Почему детей с лишним весом всё больше?

В России избыточный вес наблюдается у 25% детей

Фото: Наталия Макарова/Коммерсантъ

Фото: Наталия Макарова/Коммерсантъ

Учёные УрФУ проанализировали связь между питанием и успеваемостью школьников и пришли к выводу, что среди детей с нарушениями пищевого поведения больше отстающих в учёбе. Результат, конечно, предсказуемый. Одно вечно цепляется за другое, из одной ошибки часто вытекает три новых. Где неправильное питание и, соответственно, мозг не получает сложных углеводов, а тело  –настоящего белка, там и интеллектуальное развитие буксует, а ещё режим, как правило, страдает, а значит, и учебная организация хромает, и опять привет, двойки и тройки. Но любопытно не это. Шокируют данные о количестве детей и подростков, имеющих проблемы с питанием, приводящих к пищевым зависимостям и ожирению. Поражает динамика увеличения доли таких детей.

Специалисты УрФУ исследовали суточную активность и пищевые привычки 12 тысяч учащихся 6–11 классов. Выяснилось, что 10% детей имеют избыточную массу тела, ещё 2,2% – признаки висцерального ожирения и 5,3% – пищевую зависимость, которая может привести к лишнему весу. И это, к слову, ещё не самые пугающие цифры. Не так давно представитель Минздрава диетолог Виктор Тутельян говорил, что в России от избыточной массы тела и ожирения страдают в общей сложности 25% детей. И за последние 20 лет эти диагнозы только подросткам стали ставить в 6 раз чаще. А что до мировых тенденций, то красноречивыми данными на этот счёт делится ВОЗ: за последние 40 лет в мире детей с лишним весом стало в 10 раз больше.

Четверть детей с лишним весом – это много. В такие цифры, если честно, даже не верится. Я работаю в школе в Петербурге, часто бываю на городских массовых мероприятиях для детей и столько полных детей не вижу. Но это Петербург. Как известно, культурная столица. А питание – это ведь тоже культура. Здесь, по моему субъективному мнению, можно говорить о процентах 15. Хотя... На днях была на соревнованиях по бальным танцам. Ради интереса посчитала долю ярко выраженных бодипозитивных девочек – каждая десятая. И это спорт. В общем, наверное, можно допустить, что в среднем по стране процент достаточно высокий. И уж точно мы сегодня наблюдаем отнюдь не самые здоровые тенденции, которые в будущем имеют все шансы аукнуться совсем нехорошо.

Но почему так происходит? Нет, совсем не хочется валить всё на невежество, лень и распущенность и – как следствие – отсутствие физических нагрузок, неумеренное потребление фастфуда и газировки. Если бы всё было так просто! Увы, ни гамбургерами едиными. И ни от одной только глупости родителей дети приобретают вредные пищевые привычки, а с ними и лишние килограммы.

То же исследование УрФУ, например, показывает, что на самом деле часто не вполне понятно, что чем обуславливается. Неуспешность ли в учёбе и связанный с этим стресс способствуют желанию заесть проблемы или переедание не позволяет детям настроиться на уроки. Скорее можно говорить о взаимообусловленности того, другого и третьего. Да, и третьего. Важно ведь не только, что и сколько ест школьник, но и в какое время, соблюдается ли режим питания, а вместе с ним режим работы, отдыха и сна. Возможно ли в принципе его соблюдение? Реально ли вписать в этот режим прогулки и активные игры? Уральские учёные помимо прочего отмечают, что существуют факторы, на которые не только сами дети не могут повлиять, но иногда и их родители. Есть проблема увеличения в школах учебной нагрузки, всё чаще появляются в школах вторые смены. В результате после школы дети часто сидят допоздна над домашними заданиями, поздно ужинают, мало спят, утром, наоборот, не могут заставить себя позавтракать – сбиваются все ритмы.

С обедами вообще беда. В это время дети находятся в школе, и большинство столовых не справляются с потоком учащихся. Отстоять огромную очередь за супом и пюре с котлетой и не спеша пообедать, когда на всё про всё 15 минут, – миссия невыполнима. Многие даже не пытаются – сразу идут в буфет за булками. И это в лучшем случае. В худшем – бегают к ближайшему ларьку за чипсами и сухариками. Впрочем, понятия «лучше» и «хуже» весьма условны. В школьном питании тоже многое вызывает вопросы. Запретили сосиски и майонез – отлично. Но так ли полезны котлеты, в которых почти нет мяса? А что насчёт сладких пакетированных соков, причем самых дешёвых, явно порошковых? А приторные «шоколадные» плитки точно нужно продавать в буфете? В общем, если родители хотят для своих детей полезных обедов, их нужно собрать в контейнеры. Но где их греть? Как есть?

А физическая активность? Для неё ведь тоже сегодня немного возможностей. Дети почти не гуляют. И не потому, что вредные такие – уткнутся, дескать, в телефоны и сидят. Когда и с кем гулять, если пришёл из школы в четыре-пять часов. Пока уроки делал – семь пробило, за окном уж темно. Да и как это – гулять? До 3–4 класса многие проводят время на детских площадках под присмотром родителей, старшим детям такое уже неинтересно, конечно, да и неловко с мамой за ручку ходить, но и к самостоятельности не приучены. Прогулками подростки называют топтание у школьного крыльца после уроков или вылазку в выходные в торговый центр... на фудкорт.

Физкультура? Так она тоже во многих школах превращается непонятно во что. В переполненных учреждениях, работающих в две смены, её вообще могут перевести в удалённый формат, и тогда дети пишут рефераты об истории Олимпийских игр или проходят тесты. Да и очные уроки не всегда проходят весело и активно. Весело – это не безопасно. Так, дашь классу мяч, а он прилетит кому-нибудь в голову – и два месяца разбирательств. Поэтому построились в шеренгу и вспоминаем правила техники безопасности весь урок. На оценку. Ну и что, что на прошлом занятии повторяли. Повторение – мать учения.

Немного исправить ситуацию можно с помощью кружков – отдать ребёнка на футбол, в туристский клуб,  бассейн, на танцы. Впрочем, пример с танцами в этом тексте уже был. И он показывает, что спорт – не панацея. Важно ещё всё правильно организовать. А если попытка вписать спорт в жизнь растущего человека напоминает метафору про верблюда и игольное ушко, то пользы не будет. Когда всё на бегу, тогда ведь и сам не замечаешь, как тут перехватил бургер, там перекусил шоколадным батончиком. И если для кого-то, кто ещё не совсем сошёл с ума от такого ритма, такие слабости могут пройти почти бесследно, то ребёнку, находящемуся в вечном стрессе, кортизол все эти случайные булки и шоколадки тут же конвертирует в жир.

Может статься, что лишние килограммы налипают на наших детей (да и на нас самих) как защита от хаоса жизни. Значит, порядок надо наводить по всем фронтам: выстраивать нормальный ритм, оставлять больше свободного времени, чтобы вдумчиво подходить не только к питанию и активности, но и ко всему вообще. А в нашем вечно несущемся непонятно куда мире всё это далеко не просто.

Читайте также