Самая мягкая из неудобных тем
– Сергей Иванович, откуда взялась идея конкурса «Мир вам!»?
– Этот конкурс проходит в рамках биеннале «Золотая пчела», которая существует вот уже 30 лет. Главная номинация на «Золотой пчеле» называется просто «Плакаты». В прошлый раз я её обозвал «Свежий ветер», но фактически 80–90 % выставки составляют именно плакаты. Графический дизайн прежде всего зеркалит дух времени, а биеннале раз в два года фиксирует перемены, произошедшие с визуальным языком. Это наша основная задача. А в качестве творческого задания в отдельной номинации биеннале я постоянно подбрасываю дизайнерам мира неудобные, неполиткорректные темы – политические, духовные или религиозные.
Такими дополнительными номинациями уже были «Вера, Надежда, Любовь», «Графический дизайн и религия», «10 заповедей», «Милосердие» – когда у католиков был Год милосердия.
В этот раз идея конкурса не моя. Несколько моих студентов, став взрослыми дизайнерами и отучившись самостоятельно ещё и в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, стали заниматься организацией фестиваля «Время мира». Они и предложили нам конкурс «Мир вам!». Название конкурса – это приветствие, понятное всем и во все времена. Мы дали участникам задание рассмотреть все аспекты мира – от экологических до эсхатологических. Мир как противоположность войне, как гармония с людьми и с Богом...
– Как воспринимаются подобные темы?
– Люди просто участвуют – и всё. На предыдущей биеннале в качестве специального проекта была тема, связанная с 70-летием государства Израиль. Для меня это прежде всего религиозная тема. Я вижу в ней совершенно очевидное вмешательство Божье в человеческую историю. Я написал в своём проекте, что эта тема культурная, попросил не затрагивать израильско-палестинский конфликт. Но левые дизайнеры отказались участвовать в конкурсе, написали, что это невозможно, зря я в это ввязался. Многие приличные люди заражены левой идеологией, и дизайнеры тоже – как самые творческие и передовые личности. Хотя среди них нашлось какое-то количество мастеров, в том числе и топовых, которые не относятся к подобному мейнстриму, вот они и приняли участие в этой теме.
– А как зритель воспринимает такие выставки?
– Зрители смотрят, запечатлевают на сетчатке глаз. Вот когда был проект, посвящённый столетию революции, в Барнауле, в Архангельске некоторые зрители оставляли гневные сообщения в книгах отзывов. А в Красноярске коммунисты даже потребовали уволить руководство того места, где проходила эта «антикоммунистическая выставка». Губернатор приезжал разбираться. «Мир вам!» тоже относится к духовным темам, но она всё-таки не настолько острая, можно сказать, она самая мягкая из неудобных тем.
Во-первых, это красиво
– Расскажите, пожалуйста, о «Золотой пчеле».
– В следующем году, если Богу будет угодно, биеннале пройдёт в Москве в 14-й раз. Это большое событие, которое было организовано в момент падения железного занавеса: тогда мы как с цепи сорвались, хотели как можно больше увидеть и сделать. И как-то крайне быстро биеннале стала очень популярна в мире. По количеству присылаемых работ мы просто вышли на первое место.
– Вы охватываете этим проектом весь мир?
– В английской версии в какой-то момент мы стали называться глобальной биеннале. Во-первых, это красиво. Во-вторых, мы и правда охватываем весь мир. В прошлом году было 100-летие Солженицына, у нас была номинация «ГУЛАГ», в которой показали более 100 работ. Она уже вышла за пределы маленьких номинаций, в которых участвует 30–50 работ. Проект «Мир вам!» тоже шире, чем просто номинация. Мы за 3 дня до дедлайна отобрали плакатов хорошо за сотню. Это уже никуда не годится, будем возвращаться к круглой цифре. Во время фестиваля покажем 100 плакатов, потом объявим «Мир вам!» в качестве номинации, и в течение года нам пришлют ещё пару тысяч плакатов. И в октябре 2020-го на экспозиции «Золотой пчелы» будет работ 30 – не больше. Чем больше отброшено, тем выше уровень. Сейчас мы собрали первый урожай, и в нём приняли участие десятки стран.
– Что они изображают на своих плакатах?
– Рамки задает отчасти сам фестиваль: он христианский, православный, и это уже ориентирует людей. В преамбуле конкурса я написал, что можно затрагивать все аспекты темы мира, в том числе и библейское его понимание. И всё равно тема звучит почти по-советски – как борьба за мир.
– Да, сразу видится привычный голубь мира. Что нового создают на эту тему современные дизайнеры?
– Если говорить о содержании, то на этом этапе больше половины сюжетов –это бомбы и голуби, голуби против бомб. Некоторые из них сделаны на очень высоком художественном уровне.
[gallery order="DESC" ids="42746,42743,42744,42745,42741,42742"]
Несколько топовых дизайнеров – буквально из первой десятки – уже засветились здесь. Есть работы и про мир в душе, и про домашнее насилие. Встречаются очень глубокие смыслы, точный визуальный язык. Можно сказать, уровень проекта удался. Организаторы хотели, чтобы материал был доступным и способным захватить ширнармассы.
Только человеческую душу заменить нечем
– Графический дизайн — это, с одной стороны, достаточно простой и древний способ коммуникации, а с другой стороны, среди профессий будущего в качестве наиболее перспективной специальности эксперты называют именно дизайнеров. Похоже, тут речь идёт о вечности.
– Точно! И темы у нас идут от глубокой библейской древности до современного вооружения. И профессия эта неохватная: по темам она безразмерная, по языку всё больше приближается к искусству. Что касается кризиса плаката, перехода в цифровую эпоху, которая пожрёт даже своих детей – программистов… Да, прогресс заменит роботами всех специалистов, ему нечем будет заменить только человеческую душу и творчество – дизайнеры занимаются именно этим.
Синоним цифровой эпохи – креативная эпоха. Соответственно, приходит креативный класс, приносит креативную экономику, педагогику, креативные технологии. А плакат как раз учит креативному мышлению.
– Получается, дизайн – дело молодых?
– Нет, дух дышит, где хочет. Мы сегодня говорили с коллегами, что когда-то казалось, мы не доживём до нашего возраста, а теперь даже моя студентка жалуется, что она среднего возраста. Но творчество зависит не от возраста, а только от человека. Можно быть старым в молодости и молодым в старости.
– Молодёжь сейчас гораздо меньше читает, и психологи наконец пришли к выводу, что это нормально – воспринимать информацию в основном визуальным путём, через графику.
– Совершенно верно, сейчас идёт картиночная эпоха, мы тоже её узнаём и приветствуем звоном щита. А страна у нас слепая. Не слепорождённая, конечно, потому что была древнерусская икона, народный лубок и русский авангард, но советское время окончательно добило визуальную культуру. Сегодня мы не боимся ни рекламы, ни развития визуального мышления.
– Как будут развиваться ваши мероприятия в течение ближайших 20 лет? Как они поменяются технологически?
– Сейчас кончается время культуры печатной книги, настаёт пост-гуттенберговская эпоха. Говорят: посмотрите, тиражи печатных книг растут, они не уйдут. Уйдут, никуда не денутся! Наступает экранная культура, она продлится не меньше, чем эпоха книгопечатания. Она переработает под себя весь язык графического дизайна. Сейчас наша визуальная культура находится в фазе, когда карету снабдили мотором. Люди ведь не знали, какими должны быть первые автомобили, поэтому мотор прикрепили к карете без лошади. Так же и мы пользуемся шрифтами, которые вроде бы эволюционировали до вершины совершенства, но всё-таки принадлежат старой технологии. Шрифт — это основа графического дизайна, на «Золотой пчеле» мы несколько раз проводили конкурсы по шрифтам. В ближайшее время будут номинации даже не в заголовочных шрифтах, а в текстовых. Они нас ждут, они изменят картину восприятия информации, которое ускоряется. От клипового, картиночного мышления никуда не деться.
[gallery order="DESC" ids="42757,42755,42756"]
– Плакат – это неподвижное моно-изображение, как оно изменится?
– Для дизайнера плакат – это полотно, как «Явление Христа народу» для художника. Во-первых, плакат сегодня не такой уж неподвижный, появились анимированные, оживлённые плакаты, это может быть маленькое кино или просто движение, которое входит в изображение. Уже сейчас при наведении на плакат приложения возникает дополнительная реальность, оттуда выходит совсем другая картинка. Дальше этого будет больше.
– То есть плакат станет анимацией?
– Нет, это сложнее. Дополнительная реальность, интерактивность – это более сложные визуальные эффекты, они будут нарастать.
– А что останется от плаката?
– Плакат сопровождает биографию графического дизайнера от вступительных экзаменов в институт до смерти. Он всегда был самым свободным пространством. Это не упаковка, где есть требования по ракурсам, размеру надписей, материалу; не книга, где тоже полно своих рамок и ограничений. Плакат даёт состояние, когда ты один на один с листом и можешь отразить себя, своё видение мира, творческую концепцию лучше, чем в каких-либо других жанрах.
Вместе с тем плакат чему-то посвящён, о чём-то информирует, что-то рекламирует, к чему-то призывает. Хотя этой функции в нём всё меньше, потому что с информированием в сто раз лучше справляются электронные СМИ. На передний план выходит то, что раньше было средством, дополнительным инструментом, – эмоциональность и креативность. Плакат становится полем для чистых экспериментов и возможностью самореализации, проявления внутренней свободы.