Что такое «постковид». И нужно ли его лечить

«Стол» разбирался в актуальных медицинских вопросах

Фото: Киселев Сергей/АГН «Москва»

Фото: Киселев Сергей/АГН «Москва»

Екатерина Серебренникова, врач общей практики, терапевт:

Начнём с того, что разберёмся в термине: что он означает и откуда взялся. Важно понимать, что термины «лонг-ковид», «постковидный синдром», «постковидные состояния» – это синонимы. Также интересен факт, что саму проблему постковидных состояний изначально начали обсуждать не врачи, а пациентские сообщества. Люди, перенесшие заболевание, продолжали себя плохо чувствовать долгое время или отмечали появление заболеваний, по времени взаимосвязанных с коронавирусной инфекцией. Они хотели разобраться в этом и получить адекватное лечение. Одно из таких сообществ как раз и ввело в оборот понятие «лонг-ковид». В таких сообществах были и врачи. Довольно многочисленные и активные сообщества смогли поставить эту проблему перед официальной медициной и наукой. Начались исследования по этой теме, которые продолжаются до сих пор. Интересный факт, что благодаря инициативе врачей из России в МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра) были внесены соответствующие коды заболевания. И хотя ясности стало немного больше, но вопросов пока ещё больше, чем ответов.

Так, если мы заглянем на сайт ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), то увидим, что «примерно у 10–20% пациентов с COVID‑19 развиваются долго сохраняющиеся симптомы» и что подвержены постковиду чаще женщины и люди с более тяжёлым перенесённым заболеванием. Если взаимосвязь с тяжестью заболевания и длительностью постковидного хвоста понятна, хотя и не всегда очевидна, и есть исследования, которые этой связи не показывают, то с женщинами ясности меньше. Возможно, это связано с тем, что женщины легче обращаются к врачам при заболевании, а мужчины часто терпят до последнего. Также в этой статье есть критерии постановки диагноза: диагноз ставится на основании сохранения длительности симптомов более 3 месяцев и при исключении других возможных причин заболевания. А причин может быть много. Конечно, многие сталкивались с неврологическими проявлениями: изменение или потеря запахов и вкусов, нарушения памяти, повышенная тревожность и утомляемость после перенесённой коронавирусной инфекции.

И действительно, есть научные работы, которые показывают, что, возможно, есть прямое повреждающее действие вируса на нервную систему. Такое повреждающее действие отмечено и на другие органы, например сердце. Бывают постинфекционные миокардиты, связанные с новой коронавирусной инфекцией. К сожалению, бывают нарушения микроциркуляции и иммунных механизмов, поэтому в доле постковидных осложнений есть инсульты, инфаркты, дебют или обострение аутоиммунных заболеваний, таких как диабет или псориаз. Для учёных и врачей бывает непросто разграничить, где было действие вируса, а где он стал только триггером, или заболевание уже было у человека, но оно не проявлялось, и инфекция его выявила. Ведь такое бывает и при других вирусных инфекциях. Встаёт вопрос: что специфично именно для последствий перенесённой коронавирусной инфекции. Поэтому диагноз последствий перенесённой коронавирусной инфекции ставится после исключения всех других возможных причин.

Электронная микрофотография частицы вируса SARS-CoV-2. Фото: NIAID/Wikipedia
Электронная микрофотография частицы вируса SARS-CoV-2. Фото: NIAID/Wikipedia

Перед практикующими врачами и пациентами само это явление ставит некоторые вопросы. Так, ни врачам, ни пациентам нельзя все непонятные симптомы и проявления помещать в папочку постковидных нарушений, а надо разбираться в каждом конкретном случае и подбирать соответствующее лечение, если какое-то конкретное заболевание будет выявлено. Даже такие, казалось бы, безобидные нарушения, как потеря или искажение обоняния и вкуса, могут нести за собой серьёзные опасности. Люди с такими нарушениями могут случайно съесть некачественную или испорченную еду, не заметить запаха газа или гари. Из-за искажения вкуса и обоняния может снижаться аппетит или еда может казаться стухшей, что приводит к потерям веса и нарушениям питания. В некоторых случаях, если организм и так был ослаблен и истощён серьёзной болезнью, это становится критично. Таких людей приходится обучать правилам безопасности и находить способы пищевой поддержки, проводить тренировки обоняния. К сожалению, те состояния, к которым ключики не нашлись, лечить пока что не умеют, хотя и ведутся разработки в этом отношении. Мне встречались интересные работы, в которых приводилась статистика, указывающая на то, что в некоторых случаях вакцинация от коронавируса уменьшала проявления постковида. Также это хорошая профилактика от тяжёлых случаев заболевания, а значит, и длительного хвоста недомоганий после него. И тут не надо ждать обновленных вакцин. И те вакцины, которые есть, всё ещё продолжают справляться в достаточно хорошей степени с тяжёлыми случаями заболевания, хотя вирус постоянно совершенствуется, чтобы уходить от иммунного ответа.

Конечно, при таком положении дел, когда официальная медицина предложить может в основном только профилактику, меры гигиены и поддержание здорового образа жизни, людям хочется найти средства помимо этого и обрести более «твёрдую» почву под ногами. В связи с этим внимание к БАДам по данной проблеме не ослабевает. В начале пандемии даже на официальных источниках советовали коктейли из витаминов и микроэлементов, таких как цинк, селен, витамин С, витамин Д. К сожалению, проведённые исследования показали, что если недостаток этих витаминов и микроэлементов есть, то это, конечно, требует их восполнения, но не приводит к результатам, которых бы всем так хотелось: не заражаться и не болеть. Эффекты от восполнения дефицитов скромные, а если их изначально не было, то можно сказать, что и низкие. Поэтому всё же такие классические меры профилактики, как маски в общественных местах, кашлевая гигиена, мытьё рук, сохранение дистанции и забота о других, когда мы не ходим больными в собрания людей, остаются актуальными. Ну и вакцинация, конечно.

Ну и раз уж мы коснулись темы БАДов, то хотелось бы сказать и об этом пару слов. Нельзя сказать, что врачи никогда не назначают витаминов и микроэлементов, иногда и в форме БАДов, но чаще всё же в лекарственных формах, так как они проходят более строгую проверку, и можно точно сказать, сколько и каких веществ в них содержится. Кроме того, врачи серьёзнее относятся к назначениям, понимают, оправданы ли они и входит ли их назначение в клинические рекомендации, в каких дозах и схемах лечения.  Например, гастроэнтерологи назначают определённые БАДы для лечения и профилактики запоров. С этой целью широко используется Псилиум, он имеет научную доказательную базу. Могут назначаться железо, витамин С и Д, кальций. Беременным часто назначают фолиевую кислоту, она влияет на формирование нервной системы ребёнка. К сожалению, многие пациенты относятся к приёму БАДов более легкомысленно, принимают их бесконтрольно, без показаний, в дозах, превышающих необходимые или слишком долго, что приводит к осложнениям и передозировкам. Не могу сказать, что пациенты всегда сами виноваты: многое зависит и от врачей, от их компетенций и от настроя доносить качественную информацию до пациентов, разговаривать, общаться с ними. Но это обоюдный процесс: врачи растут и совершенствуются и по запросу пациентов, когда самосознание и требования к качеству у них растут и они не готовы довольствоваться парадигмой, что врач лучше знает. Тут мы можем вернуться к началу разговора и вспомнить, как появился термин «лонг-ковид».

Если подытожить, в целом стратегия такая: если что-то беспокоит, не затягивать, обращаться к специалистам. Особенно если проблема сохраняется дольше 3 месяцев. А после болезни важно пересмотреть свои нагрузки и режим дня, понимать, что понадобится восстановительный период (и, может быть, долгий). Стараться оздоровить свой образ жизни: сбалансировать свою двигательную активность, быть на свежем воздухе, питаться более разнообразно и полноценно, с достаточным количеством в питании овощей и фруктов.

Читайте также