Закон кота Твикса?

Кота Твикса, имевшего билет на поезд, но случайно выбравшегося из переноски, проводница выставила на улицу в 30-градусный мороз. Позже животное нашли мёртвым в Кирове, что породило широкую волну общественного негодования. По итогам проверки РЖД обещали принять новые правила перевозки животных. Может, Твикс поможет и Госдуме доработать поправки в Закон «Об ответственном обращении с животными», отклонённые в прошлом году?

Кот Твикс. Фото: t.me/twix_poisk

Кот Твикс. Фото: t.me/twix_poisk

Конец 2023 года ознаменовался для зоозащитников не самой утешительной новостью: направленный на заключение в Правовое управление и Комитет Государственной Думы по культуре законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью запретить использование животных в культурно-зрелищных целях (а конкретнее – в цирках) вернулся на портал правовой информации с замечаниями о недоработках и преждевременности вынесения его на чтения в Госдуме. Если симпатяга кот умирает на станции под пристальным вниманием, кажется, всех российских СМИ – его судьба волнует миллионы. Но если тот же кот (или другое животное) годами эксплуатируется такими же суровыми людьми, как проводница РЖД, с целью заработка, наживы и т.д., – это не станет поводом даже для небольшой заметки и вряд ли вызовет серьёзное разбирательство. 

Инициаторы проекта – депутаты Алексей Нечаев, руководитель фракции «Новые люди», и Владислав Даванков, вице-спикер Госдумы, первый замруководителя фракции «Новые люди» – выдвинули, конечно, весьма радикальное предложение: вовсе запретить использование зверей в цирках. В заключении Комитета Государственной Думы по культуре в ответ на это заметили, что гуманное отношение к животным, в том числе при их содержании и использовании в культурно-зрелищных целях, уже регламентируется целым рядом законов и положений, а полный запрет может грозить «исчезновением древнейшего жанра циркового искусства – жанра цирковой дрессуры». Мысль понятна, но авторы настаивают: «целый ряд законов и положений» не работает по факту, потому что пока есть спрос на зрелища, жестокость будет существовать, а зрители – привыкать к тому, что развлечения могут строиться на насилии, поэтому животным можно пренебречь, и т.д. 

Другой контраргумент инициативе депутатов связан с тем, что «в цирках в основном содержатся и используются животные, рождённые в неволе. В отдельных случаях в цирк попадают также осиротевшие маленькими, раненые и выброшенные хозяевами животные, что, в свою очередь, позволяет сохранить им жизнь». К тому же «из текста законопроекта и материалов к нему не ясно, что будет с животными в случае принятия законопроекта и установления запрета на содержание и использование животных в цирках». Авторы полагают, что все исключения можно прописать отдельно, вопрос о норме. Сейчас норма такова, что животные могут попасть в цирк любым путём, а должно быть наоборот – чтобы они оказывались там только в исключительных случаях. Мол, только так можно положить предел жестокости по умолчанию. 

Поддерживать инициативу целиком, поддерживать частично или не поддерживать вовсе – открытый вопрос, но дискуссию о «норме жестокости» в российском обществе, кажется, актуализировало само время.

Отношение к животным как детектор

У кого-то, возможно, даже после истории с Твиксом промелькнула мысль: почему вообще нас должна волновать судьба закона об использовании животных в цирках и развлекательных проектах? Всё просто: эта кажущаяся частность в действительности связана с темой воспитания в людях принятия ко всему дышащему и чувствующему. Игнорирование боли и страданий другого живого существа (на языке психологов) может говорить о «специфике восприятия и коммуникаций ребёнка или взрослого» – от простого отсутствия эмпатии до серьёзных психопатий. Природная склонность жалеть кошечку/собачку/волка/тигра – критерий здорового внутреннего мира человека, а навык заботы о тех, кто слабее, – прямой путь к инклюзии в самом широком смысле (даже за рамками человеческого вида). И для всех родителей использование зверей в развлекательных целях остаётся триггером, вынуждающим искать подходящие слова, почему «дяде» можно брать в руки хлыст, а Барсика за хвост таскать нельзя, и почему отсутствие бережного отношения к животным – настоящая беда, а вовсе не норма.

«Вопрос эксплуатации животных в развлекательных целях действительно не так однозначен, как может показаться: конечно же, недопустима жестокость на потеху, но зачастую в искусстве может рождаться действительно красивый и заботливый контакт артиста и зверя, – считает Диляра Газизова, психолог, арт-терапевт, волонтёр центра дельфинотерапии. – Важно учитывать множество факторов: например, готовность животного к жизни в дикой природе (многие уже не смогут адаптироваться). Но если речь действительно идёт о принуждении, то самая естественная реакция человеческой психики на боль более слабого существа – желание помочь, проявить заботу. И если этого стремления нет, можно воспринимать это в качестве “тревожного звоночка”. Это сигнал задуматься, что происходит в душе у человека, если это перекрыто.

Кошка в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ
Кошка в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

Важно очень чётко понимать, что искренняя любовь к животным – это не то, что можно сформировать искусственно посредством каких-либо последовательных действий, привычек. Это врождённое ощущение, которое действиями лишь подпитывается. И именно поэтому отсутствие стремления позаботиться о братьях наших меньших считается отклонением. Сбои случаются не так часто, у 1–2% населения, когда агрессия к животным возникает на органическом уровне. В этом случае действительно можно говорить о психопатии».

Это подтверждает и Катерина Дёмина, семейный психолог и автор книг по воспитанию: «Если ребёнок жесток с животными (мучает насекомых, бьёт собак, поджигает шерсть котам), это может говорить или об очень жестоком обращении с ним в семье, или о тяжёлом расстройстве психики. То, как ребёнок обращается с животными, входит в комплекс диагностики: знаменитая “триада Макдональда” включает жестокое обращение с животными в комплекс предвестников будущего маньяка. Понимаю, что звучит напыщенно и драматично, но это факт, что называется, медицинский».

«В остальных ситуациях, как правило, негатив возникает на психологическом уровне: когда происходят сильные травмы, душевные ранения, – продолжает Диляра Газизова, – тогда люди либо вымещают на слабых свою боль и обиды, либо, напротив, выбирают контакт только с животными (настолько травмируются другими людьми, что считают достойными общения лишь питомцев; это история про гиперкомпенсацию). В любом случае это красные флажочки, говорящие о том, что внутри беда и нужна помощь».

Личный пример для развития эмпатии

Итак, забота о любом живом существе присуща человеку изначально, и важно её не ранить, не обесценивать. Для этого необходимо показывать ребёнку с самого раннего возраста примеры заботливого отношения к животным. Это нужно не только для спокойствия и счастья питомцев. Это нужно прежде всего для адекватного развития психики человека.

«Дать возможность ребёнку прожить опыт милосердия к животным по-своему, как он это видит (когда кому-то плохо и надо помочь), легче всего через собственный пример, – утверждает Диляра Газизова. – Увидев на улице собаку или кошку, надо показать, как можно позаботиться о них (отвезти в приют, принести корм и так далее). Если нет такой возможности, важно как минимум не игнорировать потребность ребёнка помочь, хотя бы дать ему признать и прочувствовать эту эмоцию.

Это очень тонкий и очень важный момент: если ребёнок не видит, как взрослый заботится о животных, он проецирует это в том числе и на себя. Он констатирует: другому живому существу плохо, ему никто не помогает, люди могут быть чёрствыми и злыми. Такая позиция может очень подорвать доверие к окружающим в целом. И человек вырастет с уверенностью в том, что в людях много жестокости и они недостойны близости, а это опасная гремучая смесь – когда человек живёт в постоянной настороженности от потенциальной бесчувственности общества, что, в свою очередь, не даёт выстраивать доверительные отношения. И в этом смысле любовь к животным – это прямой путь к социализации, проявленности, раскрытию личных качеств, навыку коммуникации, гармоничному развитию и нормальной психике.

Эмпатия и умение видеть других, принимать других, заботиться о других рождается из собственного позитивного опыта. Когда с человеком хорошо обходятся, когда он получает по отношению к себе справедливые, ровные, тёплые отношения, он затем транслирует их вовне. Для гармоничного развития человеку нужны хорошие условия: уверенность, безопасность (психическая в том числе), справедливость. Когда человек видит и чувствует, что у него это есть, он получает сигнал о том, как должна формироваться норма. Он теперь точно знает, что любое другое существо тоже должно получать и чувствовать что-то подобное. Именно поэтому забота о человеке – это базис для эмпатии и дальнейшего проявления заботы. Например, к животным. Когда в детстве человек получает бережное, сочувствующее, последовательное отношение от значимых взрослых, это увеличивает шансы на то, что он и сам, в свою очередь, будет бережным».

Фото: Leonid Privalov / Unsplash
Фото: Leonid Privalov / Unsplash

Познание, психика, социализация, контакт…

Забота о животных – не только базис для развития эмпатии и в принципе готовности ребёнка к контакту, к гармоничным отношениям с другими людьми. Это инструмент, позволяющий развивать самые разные качества и навыки, помогающие в жизненной самореализации. Общение с питомцами – это и познание себя, и познание окружающего мира, и социализация, и многое-многое другое, например:

  1. Способ побороть страх. «Некоторые вещи мы вообще можем только с животными потренировать – например, бесстрашие. Не так много в жизни современного человека обстоятельств, где ему приходится перебарывать свой страх, а ты попробуй к огромной лошади подойди, да ещё и управляй ею. Или большой собакой», – говорит Катерина Дёмина.
  2. Восстановить свою связь с природой. «Когда мы в контакте с природой, мы можем быть в контакте со своей телесностью, инстинктами, физическими проявлениями. За счёт этого складывается невербальный, но очень мощный диалог с самой сутью человека – с тем, что вообще позволяет нам быть. Базовая благодарность всему живому выступает как доказательство того, что мы и сами живые. Несмотря на сегодняшнее противопоставление животного, природного мира и мира человеческого, на самом деле, мы связаны неразрывно. И животные помогают это осознать на глубинном уровне», – уверена Диляра Газизова.
  3. Воспринимать мир во всех его проявлениях. «Отсутствие общения с животными – это обеднение нашего опыта, эмпирического восприятия мира, взаимодействия с окружающей действительностью. Наш мозг устроен таким образом, что любая новая информация, которая в него приходит, далеко не сразу выстраивает устойчивые нейронные связи. Нужен повтор, чтобы нейронная сеть разрасталась. Наша нейропластичность напрямую зависит от того, как много мы видим, чувствуем, переживаем регулярно и насколько разнообразный опыт мы получаем. Важно всё: знания, искусство, музыка, отношения, природа, животные. Чем более разнообразный опыт мы получаем в детстве, тем более гибкими вырастаем. И это позволяет легко коммуницировать, социализироваться, быть в контакте с миром», – рассказывает Диляра Газизова.
  4. Социализироваться. «Про социализацию могу добавить, что необходимость выходить два-три раза в день с собакой вывезла очень многих людей из депрессии: сообщества собачников – одни из самых дружелюбных и приветливых. Лучший способ завязать знакомство в чужой стране или новом районе: берёшь собаку и выходишь на площадку», – поясняет Катерина Дёмина.
  5. Узнать себя. «На мой взгляд, общение с животными – очень ценная часть воспитания детей. Мы узнаём много нового и глубинного о себе, когда вступаем в отношения с животными: я добрый или жестокий, порывистый или осторожный, я помню только о своих нуждах или могу выбрать другого». Общение с животными учит заботиться о ком-то, кто не может попросить (тренировка будущего ухода за младенцем), учит терпеть и сдерживать произвольные импульсы (“Нельзя хватать кошку за хвост! Просто погладь нежно!”), учит воспринимать другие формы жизни», – напоминает Катерина Дёмина.
  6. Научиться контактировать не только вербально. «Все живые существа выстраивают связи, привязанность, отношения. Лишь у человека они приобретают вербальные формы, которые в наше время часто превалируют в коммуникации. Но ведь общение, контакт – это не только про речь. Все живые существа коммуницируют, так что это не только обмен информацией, это более глубокое понятие – про обмен прикосновениями, энергией, всё той же заботой. Это уже коммуникация, которая подпитывает и обслуживает то, что мы зовём привязанностью или отношениями. Пока взрослеем – мы привыкаем к тому, что контакт идёт больше вербальный: мы договариваемся посредством речи. А в общении с животными контакт происходит на более глубинном уровне. Это коммуникация в чистом виде – без слов, через эмпатию и телесное проживание. Такой контакт открывает дорогу к эмоциональной открытости и гармоничному развитию. Такое общение максимально искренно, не манипулятивно, бесхитростно и простодушно, что и делает животных столь эффективными в анимал-терапии», – поясняет Диляра Газизова.
  7. Получить терапевтическую помощь. «В терапии – с помощью собак, лошадей, дельфинов, даже кототерапии – мы чувствуем прилив нежности, или поддержку, или защиту. Но больше всего – привязанность. Я знаю просто миллион историй, как собаки вытащили подростков из суицидальных идей. Или волонтёрство в зоопарке. В этом процессе травмированный человек перестаёт чувствовать себя жертвой жестоких обстоятельств, возвращает себе авторство в жизни. Дельфины вообще творят какую-то невероятную магию. Я сама с этим сталкивалась, необъяснимо, но факт», – говорит Катерина Дёмина.

И даже больше

На самом деле заботливое отношение к животным – даже больше, чем просто индикатор психического здоровья или инструмент гармоничного развития личности. Оно может говорить и об уровне духовной зрелости человека.

Фото: Jana Shnipelson / Unsplash
Фото: Jana Shnipelson / Unsplash

По словам клирика Архангельской епархии иерея Павла Бибина, «любовь к любому проявлению жизни заложена в основание существования самого человека. Ведь изначально Господь сотворил человека как того, кто будет заботиться о мире, будто Он сам. И поэтому для человека должно быть естественно проявление любви, заботы, милосердия, какого-то внимания к любым проявлениям жизни, которые есть на Земле. В этом смысле добросердечие важно в равной степени к домашним питомцам, цирковым зверям и, к примеру, к комарам или рептилиям. Да, это может быть странно слышать, но в этих отношениях заложен глубинный смысл взаимосвязи человека и Творения в принципе. Связь человека и Бога – в конечном итоге.

К великому сожалению, первородный грех привёл к тому, что мы сейчас наблюдаем: к искажению изначального замысла, когда человеку может грозить опасность от животного мира. А это, в свою очередь, привело к разрыву связи человека и природы, человека и человека, человека и Творца. Этот разрыв отразился на всех взаимоотношениях: если человек не может воспринимать живой мир, как то было задумано, это означает, что человек максимально оторван от Бога и от мира духовного. И даже больше: от вселенской любви. Ведь только человеку на всей планете доступно постижение любви. Если говорить с позиции христианской антропологии, то лишь у человека есть дух, поэтому лишь он способен любить.

В Библии есть такие слова: “все творение совокупно стенает и мучится доныне”, “ибо творение с надеждой ожидает откровения сынов Божиих” (Послание к Римлянам, 8: 19–22). Это очень важный момент, что вся тварь земная страдает от разрыва отношений Бога и человека. Именно поэтому мы говорим, что хорошему христианину очень важно с детства переживать за “всякую тварь”, то есть за каждое божественное творение. Ведь это проявление вселенской любви. В агрессии же к животным, сколько бы лет ни было человеку (дети ведь в этом смысле тоже не исключение), сквозит грех, боль, страх, нелюбовь.

Конечно, нет ничего удивительного в утрате доверия к ближнему и многих светлых чувств к сущему, ведь мы пережили ХХ век – самый тяжёлый, самый страшный, чудовищный, полный катастроф и войн, и мы переживаем ХХI век – который уже принёс немало бедствий. Всё это не могло не отразиться на самом человеке, но если это отразилось на человеке, то это обязательно проявляется и на всём живом. Недаром говорится, что в центре творения – человек. И если человек окутан любовью, если он ощущает заботу, то эти чувства будут превалировать и во всём сущем. Если же человека терзают сомнения, страхи и боль, будет появляться агрессия по отношению к братьям нашим меньшим. В этом смысле на глобальном уровне вопрос с защитой животных решается лишь взращиванием любви человека к человеку, постижением любви Бога к своему созданию. Но есть и обратный путь – “снизу”, когда градус любви, принятия, милосердия взращивается самими людьми из заботы о питомцах и всём животном мире в целом».

Милосердное отношение к людям начинается с милосердного отношения к животным. И сделать свой небольшой вклад в тот мир, где звери не будут страдать, где люди любят друг друга изначально, безотносительно взглядов и различий, где для добра и света ещё есть место, можно уже сейчас. Например, помогая благотворительным фондам и НКО, оказывающим поддержку четвероногим питомцам. И следя за тем, как и чему учатся ваши дети, общаясь с животными, гуляя в зоопарке или идя в цирк. 

Читайте также