«Они представить себе не могут, чтобы их кто-нибудь не любил»

«Учителем себе никого не называйте», – говорил Христос. Но Николая Неплюева Он не имел в виду. Самое эффективное, образованное и творческое крестьянское хозяйство в Российской империи было церковным братством и христианской школой

В 2011 году мы снимали документальный фильм о знаменитом Крестовоздвиженском трудовом братстве в Сумской области Украины. Прямо во время съёмок нам сказали о том, что потомок братчиков Виктор Цвелодуб живёт тут же, в райцентре, в Ямполе. Мы договорились по телефону об интервью и примчались к нему со всей съёмочной аппаратурой домой. Уже через 15 минут перед нами возник поистине пиршественный стол, празднично красивый и щедрый. Виктор Владимирович и его супруга, два пенсионера-учителя, достали всё самое ценное и вкусное и подарили нам удивительную беседу. Уже прощаясь, выслушав наше благодарное восхищение, хозяева сказали с какой-то необычайной простотой: «Что вы хотите – братское воспитание» с ударением на «братское». Основанное в конце XIX века помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым (1851–1908) Крестовоздвиженское братство – одно из самых важных событий, произошедших в Русской церкви на рубеже веков – имело уникальную систему воспитания детей, элементы которой мы увидим у разных педагогов – например, у связанного с крестовоздвиженцами Антона Макаренко. Но после разорения братства советской властью целостно эта система не была воспроизведена никогда и нигде.

Будни братчиков. Фото: gazetakifa.ru
Принцип духовной самодеятельности Нежелательно, чтобы старший относился отрицательно к первым проявлениям наклонностей даже и тогда, когда в этих проявлениях ещё не заметно никаких следов талантливости. Во-первых, самые большие таланты на первых шагах могут быть крайне неловкими и произвести впечатление бездарности; во-вторых, старший при всех своих душевных качествах, не обладая сам талантом, может быть плохим судьёй таланта в другом; наконец, даже талантливый человек может не оценить таланта иного оттенка. Если увлечения, проявляющиеся наклонностью, вредно отражаются на занятиях или отношениях, старший может обратить на это внимание младшего, но хорошо сделает, если отнесётся с сердечным поощрением ко всякому проявлению самодеятельности, если проявляющаяся наклонность сама по себе не есть зло. Желательно вместе с тем развивать ту заботливую деликатную любовь, при которой школьная атмосфера взлелеивала бы молодые нежные духовные ростки, без чего никому не будет ни сердечно тепло, ни уютно ни в христианской школе, ни в христианской общине.   Аристократизм, честь и рыцарство Существует вредное предубеждение, благодаря которому многим кажется странным, даже смешным стремление к более деликатным отношениям. Желательно, чтобы в школе выработалось убеждение в естественной необходимости вместе со стремлением к духовному благородству достигать и привычки к вежливости, деликатности и благородству выражений, манер во взаимных отношениях между товарищами. Желательно, чтобы всякая грубость, пошлость и вахлачество вызывали всеобщее порицание не в форме замечаний и выговоров, а в форме нравственного настроения, при котором даже самому грубому неловко выказывать свою грубость. Христианство имеет свои правила чести и рыцарства, превосходя благородством этикет самых аристократических кругов. Желательно воспитывать привычки доброго, истинно христианского смирения, верным признаком которого может служить следующее:

  • сердечное признание всех ближних достойными любви и доброжелательства;
  • сердечная потребность ко всем относиться уважительно;
  • умение повиноваться сознательно признаваемому авторитету;
  • сознание позорной глупости всякой гордости.

Крестовоздвиженский храм Трудового братства. Фото: psmb.ru
Принципы Воздвиженских школ – редкий пример новозаветного воспитания, когда лучшие дары и таланты в человеке раскрываются при старательном служении Богу и ближнему в забвении себя и своего. Не теоретическую, а практическую силу жизни по этим принципам воспитания доказал более чем сорокалетний путь братства Николая Неплюева, неизменно укреплявшегося до 1917 года и окончательного разрушенного лишь к началу 30-х годов карательной советской системой. Неплюев верил и знал на примере своих школ, что подлинное церковное и евангельское воспитание и образование способны с силой переменить человека.

Читайте также