание автографов музея позволяет рассказать историю ХХ века, отражённую в рукописном слове.
Куда пойти: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный просп., д. 53
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Зимнем дворце открылось новое экспозиционное пространство – Галерея графики, – где раз в четыре месяца будут сменяться выставки западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Их в собрании Эрмитажа более шестисот тысяч, но демонстрируют публике их нечасто: графика быстро выгорает и ветшает вне хранилища. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям. Первая выставка посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, поэтому на ней собрали шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более сотни листов Дюрера, Пармиджанино, Гольциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.
Куда пойти: Зимний дворец
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Визуальный поэт, режиссер Дмитрий Крымов вдохновился «Анной Карениной» и сочинил «по отдаленным мотивам» великого романа спектакль «Сережа». Постановка названа именем сына Анны Аркадьевны Карениной, восьмилетнего мальчика Сережи.
Режиссёрское решение заменить мальчика на сцене марионеткой – очень интересный и точный ход. Ведь так в действительности и было. Ребёнком управляли нянечки, мама манипулировала своими страданиями и слезами, но по большому счету ей было наплевать на сына.
Все прочие герои также предстают в самых необычных образах. Анна постоянно бегает по сцене, что-то ломает, разговаривает то ли сама с собой, то ли со зрителем. Каренин – аккуратный хозяин дома, который может и всё починить, и еду приготовить. Зато Вронский в исполнении Виктора Хориняка, известного нам по фильмам «Непослушник», наоборот, мямля и маменькин сынок. Везде ходит с мамочкой, которая даже говорит за него. Огромный контраст: статный красавец Каренин и никчемный Вронский. С чего вдруг Анне захотелось любви – непонятно…
С самого начала нужно себя настроить на то, что это не «Анна Каренина». Это – новое произведение, у которого сюжет просто перекликается с тем, не более того. Только при таком подходе получится воспринять постановку. Нужно зайти в зал, удобно сесть, расслабиться и открыть себя для новых впечатлений.
Ближайший показ: 22 сентября.
Куда пойти: МХТ им. Чехова
Адрес: Москва, Камергерский пер., 3
Возрастное ограничение: 16+