Пропадай поодиночке

Даже если бюджетные работники чем-то недовольны, они не спешат аргументированно отстаивать свои права перед лицом работодателя. Почему?

Фото: пресс-служба мэра и правительства столицы/Агентство «Москва»

Фото: пресс-служба мэра и правительства столицы/Агентство «Москва»

Департамент здравоохранения Москвы прилагает все возможные усилия, чтобы улучшить работу амбулаторного звена: открывает новые красивые поликлиники по «московскому стандарту», расширяет горизонты приёма. Теперь к врачам можно приходить не только в будни, но и в выходные дни. Введён функционал дежурных врачей, к которым можно прийти без предварительной записи с какими-то срочными проблемами или острыми заболеваниями. Пациенты радуются, однако мало кто задумывается, какими ресурсами достигается эта доступность. Если вдруг кто-то думает, что вводятся новые штатные единицы или предлагается сверхурочная работа, то он ошибается. Расширять доступность медицинской помощи у нас принято за счёт ухудшения условий труда медицинского персонала: это неоплачиваемая сверхурочная работа или расширение зон обслуживания без доплаты, лишение перерывов для отдыха и питания, укорочение междусменного отдыха. Раньше такое трудно себе было представить, ведь графики работы контролировались Трудовой инспекцией, министерствами. Теперь же заботу о соблюдении трудовых прав делегировали непосредственно самому работнику. 

Выглядит эта цепочка так: ДЗМ даёт установку руководителям амбулаторной службы обеспечить график работы учреждения, главные врачи передают поручения заведующим, а те просто заставляют непосредственных исполнителей, то есть медработников, работать так, чтобы выполнить поручение Депздрава. Звучит немного странно: как можно заставить взрослых людей делать что-то против их воли, однако, к сожалению, именно так и обстоят дела. Покричать, как следует надавить, пригрозить увольнением – и люди как миленькие выходят на работу. Есть ещё интересный феномен: многие медработники, особенно старшего поколения, говорят: «Все же так сейчас работают: и в той поликлинике, и в другой. Не может же быть такого, чтобы в государственном учреждении, притом не в одном, а во многих, нарушался закон. Значит, это всё правильно». Люди привыкли верить, что в государственном учреждении их, конечно, никто не обманет. Верят в то, что кто-то ответственно всё посчитал, отдал на проверку юристам. 

А между тем всё совсем не так. Недавно и я стала свидетелем и участником очередной волны оптимизации. Началось всё с того, что многие женские консультации объединили под одной крышей. Например, в здание поликлиники, где наша ЖК занимала один этаж, подселили ещё две женские консультации – на те же площади. Нам стало очень тесно: теперь один кабинет посменно делят два врача: один работает в утреннюю смену, второй – в вечернюю. Никаких помещений, где можно было бы доделать бумажную работу, оформить карты и т.п., нет. Но на этом улучшения не закончились. ДЗМ выпустил приказ №710, в котором обязал женские консультации г. Москвы работать не только в будни, но и в выходные. Причём сделать так, чтобы 85% от рабочего времени врачей приходилось именно на приём пациентов. А как это можно сделать? Давайте разберёмся. 

С каждым врачом ЖК заключен типовой трудовой договор: рабочее время – 39 часов в неделю, режим работы – согласно графику сменности. Действие Трудового кодекса на врачей тоже распространяется: они должны иметь непрерывный еженедельный отдых продолжительностью 42 часа и перерывы для отдыха и питания в течение рабочей смены, если смена продолжается более 4 часов. Режим работы ЖК: пн-пт 8.00–20.00, сб 9.00–18.00, вс 9.00–16.00. А теперь попробуйте сами составить график приёма таким образом, чтобы 85% времени (а это 33 часа в неделю) приходились на приём пациентов. Получилось? Вот и у нас не получилось. Департамент продолжает требовать выполнения плана «нагрузки», но сам при этом кабинетов для работы врачей не предоставляет. И что же остаётся делать руководству на местах? Сказать на совещаниях в департаменте о том, что это невозможно, они почему-то не могут (то ли не смеют, то ли стесняются). Тогда они начинают изголяться, кто во что горазд, чтобы раздобыть эти 85% времени: у врачей отняты перерывы для отдыха и питания, кто-то ставит две рабочие субботы в месяц по 8 часов, кто-то выводит на работу врачей и в субботу, и в воскресенье. В некоторых ЖК врачи переведены на работу по 12 часов в день два дня подряд с одним 15-минутным перерывом. Ну то есть всё, что можно нарушить в ТК, нарушено. 

Но самое показательное то, что все как один медработники молча идут и работают. Да, они жалуются друг другу в ординаторских, они негодуют в курилках, но дальше этого дело не идёт. О причинах этого немого повиновения говорить, полагаю, не стоит. Скажу лишь, что я всё-таки написала в ДЗМ о нарушениях, и ответ пришёл ожидаемый: «Никто, кроме вас, не жалуется». Вот и развеяны сомнения всех тех, кто продолжает наивно думать, что где-то там, наверху, сохранились отделы по охране труда, юристы, которые «заранее продумают график работы» и «не позволят издеваться над нами». Департамент здравоохранения Москвы прямо заявляет: пока все молчат – можно всё! Работаете без перерывов и выходных, сверхурочно без доплаты и молчите? Значит, всё о,кей! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Читайте также