Почему подростки увлекаются энергетиками

Школьный учитель и колумнист «Стола» выясняла, почему сейчас так популярна бодрость в кредит  

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Не утихают споры по поводу увлечения подростков энергетиками. Запретить их продажу несовершеннолетним предлагают уже несколько лет кряду, в начале года в Госдуму даже был внесён соответствующий законопроект, но в первом чтении его отклонили, оставив решение проблемы властям регионов. Сегодня запрет на свободную торговлю кофеино-тауриновыми стимуляторами действует в десятках областей, однако градус дискуссии не снижается. Общественность требует тотального запрета по всей стране и ужесточения санкций за нарушение ограничений. Что же за напасть такая опять одолевает наших детей? И насколько эффективно бороться с проблемой очередными заградительными мерами?

Проблема, к слову, видится даже какой-то удивительной. Казалось бы, энергетики – это что-то из нулевых: ведь именно тогда они были популярны среди молодёжи. В эпоху, когда всё ещё было модно жить быстро и ярко, когда идеалом считалась жизнь, полная тусовок и музыки. Этакая отрыжка девяностых. Но уже с креном в «осознанность». Это парадоксально, но к помощи энергетиков тогда прибегали подростки, которые не хотели, боялись (и правильно делали) связываться с веществами покрепче. Вроде как не алкоголь, не какие-нибудь запрещённые таблетки, а бодрит.

Но сейчас-то чего? Повсюду ЗОЖ. А где не ЗОЖ, там вроде другие проблемы. Вейпы, например, ну и всё тот же старый недобрый алкоголь. Какое место в жизни подростков могут занимать энергетики? А, оказывается, они всё ещё безумно популярны у старших школьников. Но уже не как что-то компромиссное и условно безвредное, как мнилось предшествующему поколению (это сейчас врачи рассказывают, что энергетики воздействуют на организм разрушительнее, чем крепкая водка), а, во-первых, именно как что-то запретное, во-вторых, как нечто нежелательное, но необходимое (горькое лекарство – практически средство с кучей побочных эффектов, но без которого не обойтись).

Сначала про запретный плод. Он, как известно, сладок. Причём если говорить о стимулирующих напитках, то сладок буквально. В одной банке с тонизирующей жидкостью содержится 50–55 граммов сахара. Это, вообще-то, предельно допустимая суточная норма. Сахар, понятно, сам по себе тот ещё наркотик: чем больше ешь, тем больше хочется. И как любой наркотик избыток сахара провоцирует кучу всего нехорошего в нашем организме. Но сахара много и в газировке, и в конфетах, и в булках, и в разных соусах – да сегодня практически везде. При этом подростки не мыслят в том ключе, что сладкий бодрящий напиток можно заменить на шоколадку. Им не нужен сладкий батончик вместо энергетика – им лучше всё вместе. Но если нужно будет выбрать всё же что-то одно, то искушённый тинейджер выберет всё-таки напиток. Почему? Такова химия энергетика. Потребители признаются, что они имеют особый вкус, и он не похож на приторную сладость газировки. И многие подростки пьют энергетики именно из-за этого вкуса. Некоторые даже никакого бодрящего эффекта не ощущают, но пить нравится.

Может быть, это именно вкус запрета? И чем больше шумихи, чем больше ограничений, тем интереснее? Вот, например, мой Петербург. Это как раз один из регионов, где продажа энергетиков несовершеннолетним запрещена. Но, знаете, я поспрашивала, как обстоит дело с употреблением этих напитков, у своих учеников, у старшей дочери и узнала много любопытного. После запрета тяга школьников к стимуляторам только возросла. Барьеры лишь подогревают интерес. А ещё их невероятно легко обойти. Просто просишь купить баночку старшего товарища. А в некоторых подвальных магазинчиках продадут и 12-летним.

Но сладость и запретность привлекают в основном именно 12–14-летних. А вот кто постарше – используют энергетики «по назначению»: для подзарядки. Причём не для того, чтобы три часа скакать на дискотеке, а, например, для подготовки к экзаменам. Многие старшеклассники говорят, что их учебная нагрузка так высока, что по-другому им просто не справиться. Да, разумеется, их жизнь не состоит из одних уроков: если они проводят по восемь часов в школе, а потом три часа сидят за домашним заданием и ещё два тратят на занятия с репетиторами, то это не значит, что у школьников нет общения со сверстниками. Просто это общение часто начинается после полуночи и продолжается до 3–4 утра. В соцсетях. А в полвосьмого вставать в школу. Такой режим не каждый взрослый выдержит. Вот и подростки не вывозят без допинга.

И вот это проблема по-настоящему серьёзная. Энергетики можно запретить для всех, просто изъять их совсем из оборота, а за нелегальную торговлю ввести серьёзные наказания, вплоть до уголовной ответственности. В теории. Но что делать с перегрузками старшеклассников? Что вообще что делать с той безумной интенсификацией учёбы, работы и вообще жизни, от которой мы все, по большому счёту, страдаем. Мы ведь и без химии постоянно наносим ущерб своему здоровью, отказывая себе в отдыхе, мы вечно словно занимаем у самих себя и делаем вид, что это нормально. И своим примером учим жить так наших детей.  Мне вот в процессе подготовки статьи открылось совсем удивительное. Оказалось, некоторым старшеклассникам стимуляторы покупают их же родители. Мама и папы сами пьют энергетики, когда аврал на работе, ну и детям разрешают. По сути, обрекая их тратить силы себя завтрашнего, чтобы прожить сегодня.

Вообще за последние десять лет доля потребителей энергетиков увеличилась на 6,2% – с 16,6 до 22,8%. Вроде бы это и немного – 6%. Но динамика что-то уж очень нехорошая. Особенно учитывая, что самый сильный прирост потребителей (16,9%) отмечается среди молодёжи. Вот вам и ЗОЖ.

Говорит ли такая статистика о каких-нибудь социальных изменениях – судить сложно. Но то, что мы все, и наши дети в частности, стали более занятыми и на этом фоне в нашей жизни больше стресса – это факт. Сегодня перерабатывают более половины россиян. А что до учебной нагрузки, то, по официальным данным Минпросвещения, даже в начальной школе совокупная учебная нагрузка (уроки, внеурочная деятельность, домашние задания) достигает в среднем 8 часов, а средняя нагрузка старшеклассников уже превышает 12 часов. Вот с этим бы нам что-то делать. Разберёмся. Может, и допинг, заставляющий организм работать на пределе возможностей, не понадобится.

Читайте также