«Учительский билет» для педагогов – это пряник или кнут?

Как условную «Пушкинскую карту» хотят «предложить» школьным педагогам  

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Опыт использования «Пушкинской карты» хотят распространить и на педагогов. Заговорили о введении специального «Учительского билета». Минпросвещения в лице Сергея Кравцова идею горячо поддерживает. Новость, конечно, интересная. Но уж очень много она рождает вопросов. Не будет ли организовано всё так же скверно, как с поддержкой школьников? Не приведёт ли обладание «Учительским билетом» к обратному эффекту – когда вместо культурного отдыха педагоги получат дополнительную нагрузку? И насколько вообще это этично – так подчёркивать дефицит собственных средств учителей на музеи и театры?

Начать, пожалуй, стоит с вероятных организационных проблем. Ими полна история существования «Пушкинской карты», и что-то подсказывает, что с педагогами едва ли дело пойдёт проще. Начинается всё с оформления. Во-первых, оно само по себе какое-то заковыристое. Вроде бы можно выбрать разные варианты: оформить пластиковую карту в «Почта Банке» или электронную через «Госуслуги», но на практике часто приходится не выбирать, а совмещать. Куча жалоб на то, что банк не принимает заявления без регистрации в онлайн-сервисе. С интернет-оформлением всё тоже не просто. На «Госуслугах» нужно иметь профиль с подтверждённой личностью, помимо этого надо скачать приложение «Культура», там загрузить селфи, и на каждом шаге система рискует заглючить, просто потому, что может.

Казалось бы, что мешает всё максимально упростить: напечатать этих карт по количеству подростков, входящих в программу, и раздать, например, через школы, ну или тот же банк? Мы знаем, ничего невозможного нет – вся необходимая информация у государства есть. Но, видимо, требуется пройти все круги ада, чтобы доказать своё право на катарсис в театре.

Но, может, опыт прошлых ошибок учтут и с учителями всё будет иначе? Тем более что они вечно всем колхозом под предводительством завучей участвуют в каких-то тестированиях, анкетированиях, мониторингах. Может, и заявления у них будут принимать коллективные, а потом отправлять пакеты с картами на всю школу. Очень может быть. Но обязательно потребуют в этом коллективном заявлении поставить личную электронную подпись, а вот всё оформить, придётся-таки в онлайн-ад спуститься да хорошенько там поплутать.

И не факт ещё, что после оформления и получения карты всё будет работать как надо. В самый неподходящий момент, например, когда вы непосредственно пытаетесь купить билет в кассе музея, оплата может и не пройти. Из-за перегрузки сервера, из-за ошибочной блокировки, да просто из-за того, что предприятие не прошло отбор для участия в программе. А критерии этого отбора, к слову, более чем странные. Дочь недавно выбирала спектакль и столкнулась с тем, что по «Пушкинской карте» нельзя почему-то пойти на «Ревизора» и «Три товарища». А я недавно была в кино, и меня удивила реклама, что «Пушкинские карты» принимают на любые российские фильмы, как будто все без исключения российские фильмы хороши и полезны для молодёжи.

В общем, всё сложно. А идея «Учительских билетов» сопряжена ещё и со своими специфическими неоднозначностями. Никто из инициаторов идеи не скрывает, что карта для педагогов – это не просто милый ни к чему не обязывающий презент, а некая компенсация части профессиональных трат. И дело не в том, что педагоги должны постоянно поддерживать культурный уровень, дабы быть достойными представителями идей просвещения (а врачи, допустим, могут и обойтись, никто от них диалогов об искусстве с пациентами не ждёт). Нет, всё куда прозаичнее. И это прямо озвучивается чиновниками. Педагоги часто посещают музеи и театры не сами по себе, а в качестве сопровождающих школьных групп. И если раньше во многих учреждениях при больших группах сопровождающему давалось право бесплатного посещения, то теперь такая практика сходит на нет. А если где и остаётся, то в такой форме, что лучше заплатить. Ей-богу, то предлагают учителю в проходе на приставном стульчике спектакль посмотреть, то в холле подождать, точно он какой-то бедный родственник.

Вообще, ситуация со всеми этими школьными экскурсиями и выездами на спектакли у нас сложилась какая-то удивительная. Такие мероприятия фактически стали обязательными. В разных документах давно стали общими бюрократические формулировки про то, что «в условиях реализации ФГОС экскурсии являются частью учебно-воспитательного процесса». В разных нормативных документах определены правила организации, проезда и сопровождения детей. Но, как водится, не оговорено ничего про деньги. Про деньги у нас вообще не любят. И потому как-то так получается, что педагоги, отправляясь на полдня, а то и на весь день на выездное мероприятие, причём обычно ещё и в выходной, не только не получают никакой компенсации (никто уж не говорит про полуторный и двойной размер оплаты сверхурочной работы), но и платят свои деньги за билеты.

И вот, значит, теперь, чтобы ситуация сделалась не такой несправедливой, предлагают ввести «Учительский билет». Но, знаете, я что-то не спешу радоваться ни за себя, ни за коллег. По опыту я знаю: если педагогам перепадает дополнительная копейка, то за неё потом три шкуры сдерут. Так было с введением федеральной оплаты классного руководства. Дали пять тысяч, а новых обязанностей накидали на пятьдесят. Так и здесь. Боюсь, с появлением специального культурного сертификата педагогов обяжут водить детей куда-нибудь «окультуриваться» чуть ли не каждое воскресенье.

А если вдруг на «Учительском билете» останется что-то, чтобы учитель один мог куда-нибудь выбраться, без вереницы школьников, так ведь неизвестно ещё, что позволят посмотреть. Может статься, что цензурирование мероприятий для педагогов будет производиться более строго, чем для их подопечных. Ну а как? У нас же к моральному облику учителя отдельные требования. То ему в отдел с нижним бельем заходить возбраняется, то не дай бог дети его в кафе с бокалом увидят! А это значит – никаких экспериментальных спектаклей, сложных выставок и частных музеев. То есть как обычно: вместо поощрения – щелчок по носу.

Вообще, если б захотели поощрить, то подарили бы учителям сертификаты на культурный досуг без всяких условий. У нас же, помимо привязки к экскурсиям, договорились уже до того, что «Учительские билеты» надо выдавать только педагогам со стажем более пяти лет. Наверняка и ещё что-нибудь придумают. Но, с другой стороны, сертификат без условий как бы теряет смысл. Потому что есть альтернатива и проще, и изящнее. Можно ведь просто зарплаты повысить – привести их наконец в соответствие с майскими указами (мечты, мечты…). А то как-то, право слово, странно получается, некрасиво даже. Как будто разными дополнительными сертификатами подчёркивается несостоятельность педагогов. И в то же время учителей за эту самую несостоятельность словно наказывают. Всё теми же «благими» инициативами.

Читайте также