Синод и кадровый пасьянс

Почему до последнего момента заседание Синода оставалось в тайне и на что решился патриарх Кирилл. Несколько резких перестановок в высшем эшелоне церковной иерархии указывают на большую игру 

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Фото: Олег Варов/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Фото: Олег Варов/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Круги по воде от вчерашнего Синода продолжают расходиться. Первое, что бросается в глаза: разница в реакциях церковных кругов и политических. Политические каналы обсуждают исключительно перевод митрополита Тихона (Шевкунова) в Крым – остальные новости их как будто не интересуют. Для нецерковной политизированной публики основной front man РПЦ давно уже митрополит Тихон, а не патриарх Кирилл. Только за ним следят и только его выступления слушают. Для патриотов перемещение митрополита Тихона в Крым – праздник и победа, знак того, что «всё не зря». «Отец Тихон! Вы можете рассчитывать на полную нашу поддержку в Крыму! Удачи Вам!», – резюмирует позицию патриотического кластера политолог Марков, попутно, в традициях светской публики, наляпав в церковном протоколе (принятое в Церкви обращение к митрополитам – «владыка»; отцами называют священников и диаконов. – Прим. авт.). «Отец Тихон» – такой же маркер в данном случае, как «патриарх АлЕксий» применительно к АлексИю II. Это, что называется, «своим можно». 

Спектр эмоций церковной публики по поводу вчерашнего гораздо богаче. Собственно, накал страстей начался накануне, и повод дала Патриархия. Впервые информация о предстоящем Синоде не была размещена на официальных ресурсах РПЦ (молчала, в частности, до последнего Патриархия.ру). При этом новость о том, что Синод будет, широко расходилась по анонимным и неформальным телеграм-каналам. Ещё один импульс к росту влияния неофициального церковного телеграма, который дало церковное начальство, – вопреки собственным регулярным призывам доверять только официальным источникам и не читать анонимов. В данном случае анонимы не соврали. Иными словами, дело «Церквача» живёт – просто на смену ему пришёл чуть более консервативный и сдержанный «Антицерквач».

Нервозности добавила публикация синодальными информслужбами видеоролика с выступлением главного церковного чиновника по информации В.Р. Легойды. В пресс-брифинге Легойды по результатам Синода главной сенсацией оказалось не содержание, а форма. Точнее, странное изображение на заднем плане у Владимира Романовича: живописное изображение патриарха Кирилла на фоне парафраза рублёвской Троицы. Шутки о том, что Синод, наверное, внёс изменения в катехизис и провозгласил почитание «четвёртого лица Троицы», не заставили себя долго ждать. Естественно, припомнили и едва отшумевшую (и притом незаконченную) историю с передачей «Троицы» Андрея Рублёва в пользование РПЦ – как будто намеренно Легойда напомнил всем про один из самых ярких пиар-провалов Церкви последних лет. Сомнительные художественные достоинства полотна также вызвали недоумение и сомнения в профессионализме церковных информчиновников (можно же было, в конце концов, выбрать другую локацию для съёмки и «не позорить Церковь»?). «Отец-футуролог» – священник Святослав Шевченко – поспешил всех успокоить и сообщил, что картина – подарок делегации РПЦЗ. То есть по крайней мере патриарх не сам её заказывал и повесили её, видимо, просто из приличия. Но осадочек остался. Не лучше бы было встать на фоне серой стенки? Что это? Сигнал «заткнитесь» для церковной интеллигенции? Или общее снижение чувствительности на фоне трудной работы?

Из кадровых синодальных перестановок наибольший резонанс у православных вызвала отставка митрополита Леонида (Горбачёва) с поста патриаршего экзарха Африки. Либеральный сектор, корчившийся от грубых мужских шуток и военизированного контента в телеграм-канале владыки, пьёт шампанское и откровенно злорадствует, чего уж там. Сектор «православных консерваторов» и «миссионеров» в замешательстве и расколот. Доля лоялистских реакций («начальству виднее») резко сократилась, доля протестных («это заговор против православия») – напротив – резко возросла. Возмущение «миссионеров» было отчасти подготовлено предшествующим снятием митрополита Леонида с должности настоятеля московского храма Всех святых на Кулишках, о причинах которого Патриархия также ничего не сообщила. Уже тогда с прямым осуждением действий патриарха (как епархиального архиерея г. Москвы) выступил сотрудник Африканского экзархата, известный миссионер иерей Георгий Максимов. «Считаю, что принятое решение идёт во вред делу Божьему, осуществляемому в Африке», – заявил он. После снятия Леонида и с Африки тоже масла в огонь подлили сами синодалы. Леонид был снят с очень странной формулировкой, за которой многие видят откровенную ложь: «в связи с поступившим на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапортом Преосвященного митрополита Клинского Леонида с изложением причин, препятствующих исполнению им обязанностей Патриаршего экзарха Африки». Иными словами, Леонид, считают его сторонники, рассказал о «препятствиях», но прошения об отставке с его стороны не было.

 

Теперь поклонники Леонида ожидаемо переходят из лоялистов в оппозиционеры и обрушивают свой гнев уже не на «заговорщиков в ОВЦС», а лично на патриарха Московского. Эпицентром этого «народного гнева» стал блог Александра Вознесенского – киприота украинского происхождения. Ранее Вознесенский вёл успешные информационные войны с «феофаниевскими предателями» и был выгоден руководству РПЦ, поскольку призывал к единству Украинской церкви с Московским Патриархатом. На мягкую и набившую всем оскомину критику ОВЦС и «филокатоликов» в церковных верхах можно было закрывать глаза. Теперь на «Религии и политике» вовсю склоняют имя патриарха Московского, называя его «еретиком» и «предателем православия», который «торгует Церковью ради встречи с папой римским». 

На этом фоне реакция православных на перемещение митрополита Тихона, на удивление, довольно отстранённая и вместе с тем единодушная: все жалеют псковичей, которые «хорошо пожили, но недолго». Это и не удивительно, ведь Тихон за пять лет пребывания на Псковской кафедре показал себя как надо. Он привлёк на нищую Псковщину такие финансы, которых там никогда не видели. Фактически Тихон стал для этого региона тем, кем в своё время певица Чезария Эвора стала для своих родных островов Кабо-Верде. То есть примерно всем. Он восстанавливал не только храмы, но и дороги, и даже канализацию в Печорах. Больница, музей, детские лагеря – список огромен. Во-вторых, у митрополита было много «внешних дел», и поэтому, в отличие от своего предшественника Евсевия, известного только травлей убитого 10 лет назад отца Павла Адельгейма и вообще террором местного духовенства, владыка Тихон никого не травил. Псковичи-журналисты резюмируют: преемнику владыки Тихона в Пскове «будет непросто». Просто потому, что при Тихоне все жили слишком хорошо и подул «свежий ветер». Тем не менее преемник нашёлся. Епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, – такой архиерей, который скромно действует, но дело своё знает. Под его крылом теплится множество живых инициатив в Юрьевском монастыре, которые теперь надо будет кому-то передать, чтобы войти в пучину дел, доставшуюся ему вместе с Псковской кафедрой. 

К слову, больше всех постов на прошедшем Синоде потерял совсем другой архиерей: митрополит Дионисий (Порубай).  Последний был отставлен вообще ото ВСЕХ должностей (т.е. управделами Патриархии, постоянного члена Синода, члена Высшего Церковного Совета, первого викария патриарха по городу Москве, управляющего Центральным викариатством г. Москвы, секретаря Межсоборного присутствия, председателя Общецерковной дисциплинарной комиссии при патриархе, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, и наместника Новоспасского монастыря). Взамен – перевод на далёкую и «депрессивную», по мнению многих, Омскую кафедру. Но отставку владыки Дионисия почти никто не комментирует. Здесь у православных какая-то выученная беспомощность. Все уже привыкли, что у управделами, как у кавалергардов, век недолог. Дольше всех эту должность занимали протопресвитер Николай Колчицкий при Сталине и Хрущёве (1941–1960), митрополит Алексий (Ридигер, будущий патриарх; 1964–1986) и нынешний петербургский архиерей митрополит Варсонофий (Судаков; 2009–2019). Средний срок для управделами – два-три года. Поэтому на отставку митрополита Дионисия в церковной среде смотрят спокойно: «Видимо, срок пришёл», «пустили в расход». Про сменщика Дионисия, владыку Григория (Петрова), канал «Антицерквач» уже пишет, что «пребывание его будет недолгим». Он действительно выскочил из Кубани тёмной лошадкой с абсолютно дистиллированной биографией и лояльностью к власти. Но на всех восьми «расстрельных» должностях нужна фигура не столько ровная, сколько крепкая, гибкая и потому устойчивая. 

В отличие от действительно ситуативной и ничего не значащей за пределами Патриархии отставки Дионисия, перемещения Тихона и Леонида имеют свои причины, но они никак не связаны с борьбой «церковных партий». Даже недруги митрополита Тихона признают, что новый крымский пост владыки – решение именно политическое. То есть таково пожелание президента: «воля Президента – закон для подчинённых: все на фронт, вытаскивать страну из украинской ямы». Иными словами, это не понижение и не повышение во внутрицерковной иерархии – просто Тихона направляют туда, где он больше всего нужен стране. К тому же есть мнение, что у псковского губернатора отношения с митрополитом Тихоном сложились не очень, но если это и причина, то второго порядка. Специализация владыки Тихона – это, как известно, кино и вообще индустрия народного просвещения. Именно это сейчас необходимо на полуострове.

 

История со смещением Леонида ещё меньше отношения имеет к внутрицерковным интригам и даже с политикой едва ли соотносится напрямую. Помимо конспирологических версий о «сговоре ОВЦС с Ватиканом» и «решении Патриархии похоронить африканский проект ради примирения с Варфоломеем», есть мнение, что «Горбачёва могли наказать за гласность», то есть за чересчур острый язык и вольные стишки, размещёные в телеграме. Но  скорее всё скучнее и прозаичнее. Реорганизация российского присутствия в Африке в связи с гибелью главы ЧВК «Вагнер» 23 августа и в целом уход Пригожина как одного из тех, на кого был ориентирован митрополит Леонид, и есть те загадочные «препятствия», из-за которых функционирование Африканского экзархата под руководством Леонида оказалось осложнено. Жалобы сотрудников владыки на «отсутствие инфраструктуры» в Африке – это жалобы в первую очередь на отсутствие средств для дальнейшей работы на континенте. Леонид и его сотрудники, в сущности, делали в Африке примерно то же, что Тихон на Псковщине. То есть не только и не столько просвещали, сколько давали «хлеб насущный», в данном случае строили школы, чинили колодцы, проводили электричество и раздавали нищему населению средства первой необходимости. Но быть владыкой «раздающим» не так-то просто. Так что Леонид, можно сказать, ни в чём не виноват – просто обстоятельства изменились. 

И напоследок. Владыка Евгений (Кульберг), известный своим бодрым выступлением перед президентом, объявил конец фильма про таёжную оппозицию с присевшим по уголовной статье бывшим священником Сергием Романовым в главной роли. Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», который был форпостом бунтаря Романова, переименовали в Благовещенский Борисоглебский женский монастырь посёлка Краснояр Свердловской области. Где-то в колонии общего режима раздаётся песня: 

Люди никогда не вспомнят

Наши звонкие смешные имена,

Теперь их помнит только тишина…

Читайте также