В поисках новогоднего настроения

Какого чуда мы ждём в новом году 

Фото: Новосильцев Артур/АГН «Москва»

Фото: Новосильцев Артур/АГН «Москва»

К Новому году многие начинают готовиться с начала декабря. А кто и ещё раньше. Но вот что интересно: чем ближе сам праздник, тем больше жалоб на отсутствие праздничного настроения. Настроение это пытаются замерить и определить социологи с маркетологами. Каждый год они выпытывают у людей, какие у тех планы, возможности и мечты, какие у них тревоги и радости. Каждый раз из признаний россиян, и живущих, и мыслящих очень по-разному, пытаются сделать какие-то выводы, но всё как будто бы рассыпается. Возможно, так случается оттого, что Новый год всё меньше похож на общенациональный праздник и всё больше, вслед за увеличивающейся атомизацией общества, превращается в частную историю.

Собственно, если на что красноречиво и указывают данные разных опросов, то именно на эту растущую разобщённость людей. Многие социологические замеры показывают, что люди отказываются от гостей, поездок, участия в предновогодних корпоративах и праздничных массовых гуляниях. Даже телевизор объединяет всё меньше россиян, большинство отказываются смотреть праздничные концерты и традиционную «Иронию судьбы». Увеличивается и число тех, кто совсем отказывается от празднования Нового года.

Вот свежие цифры. 18% россиян признались, что будут встречать 2024 год в одиночестве, тогда как год назад в отшельники записались только 12%. Также 9% наших соотечественников 31 декабря и 1 января планируют просто работать. В прошлом году таких было 6%. Причём вот что любопытно: если тяга к работе в праздники повышается, то желание отдыхать и веселиться с коллегами по этой самой работе, наоборот, снижается. 43% россиян рассказали о том, что не хотят участвовать ни в каких профессиональных праздничных сборищах, год назад таких было на 7% меньше. Главным местом праздника для наших людей все чаще становится дом. Лишь 5% наших граждан собираются встретить Новый год в другом городе или за рубежом – против 17% в 2022 году.

Что касается содержания праздника, то тут тоже тенденции довольно грустные. Вот, например сервис «ЮMoney», подводя итоги своего опроса, сообщает, что 49% россиян планируют в новогодние праздники есть, спать и смотреть телевизор.

Телевизор, впрочем, теперь тоже у каждого свой. Новогодние предпочтения россиян исследовали аналитики платформы «Дзен». И предпочтения эти оказались самыми противоположными: от традиционных советских фильмов до зарубежных ситкомов типа «Теории большого взрыва». Причём любители первого (в основном консервативно настроенные граждане старше 45 лет) с фанатами второго (прогрессивная молодежь 18–24 лет) почти не пересекаются. Что до интереса к развлекательным шоу на главных каналах страны, то он, опять же, снижается, и огоньки на «Первом» и «России» едва ли способны кого-то объединить. 45% респондентов вовсе не собираются смотреть подобный контент в новогоднюю ночь, это на 4% больше, чем в прошлом декабре, ещё 33% признались, что, наверное, включат телевизор для фона во время приготовления салатов.

Конечно, апатию наших людей проще всего объяснить экономически. Денег у народа стало меньше, вот и не до веселья. Если гостей звать – это ведь придётся масштабнее тратиться на стол. Если самим идти к друзьям и родственникам – надо запасаться подарками. При этом в этом году россияне собираются потратить на презенты близким примерно 12 тысяч рублей, а на угощения – около 11 тысяч. Это снова меньше, чем в прежние годы.

Но что-то не верится, что дело только в деньгах. В конце концов, все переживали беспечную юность и молодость, когда пустота в карманах не мешала встречаться с близкими и друзьями, на то ведь они и близкие, на то ведь они и друзья, что с ними легко даже в самые трудные времена. Боюсь, дело в другом. В общей усталости. Во всё меньших возможностях для пересечения интересов. Разговоры о том, что прошёл очередной тяжёлый год, высказывание опасений, как бы ни был ещё более грустным год следующий, всех уже порядком утомили. Унынию предаваться не хочется, это всё-таки смертный грех, но и с надеждами на лучшее как-то пока не складывается.

А ещё людям всё меньше хочется говорить о причинах того, почему уходящий год опять был тяжёлым. На причины ведь по-прежнему у всех разные взгляды. Это же не совсем правда, когда говорят, что очередной разлом в обществе случился одномоментно, и если каким социальным связям суждено было оборваться, то они и оборвались. Всё гораздо сложнее. Далеко не все разбежались по разным лагерям. Линии разлома прошли по семьям, через поколения отцов и детей – тут взаимодействие, слава Богу, не останавливается по щелчку. Но одно дело – решать общие вопросы, совсем другое – собираться за одним столом, говорить об итогах, надеждах, планах, когда представления об этом всём диаметрально противоположные, говорить – и всё время думать, как бы так пройти в этот раз между Сциллой и Харибдой, избежать ненужных споров и обид. Трудно это. И избегание с умолчаниями – это тяжело тоже. Какой уж тут праздник?

И всё это при том, что ожидания от грядущего у людей, в сущности, одни. Пути к этому грядущему видятся разными, цену все готовы платить разную, а чаяния-то одни. Одна на всех надежда: чтобы причина для споров, обид, размолвок наконец исчезла. Понятно, что чудес из разряда «чтобы всё стало как прежде» уже никто не ждёт. Понятно, что в одночасье раны не зарубцуются. Но люди тем не менее отчаянно надеются на перелом, за которым последует пусть медленное, пусть непростое, но восстановление мирной социальной жизни. И не только социальной, конечно.

Ждать люди, конечно, устали, общее на всех пространство образами будущего как будто не радует, всё в нём ещё перепутано, ничего не просматривается, и люди уходят в частную жизнь, сокращая её до самого-самого ближнего круга, до круга единомышленников, не впуская туда ни случайных коллег, ни телевизор с его информационным шумом. Люди поддерживают в этом частном своём уголке маленький огонёк надежды, стараясь наколдовать себе хоть немного радости буквально из ничего и сберечь её хотя бы до весны. А там, глядишь, и чудо. Ну или весной появятся силы подождать ещё  – до лета. Хотя, конечно, уже сейчас можно посмотреть вокруг, присмотреться к тем, кто рядом: может статься, что не такие уж вокруг и враги. Может быть, это открытие и станет самым главным новогодним чудом.

Читайте также