Чем является Великая Отечественная война для современной России? Ответ на этот вроде бы довольно простой вопрос не так очевиден, поскольку точек зрения несколько. И чтобы разобраться, необходимо заглянуть в прошлое и ответить на вопрос: чем является Великая Отечественная война в истории нашей страны? Да, можно утверждать, что противостояние с Германией – это главная травма СССР за всё то недолгое время его существования. Революция, Гражданская война, Большой террор – всё это померкло на фоне Великой Отечественной войны и заставило отойти на второй план. Масштаб катастрофы был настолько велик, что память о ней передаётся из поколения в поколение.
Сергей Лапенков, один из создателей «Бессмертного полка», рассказывает: «Вот, например, полёт Юрия Гагарина в космос. Это событие вызывает лишь положительные эмоции. А война – это другое, ведь в первые годы противостояния с Германией было очень много плохого. И речь не только о поражениях и крупных потерях. Было много перебежчиков. По сути, война с Германией стала продолжением классового противостояния внутри России во время Гражданской войны. И хотя большевики пришли к власти, много было и тех людей, кто так и не смог их принять. И поначалу казалось, что Германия поможет освободить страну от коммунистической партии. Отсюда и большое количество предателей. Но они предавали не страну, а строй. Затем стало понятно, что война с Германией – это война за существование самой страны, а не конкретного строя. Распри ушли на второй план, классовые враги объединились против агрессора. Даже церковь стала открытой».
«Великая Отечественная война – трагедия для нашей страны, - поделилась своим мнением координатор „Бессмертного полка“ в Прикамье Анна Отмахова. – После победы и власть, и народ поняли, что главное – это мир. Поэтому в последующие годы шла активная агитация мирных решений каких-либо конфликтов».
И Сергей, и Анна согласны, что в советское время активно продвигалась мысль: «Худой мир лучше доброй войны». Тогда победа воспринималась не как что-то метафорическое и абстрактное, а буквально: перестали гибнуть люди. Те, кому посчастливилось выжить в войне, вернулись домой. И всё население огромного Советского Союза не хотело повторения, народ от мала до велика понимал, что жизнь является главной ценностью. Конечно, с врагом, вторгшимся в родную страну, было покончено, но оставались и другие противники. На смену Германии пришли Соединённые Штаты Америки («довеском» шёл весь капиталистический Запад), с которыми отношения были, мягко говоря, натянутыми. Но даже в годы «холодной войны» советская пропаганда не позволяла себе ничего лишнего, не выходя за рамки всё того же посыла: «Худой мир лучше доброй войны». Народ даже представить себе не мог, что по телевизору или радио ведущий новостей заявит о необходимости бомбардировки Вашингтона. Говорили только о мире.
«Советская пропаганда мира была довольно двуличной, – считает Сергей Лапенков. – Была и „холодная война“, и Будапешт, и Прага, и Афганистан. Внешняя политика постоянно ходила по грани. Но когда становилось понятно, что следующий шаг может стать фатальным, – включались тормоза. Поэтому, на мой взгляд, ни один из локальных кризисов не перерос в глобальный».
А что сейчас? А сейчас, к сожалению, современное общество (с подачи, конечно, власть имущих) Великую Отечественную войну воспринимает весьма своеобразно. По мнению Сергея Лапенкова, на данный момент у России нет очевидного внешнего врага. Но противостоянием с «неким противником» объясняются причины тяжёлой ситуации в стране. Проще говоря, сейчас «сверху» искусственно пытаются перенести состояние военного времени в наши дни. Это позволяет избежать разговоров о реальных проблемах, заменив их на вымышленные. «Многочисленные СМИ занимаются активной пропагандой, – считает Сергей. – Проблемы они объясняют происками заграницы, пятой колонны. Всё это делается с одной целью – вернуть состояние фронта. Но делать это нельзя, поскольку война и память о ней используются для манипуляции». По мнению Сергея, в наши дни в стране банально не хватает простых положительных примеров. Ведь тогда, более 70 лет назад, люди не за деньги и не на бумаге воевали и умирали за свою страну. Они чувствовали себя на стороне добра. И этого светлого чувства сейчас остро не хватает.
«Многое перевернулось с ног на голову, – считает Анна Отмахова. – Если в Советское время шла пропаганда мира, то сейчас народ „может повторить“. Такой „ура-патриотизм“ оскорбляет память и выживших, и погибших. Бояться и уважать – это два совершенно разных понятия, но сейчас они часто идут рука об руку. И это, на мой взгляд, странно. Важно помнить не только саму победу, но и цену, которую за неё заплатили. Более двадцати миллионов погибших – это очень дорого. И что они хотят „повторить“»?
Что с памятью?
Помнить о войне можно несколькими способами. Например, так, как написано в учебниках истории или рассказывается по телевизору. То есть помнить героическое мужество и подвиги конкретных героев, избегая нелицеприятной стороны. По мнению Лапенкова, война – сложный период, в котором нашлось место и бездарному командованию, и провальным операциям. И реальная история была заменена на плакатную героику. «Вспомнить хотя бы разрекламированную историю двадцати восьми панфиловцев, - рассказывает основатель „Бессмертного полка“. – За ней абсолютно теряется история всей панфиловской дивизии. О них знают, об остальных – нет. Вот и получается, что история перечёркнута. Нам предлагают помнить то время как время героизма и подвигов. Но не ставят вопрос: почему так произошло? Ведь любой подвиг имеет в своей основе преступную халатность. Об этом не говорят. И это плохо. Вообще играть с историей в пятнашки – тут помню, тут не помню – опасно. Большая история складывается из жизни людей. Есть история, написанная в учебниках, есть история семейная. Надо знать обе, поскольку они пересекаются. Анализировать и делать выводы».
В последнее время тенденции «ура-патриотизма», конечно, в лидерах. По крайней мере об этом активно говорят, это активно показывают. Дети в военной форме (это тема для отдельного разговора), многострадальная Георгиевская ленточка, которую можно встретить и на радиаторной решётке автомобиля, и на бутылке водки, и на чебуреках (продолжать можно ещё долго), надписи «На Берлин!», «Т-34», «1941-1945 можем повторить», фронтовой хлеб, полевая кухня и так далее, стали обязательной составляющей торжественных мероприятий, связанных с Днём Победы. Складывается ощущение, что люди, подхватывающие эту тенденцию, оторваны от реальности. Они не понимают цены, которую заплатили их предки за победу. «Люди, особенно молодёжь, не знают истории, не знают конкретных примеров. Отсюда и берёт начало „ура-патриотизм“, - считает Анна Отмахова. – Молодые люди агрессивно реагируют на какую-либо новую неприятную для них информацию. Для них солдат почему-то изначально стоит в мраморе. Он не может быть предателем, его нельзя взять в плен. Военнопленный – предатель без вариантов. Такие люди не думают о том, что человек мог быть сильно ранен или находиться без сознания. Отсюда и агрессия. Нужно было покончить с собой, но не сдаться. Таким образом, по мнению молодёжи, несколько миллионов человек сразу стали предателями. И изменить их мнение очень сложно. Поэтому я уверена, что о негативной истории нужно говорить. И о предателях, и о трусости, и о слабости, и об ошибках командования. Нужна правда для адекватной оценки тех событий. Иначе „ура-патриотизм“ и его визитной карточкой „можем повторить“ не победить».
Но среди этих тенденций есть и положительные. Самая мощная – это, конечно, «Бессмертный полк». Он позволяет людям узнать неизвестную историю своей семьи, заставляет задуматься о судьбах родственников. Взять для примера ту же Пермь. Как известно, в годы войны Пермь являлась тыловым городом. «Сравнивать тыл и фронт некорректно, - считает Анна Отмахова. – Особенно в контексте „я воевал, а ты сидел“. Благодаря „Бессмертному полку“ люди – как их бабушки – трудились на заводах во имя Победы, как дедушки – не щадили своих жизней в кровопролитных сражениях».
«История – это наука, – рассказывает Сергей Лапенков. – Поэтому невозможно её частичное изучение. Ведь нельзя, к примеру, в математике пропустить какой-то непонравившийся параграф, перелистнув его. Без этого дальнейшее изучение предмета становится невозможным. А вот почему-то в истории такое пренебрежительное отношение допускается. Ведь история – это наука не прошлого, а будущего. В ней можно найти ответы на многочисленные вопросы. А в истории нашей страны, к сожалению, много белых „неудобных“ пятен. Отсюда и проблемы».
Противостоять опасным тенденциям можно лишь одним оружием – семейной памятью. Какой бы она ни была, люди должны знать историю своих корней. Знать необходимо и историческую память общества. Великую Отечественную войну нельзя превращать в костюмированное действо с призывами к новому кровопролитию, забывая цену Победы. И тогда паззл сложится. Лишь гармоничный симбиоз всех этих пластов способен направить и отдельно взятого человека, и весь народ на правильный путь. Путь адекватной памяти, которая и ответит на сложный вопрос: чем является Великая Отечественная война для современной России.