Гаджеты. Школа против

В последние дни широко обсуждается запрет на гаджеты во время школьных уроков, ведь тема животрепещущая. Но на самом деле и аналогичные законы у нас уже есть, но они почему-то не работают

 Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В первом чтении Госдума приняла поправку к закону «Об образовании». По ней, нельзя смартфоном пользоваться на уроке, но в целях безопасности и здравого смысла – возможны исключения. В тексте закона это звучит так: обучающиеся обязаны «не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» за исключением «случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников», «с разрешения преподавателя» и «иных экстренных случаев». Во втором и третьем чтении формулировки изменились, оттуда убрали демократические штучки про усмотрение учителя. На том поправки приняли.

Разумеется, СМИ и соцсети отреагировали на новость. Тема касается каждого родителя – миллионов людей. И вот что интересно. Нормы, которые запрещают гаджеты в образовательном процессе, уже давно существуют. И не одна. «В России и так действует 273-й Федеральный закон “Об образовании”, нормы СанПиН и другие локальные акты, которые не допускают использования средств связи в образовательном процессе, комментирует Виталий Вышкварцев, эксперт Союза “Родительская палата”, кандидат юридических наук. Новый законопроект содержит дублирующие нормы и при этом зачем-то оставляет лазейки, позволяющие использовать смартфоны в исключительных случаях». 

Если новые поправки и впрямь кто-то начнёт исполнять, то юридических коллизий не избежать.

Вопрос с хранением телефонов – самый непроработанный с правовой точки зрения. Во-первых, безопасность. Случись беда – ребёнок не побежит за телефоном к сейфу или полке, он останется без средства связи. Во-вторых, как быть с ситуациями порчи гаджетов по причине того, что они хранятся в особом месте в школе? Как избежать воровства? «Если у ребёнка пропадёт телефон после того, как он сдал его в коробку перед началом урока, ну и хорошо. Хоть до ближайшего дня рождения без него походит, отдохнет», то ли шутит, то ли нет Павел Пожигайло, первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты РФ. Сами авторы законопроекта на эти вопросы не отвечают, просто говорят, что «ребёнок при входе в учебное заведение будет класть телефон в специально отведённое для этого место. Пользоваться телефоном в школе смогут только те дети, кому по состоянию здоровья он нужен. Ученик, у которого, например, есть сахарный диабет или болезнь сердца, будет всегда оставаться на связи».

Довольно интересное решение приняли в некоторых московских школах: ребёнку при себе постоянно разрешили иметь только кнопочный телефон. Функции безопасности он исполняет, но в YouTube с него не зайдёшь. Однако на такое решение нужно единодушное согласие всех родителей, чего и в помине нет в обычных классах. Требовать такой покупки школа не может.

Нехватка подлинного

Поскольку наши законы и раньше позволяли запрещать смартфоны, а проблемы никуда не делись, значит, дело не в законах. «Я считаю, что не нужно ничего делать через запрет, говорит Илона Менькова, лидер движения “Родители Москвы”. Необходимо детей воспитывать. Прежде всего должен присутствовать авторитет учителя, который в течение долгих лет принижается различными способами в нашей стране. Это и приводит к тому, что дети, вместо того чтобы слушать педагога, занимаются посторонними делами. Если дети с уважением относятся к учителю, если урок интересен, если они увлечены, то доставать мобильник и отвлекаться для них неприемлемо».

 Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
 Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Корень проблемы – в цифровой зависимости людей, в непонимании цифровой среды. Стол взял блиц-интервью у Елены Бахадовой, доцента кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, специалиста по цифровой зависимости, и выяснил, что родителям нужно начинать решать проблему с себя. 

– Будет ли полезен новый закон?

– Закон хороший, он важен, потому что обратили внимание на то, что дети слишком сильно погружены в гаджеты, это мешает их обучению и развитию. Но в то же время это полумера. Например, в 2018 году во Франции приняли закон о том, что дети совсем не приносят смартфоны в школу. Наш закон позволяет детям пользоваться гаджетами на переменах. А когда дети на перемене посмотрели YouTube, блогеров, а не побегали, не отдохнули, им «перезагрузиться» снова на содержание урока нужно минимум 20 минут. То есть 20 минут урока будет потеряно, если у детей будут гаджеты на перемене.

Повлияет ли закон на процесс обучения в школах?

– Это зависит от того, как школы будут его исполнять. Одни будут очень строго его придерживаться и, может даже, свои уставы создадут, чтобы дети не пользовались этими устройствами. Это будут более успешные школы с более успешным обучением детей. Гаджеты действительно мешают. Какие-то школы будут сквозь пальцы на всё смотреть. Но хорошо, что у учителя будет инструмент воздействия и диалога. Польза, конечно, есть.

Повлияет ли мера на проблему цифровой зависимости?

– Скорее нет. Для того чтобы изменилось отношение к проблеме цифровой зависимости и в целом к цифровой социализации, у всего общества должно быть определённое отношение к цифровой среде: понимание, что при всех положительных эффектах для ребёнка цифровая среда губительна тем, что она мешает  его возрастному и интеллектуальному развитию, «прокачивая» иные навыки. Закон даёт только возможность обратить внимание на эту проблему, но не более.

– Как определить, есть ли у ребёнка цифровая зависимость?

– Один из простейших способов – попросить отложить гаджет и выполнить просьбу. Если ребёнок это делает легко – то, скорее, зависимости нет, но если он не может оторваться – скорее, есть. Если ребёнок играет в какую-то игру, мама говорит, что время закончилось, и у него появляются отрицательные эмоции и агрессия, – обратите на это внимание. Агрессия – серьёзный маркер зависимости. Ещё один маркер – время в гаджете. В цифровой среде время движется значительно быстрее. Можно ребёнка попросить провести в гаджете ровно пять минут, засечь время. Если его пять минут окажутся 15 минутами, то это такая погружённость, когда изменяется временной континуум. И третий маркер – гаджет становится «эмоциональным резонатором». Как только человеку становится скучно, неприятно и одиноко, он идёт в цифровую среду. Она его друг, помощник, советчик, и он не решает свои вопросы с самим собой, а уходит в гаджеты. И это не только детская, подростковая, но взрослая проблема и явление зависимости.

 Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
 Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

– Как увести ребёнка от зависимости?

– Во-первых, просмотреть свою жизнь и увидеть, есть ли зависимость у вас. Скорее всего, есть. Мы не видим свою зависимость, а наши дети нас копируют. Во-вторых, создавать время для общения с ребёнком. Есть ли у вас эмоциональная связь или она потеряна? И если потеряна, коммуникацию необходимо восстанавливать. И только после этого что-то делать с его зависимостью, потому что ребёнку нужна альтернатива. Он зависит от гаджета потому, что ему не хватает чего-то подлинного. Уход в гаджет – это уход от проблем, трудных ситуаций, не-общения, не-тепла. Это нужно увидеть родителю, потому-то зависимость от гаджета – это симптом какого-то нарушения, прежде всего семейного нарушения, семейной дисфункции.

И ещё… Знаете, почему ребёнок уходит в соцсети, компьютерные игры, YouTube? Ему с нами неинтересно. А чтобы ему было интересно, не надо «прыгать» вокруг него. У него должны быть обязанности, трудности, интересные задачи, ответственность выбора, он должен ориентироваться в этой жизни, он должен учиться её понимать. Кто ему в этом поможет? Только мы. Когда ему есть что в этом мире делать и он понимает, что от него что-то зависит, он может что-то принести этому миру, подарить, о ком-то позаботиться, то он никогда не пойдёт искать мира и любви в соцсетях, потому что найдёт его здесь, с вами.

А если мы говорим о верующих родителях, то важно вспомнить, что мы отвечаем за воспитание ребёнка перед Богом, за то, каким он выйдет в жизнь, что в неё понесёт, чем мы его «вооружим».

У нас должны быть точные основания, на которые мы опираемся, и это могут быть следующие позиции:

1. Гаджеты и цифровая среда – это агрессивная среда, и она попытается, постарается заполонить всё наше пространство в жизни. Потому ослабить наше внимание и пустить цифровую социализацию ребёнка на самотёк невозможно. 

2. Зависимость ребёнка – это ответственность родителей, и родители полностью отвечают за то, что ребёнок имеет зависимость от гаджета. А раннее погружение ребёнка в цифровую среду опасно для жизни. 

3. Гаджет – это только инструмент. Должны быть точно определены цели и способы его использования в жизни человека.

Читайте также