Илон Маск и Телепатия

Представьте, что знаменитый английский физик-теоретик, космолог, астрофизик, писатель Стивен Хокинг мог коммуницировать быстрее, чем печатает профессиональная машинистка. Сколько бы он ещё успел рассказать и сделать, какие статьи и книги написал? Увы, мы об этом уже никогда не узнаем. Но у нас появился шанс увидеть, как человек управляет гаджетами с помощью силы мысли. По крайней мере так думает неугомонный гений нашего времени Илон Маск. Он заявил, что его компания Neuralink установила в мозг человека нейрочип. Первый продукт назвали очень символично – «Телепатия» (Telepathy). Устройство в первую очередь предназначено тем, кто потерял способность пользоваться конечностями

Фото: KOMMERS/Unsplash

Фото: KOMMERS/Unsplash

Интерфейс мозг-компьютер

Что собой представляет нейрочип «Телепатия»? Это небольшое устройство размером с монету. Оно крепится на голове человека и записывает нейронную активность мозга. Сигналы передаются с помощью электродов. Именно они имплантируются хирургическим путём непосредственно в черепную коробку – в область мозга, контролирующую намерение движения. Всего электродов 1024, и каждый из них тоньше человеческого волоса. В итоге получается интерфейс «мозг–компьютер» (BCI) – система, декодирующая сигналы мозга для управления внешними устройствами, такими как компьютеры.

Хорошо забытое

Эксперименты по вживлению чипа в мозг человека проводятся с 60-х годов XX века. И первыми, кто это сделал, были советские учёные – точнее, нейрофизиолог Наталья Бехтерева. Она вживляла пациентам электроды из золота. В первую очередь это делалось с целью диагностики и лечения неврологических заболеваний, а также позволяло изучать деятельность головного мозга. Сама идея по имплантированию электродов была не нова, но Наталья Петровна усовершенствовала метод, применив компьютерный стереотаксис, то есть вводя электроды в заранее определённые зоны мозга.

Первая операция по имплантации электродов длилась 15 часов – так долго из-за того, что впервые в мире был осуществлён расчётный стереотаксис. Необходимо было попасть в определённые глубокие структуры мозга. Для этого на голове закреплялся стереотаксический аппарат, делались рентгеновские снимки и затем рассчитывались траектория и глубина введения электродов. Время расчёта увеличивало продолжительность операции.

Проделанная Бехтеревой научно-исследовательская работа позволила выдвинуть целый ряд прорывных теорий, касающихся работы мозга, таких как открытие участия подкорки головного мозга в когнитивных функциях, концепция устойчивого патологического состояния. Также она обнаружила, что существуют особые зоны мозга, в которых при совершении человеком какой-нибудь ошибки меняется метаболизм. Впоследствии они получили название «детекторы ошибок».

Кстати, Наталья Петровна опровергала популярную теорию о том, что люди задействуют лишь 10–15% мозговых клеток. На основе своих исследований она пришла к выводу, что «у творчески мыслящего умного человека работают почти все 100% – но не разом, а как огоньки ёлочной гирлянды: по очереди, группами, узорами.

От свиньи к человеку

За прошедшие полвека с момента проведения первого эксперимента по вживлению электродов в мозг человека учёные продвинулись далеко вперёд. Появилась технология быстрого имплантирования сотен электродов из наноматериалов. Та же Neuralink проводит свои исследования уже несколько лет. Свою технологию компания испытывала на свиньях, а потом опробовала на обезьянах. В сентябре 2023 года компания объявила, что набирает добровольцев на клинические испытания. И вот уже в конце января 2024-го американский бизнесмен и владелец Neuralink Илон Маск опубликовал в запрещённой в России сети твит о том, что компания вживила нейрочип человеку.

Фото: Robina Weermeijer/Unsplash
Фото: Robina Weermeijer/Unsplash

Изменить мир

Пост моментально разлетелся по миру. Учёные, инженеры, врачи, священники, да и просто все, кому интересна данная тема, принялись обсуждать эту новость.

– Развитие технологий идёт в сторону упрощения взаимодействия человека с окружающим миром. И меня это не пугает, а – наоборот – радует. В будущем мы придём к тому, что стоит нам лишь о чём-то подумать, и вот уже сформирован заказ на маркетплейсе, и его остаётся только подтвердить, – считает инженер-радиофизик, старший преподаватель Российского технологического университета МИРЭА Алексей Цитович. – В данном случае Илон Маск удачно определил свою целевую аудиторию – люди с ограниченными возможностями. Когда человек совсем не может коммуницировать с внешним миром и у него появляется такая возможность, то выбор будет очевиден. Лично я себе нейрочип от Маска не хочу, а вот если появится подобное отечественное, то было бы интересно. В нашей стране много передовых разработок ведётся. Думаю, что российские учёные создадут нейрочип ещё лучше американского.

Впрочем, большинство настроено скептически. Во-первых, потому, что никаких данных по эксперименту нет в открытом доступе. Не зарегистрировано оно и в онлайн-хранилище ClinicalTrials.gov, которое курирует Национальный институт здравоохранения США. Требование регистрировать исследования и его протокол в общедоступных хранилищах такого типа есть у многих международных университетов, а также медицинских журналов, публикующих результаты исследований. И это ставит под сомнение безопасность проводимых Neuralink исследований. А во-вторых, некоторые специалисты считают, что нельзя исключать вероятность того, что в будущем мозгом такого человека могут завладеть злоумышленники. Ведь нейрочип – это техническое устройство, которое будет подключено к компьютеру, а значит, оно может быть взломано. Сейчас это звучит примерно так же, как и то, что искусственный интеллект захватит власть и уничтожит человечество, но полностью исключать такое развитие событий всё же не стоит.

Но звучат более реалистичные замечания. Российский нейрофизиолог Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ, считает, что у нейрочипа Маска есть большая проблема: так как для организма электроды являются инородным телом, со временем они будут зарастать соединительной тканью. То есть через несколько лет чип нужно будет менять, для чего потребуется новая операцию на мозге. Поэтому в лаборатории МГУ сделали ставку на датчики, которые располагаются на коже, и достигли тут больших успехов

Со стороны церкви существуют опасения другого порядка: секретарь синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов выступил с заявлением, что внедрение чипов в мозг имеет много побочных эффектов, поэтому нужен мораторий на такие вмешательства. А епископ Зеленоградский Савва Тутунов в принципе предостерёг от попыток изменения человека.

Тем не менее сам Илон Маск преисполнен гуманистических идей и мечтает кардинально изменить мир людей, не имеющих способность пользоваться конечностями. «Представьте себе, если бы Стивен Хокинг мог общаться быстрее, чем (печатает) машинистка или (говорит) аукционист. Это цель», – написал американец в своем твите. Но при этом есть и другая цель улучшить работу мозга здоровых людей, объединив его с искусственным интеллектом. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США разрешило Маску проводить доклинические испытания на людях. Так что время киборгов подошло незаметно. 

Читайте также