Ищущие правду

«Пусть ни один ребёнок не пройдёт через то, через что прошла я», – говорила в слезах 78-летняя Этти Кабатов. Этти родилась в общине духоборцев, которые бежали из Российской империи в Канаду ещё в 1889 году. Когда девочке было восемь, её против воли отправили в интернат, где дети подвергались психологическому, физическому и сексуальному насилию. Жизнь Этти улетела в пропасть кошмаров в один миг. Разрушилась родная община, а вместе с ней – семья, надежды на справедливость и рай на земле. И вот Кабатов дожила до дней, когда канадское правительство готовится принести извинение всем пострадавшим духоборцам. Многое для них значит это государственное покаяние. Ведь движение существует до сих пор. Что это за люди, почему часть из них оказалась в Канаде и как они повлияли на всех нас – мы поговорили с Борисом Сажиным, доцентом Свято-Филаретовского института кафедры религиоведения

Фото: doukhobor.org

Фото: doukhobor.org

– Борис Борисович, как вы понимаете последние канадские события?

– Думаю, они связаны с общей политикой Канады со второй половины XX века. В 1971 году они приняли программу мультикультурализма, которая предполагает толерантное отношение ко всем народам. В Канаде были проблемы, связанные с совместным проживанием франко- и англоязычного населения. Для разрешения конфликтов пришлось проводить системную работу по воспитанию терпимости, уважения к традициям и ценностям всех народов на территории Канады. В 1988 году там приняли акт о мультикультурализме, заложивший новые ценности.

– Это произошло не только в Канаде?

– Да, в XXI веке на фоне постколониального дискурса мы видим усилия по созданию гуманистического демократического гражданского общества и в США, и в европейских странах. Начались акты покаяния, публичные извинения перед этническими или расовыми группами, которые подвергались гонениями, преследованиям. В Канаде правительство схожую политику проводит и по отношению к индейцам.

– Хорошо ли это?

– Хорошо. Это взращивает дух толерантности и уважения к другим культурам, народам.

– Нужно ли это сейчас духоборцам? Много ли их осталось?

– Думаю, нужно. Они живут сейчас в основном в западной Канаде – Британской Колумбии и в провинции Альберта. Их около 40 тысяч в настоящий момент.

– И они ведут тот образ жизни, какой хотят?

– Да, но он уже изменился по сравнению с XIX или началом XX века. Первые поселенцы появились в Канаде в 1899 году, то есть с тех пор прошло много времени, процессы ассимиляции с местным обществом неизбежны. Не все нынешние духоборцы хорошо владеют русским языком, больше разговаривают на английском. Раньше у них были разрешены браки только внутри братства, это ограничение снято давным-давно.  Все они получают образование, в том числе и высшее. В рамках новой политики для них открывают специальные классы с обучением на русском языке. Те, кто ещё озабочен культурой старой идентичности, стараются полностью не растворяться, много всего делают. Выпускают два печатных СМИ, очень активно научной деятельностью занимаются – в университетах специальные программы есть по изучению духоборчества. Есть среди них и яркие лидеры (например, Кузьма Тарасов – активный пропагандист учения и образа жизни духоборцев). 

 Расскажите подробнее, как духоборцы попали в Канаду, в чём состоит их конфликт с государством? Кто они и чего хотят?

– Я кратко постараюсь. Движение возникло где-то в середине XVIII века, точной даты никто не скажет. Есть несколько версий об истоках, и они во многом зависят от того, каких ценностей придерживается сам автор. В основном исследования проводились в XIX веке и в начале XX. Представители церковной науки, как правило, считали, что духоборчество – заёмное явление и пришло в Россию с Запада. Народники и либерального взгляда люди полагали, что это исконно русское явление. Есть и другие взгляды: когда в XVII веке произошёл церковный раскол и появились старообрядцы, среди них выделились беспоповцы. Наиболее крайние толкования беспоповцев породили сектантство, самое известное из которых – христовщина, или хлысты. И якобы духоборчество вышло именно из христовщины в середине XVIII века. Кто-то вообще считает духоборчество самостоятельным явлением крестьянского народного духа.

Борис Сажин. Фото: из личного архива
Борис Сажин. Фото: из личного архива

– А вам какая версия ближе?

– Я думаю, что, скорее всего, влияние христовщины было. Первоначально названия «духоборцы» не было. Было духовное христианство. Термин «духоборство» появился в 1785 году благодаря екатеринославскому епископу Амвросию и употреблялся уничижительно. Неожиданно он прижился у самих духоборцев. Единственное, они называют себя не духоборы, а духоборцы. Амвросий имел в виду, что они борцы с божественным духом, а сами они считают себя борцами за дух, за любовь, за божественную премудрость и ее воплощение в этой жизни. То есть одним очагом была Екатеринославская губерния, сейчас это территория Украины. А вторым – Тамбовский уезд Воронежской губернии.  Эти два течения потом объединятся и пойдут единым направлением, известным как духоборцы.

– Почему они появились?

– Это вопрос сложный. Во-первых, из-за неудовлетворения церковной жизнью того времени. Известно, что после петровских реформ и церковного раскола авторитет российской православной церкви и её священнослужителей не был высоким. Жизнь и поведение священников в сёлах не удовлетворяли часть верующих, которые искали чего-то большего в вере, чем предлагала церковь. Второй момент – социальный. Это было время крепостничества, тотального господства государства над обществом, в том числе и над народом. И петровские реформы не прошли даром: угнетение, снижение уровня жизни, много других моментов. Народ искал утешения в вере, не находил её в церкви, которая стала слугой государства, и начинал самостоятельно искать Бога, формировать собственные религиозные и этические убеждения.

– Стихийных центров духовного притяжения было несколько?

– Скорее всего да, духовные христиане появлялись во многих местах. Это же ещё зависит от региона. На севере недовольные шли в старообрядчество, особенно в беспоповство. Духовное же христианство появилось на юге: в Воронежской, Екатеринославской, Харьковской губерниях.

– Почему на юге?

– Там вообще всегда были очень сильные антицерковные движения, постоянно народ бурлил по вопросам религии,  отношения к жизни, к государству. Там позже появится штундизм. В Воронежской губернии и вообще на юге России было много хлыстовских общин. Они искали выход, как правило, или обращаясь к Священному писанию, первоисточнику, или в формировании культа праведников, пророков, которые могли повести словом, дать идеалы и ориентиры в жизни, указать путь к спасению.

– Все движения вышли из христианства?

– А от этого никуда не деться. И роль лидеров в появлении движения, как и других общин сектантских, всегда была велика. В Тамбовском уезде, например, был Илларион Побирохин, харизматичная личность. И тут ещё нельзя забывать эсхатологические ожидания, которые постоянно культивировались  в народе: начиная с раскола XVII века до XIX многие ожидали конца света. Побирохин провозгласил скорое воплощение царства Божьего на Земле, которое должно произойти в Тамбове. И даже устроил шествие в Тамбове во главе с собой. Но, понятно, был отправлен в ссылку: это судьба многих руководителей – ссылки и тюрьмы.

– В чём государство видело их опасность?

– А в учении духоборцев, особенно вначале, было много антигосударственного. Они отвергали церковь, священство. Считали, священник всего один – Христос. В храмы ходить, естественно, не нужно: «Бог не в стенах, не в брёвнах, а в рёбрах». Они отвергали иконы, многие таинства, не признавали крещения, причастия, венчания. Их браки создавались по обоюдной любви невесты и жениха, разводы тоже были не редкостью, потому что считали, что если любовь или привязанность пропадает, то нет препятствия разойтись. Хотя исследователи отмечают, что, несмотря на такой подход, браки у них были крепкими. Они могли не признавать и законов человеческих: в отдельные периоды призывали прекращать платить налоги и подати. Многие из них были пацифистами. Одна из их главных заповедей – не убий живое существо.

– Чем плохо не убивать?

– Они же отказывались идти в армию. Когда проводились рекрутские наборы, духоборцы нередко находились в бегах. После введения всеобщей воинской повинности всеми способами старались с себя снять её. Кроме того, они отказывались присягать новому императору, отказывались отдавать детей в государственные школы. И процент грамотности духоборцев был не слишком высок.

– Как же они читали Библию?

– А Библия в их братствах имела второстепенное значение. Главный источник их вероучения – так называемая Животная книга, книга жизни. Она передавалась устно, состояла из псалмов Давида из Библии и отрывков Евангелия, духовных стихов собственного сочинения, молитв, их вероучительных установлении. Псалмов было очень много, поэтому один человек заучивал наизусть одну часть, другой – другую, и по очереди исполняли. Духоборцы верили, что источником вероучения должно быть живое слово Бога, воплощённое в их псалмах и в людях. А многие места Ветхого и Нового заветов следует понимать аллегорически (конечно, это не относилось к заповедям: заповеди они понимали радикально и старались воплощать в жизни).

Эти взгляды устраивали канадское правительство?

– Когда они в Канаду приехали, то просили, чтобы их землеведение не попадало под местные законы: в то время у канадцев не было понятия общественной собственности, признавалась только частная. А духоборцы-то приехали жить коммуной. Они просили разрешить им не регистрировать браки, рождение и смерть, не обучать детей в школах, что противоречило канадским законам. Это стало потом источником их конфликта с канадским государством.

Фото: doukhobor.org
Фото: doukhobor.org

– То есть они приехали в чужой монастырь со своим уставом?

– Ну как чужой монастырь? Предысторию же надо знать. Они зарекомендовали себя отщепенцами и религиозными оппозиционерами. Их на родине преследовали и при Екатерине II, и при Павле I. При Александре I произошла оттепель. Александр I проводил либеральную политику и старался за религиозные взгляды не преследовать. Правда, длилось это недолго. Духоборцам разрешили поселиться в Таврической губернии Мелитопольского уезда на реке Молочные Воды, где они устроились очень хорошо. Были очень трудолюбивы, спиртное не пили и не пьют. Довольно быстро земледелие, садоводство, скотоводство и особенно разведение овец стали приносить им хорошие доходы. Жили коммуной, хотя их поселение не было традиционной христианской общиной.

– А в чём их отличие от традиционной христианской общины?

–  Их коммуна содержала в себе тоталитарные черты. Их лидер Савелий Капустин объявлял себя воплотившимся Иисусом Христосом. У духоборцев Христос – это человек, в котором воплощается Бог. Воплощается его душа среди духоборцев, а точнее – в конкретном семействе.

– У всех лидеров духоборства была одна фамилия?

– Фамилии-то разные, но если разобраться, то станет понятно, что фамилия у них передавалась по матери. И получалось, что Савелий Капустин – это сын Иллариона Побирохина, внук Силуана Колесникова. Савелий Капустин прямо так и говорил, что отражено в Животной книге: «Я живой Христос, вы должны поклоняться мне, падайте ниц и обожайте меня». И вот Капустин сконцентрировал в своих руках все богатства, общую кассу, распоряжался всеми девятью колониями Таврической губернии и их капиталом. И, судя по всему, власть развратила его: начались преследования своих же братьев. Он назначил 12 апостолов, завёл особую стражу из молодых духоборцев, которые исполняли его решения и решения Совета апостолов. Наказывали духоборцев, очень много людей пропало без вести. Изначальные идеалы девальвировались.

– Как это происходило?

– По-разному. Первое серьёзное искажение учения произошло на Молочных Водах. В итоге при Николае I их оттуда выселили и заставили отправиться на Кавказ – в Тифлисскую губернию, в угол, недавно отвоёванный у турков.

– Сколько духоборцев переселили?

– Около четырёх тысяч. Говоря об их численности, надо понимать, что, в отличие от многих, они прозелитическую политику не вели. Браки допускались только среди своих, поэтому увеличение их численности было незначительным и только за счёт естественного прироста. На первых порах в Закавказье их преследовали. Край неудобный: горы, постоянные набеги, недружественное окружение, конфликты с местным населением. Здесь духоборцы начали отказываться от принципа пацифизма – без оружия было не выжить. Из молодых появились защитные дружины, ведь набеги были серьёзными: с насилием женщин, уводом имущества. Сначала духоборцы защищались, потом начали богатеть. Земледелие там не очень хорошо шло, зато скотоводство – замечательно: сыры варили, в Петербург и Москву отсылали, занимались извозом, коневодством.

– И началось социальное расслоение?

– Да, при том что равенство – один из столпов вероучения духоборцев. Появились очень богатые и большая масса бедных, но и это не всё. Ранее у них был категорически запрещён наёмный труд. Теперь же богатые стали эксплуатировать бедных. Правила долгое время в Закавказье Лукерья Калмыкова, супруга последнего из рода Капустиных. Очень сильная женщина, у которой были прекрасные связи с администрацией. Платились исправно налоги, даже принимались делегации смотреть на образцовое хозяйство духоборства. Но в результате неравенства образовалась Большая партия условно говоря бедных с протестными настроениями, их возглавил Пётр Веригин. Малая же партия – наиболее зажиточная, определявшая жизнь духоборцев в Грузии. Из них формировался Совет старейшин. Большая партия вдохновлялась идеями толстовства, непротивления, пацифизма, духовным религиозным анархизмом. В общем, когда Лукерья умерла, возникло дело о наследстве, и Веригин претендовал как на весь капитал, так и на власть среди духоборцев. В день выбора нового главы Духобории Веригина арестовали и отправили в ссылку в Сибирь. Он и из ссылки продолжал через посланцев духовно окормлять свою партию. Его последователи провели несколько актов (по-современному – перфомансов), демонстрируя приверженность учению: решению жить вновь по-старому коммуной, иметь большие дома на 50 человек, не иметь границ между наделами, обрабатывать земли сообща, содержать общую кассу…  В 1895 году состоялся их знаменитый Петров день 29 июня, когда они собрались возле пещерки около села Орловка, разожгли огромный костер и сожгли всё оружие.

– Перфоманс не оценил Николай II?

– Всё закончилось плачевно. Не без подстрекательства Малой партии казачьи части не просто всех разогнали, жуткие вещи творились: избиения, грабёж, изнасилования – пострадали духоборцы колоссально. После этого их стали выселять, и снова началась их скудная трудная жизнь. При посредничестве Льва Толстого они искали место для переселения. Рассматривались Сибирь, Дальний Восток, Кипр. На Кипр даже уехали несколько человек, но не прижились из-за жаркого климата. И тогда появилась идея с Канадой. Подал её, по-видимому, анархист Пётр Кропоткин. Стали собирали деньги. Лев Толстой пожертвовал на дело переселения гонорар от своего романа «Воскресенье», писал письма богатейшим людям, собирались деньги в Европе, Америке, к процессу подключились квакеры и, понятно, толстовцы. Потом последовало разрешение российского правительства, и в декабре 1898 года первый корабль с духоборцами отправился в Канаду, зашёл на Кипр забрать своих. Было несколько партий.

Фото: doukhobor.org
Фото: doukhobor.org

– Зачем всё-таки это было нужно Канаде?

– Была необходимость в рабочих руках. На западе Канады пролегали пустынные земли, которые нужно было осваивать, строить железную дорогу. Духоборцы славились трудом и надёжностью. Они принимали участие в строительстве канадской железной дороги. Поселились на своих условиях. Веригин после освобождения в 1892 году тоже приехал в Канаду к сторонникам. Конфликты с канадским правительством начались ещё до приезда Веригина. Несмотря на усилия Веригина наладить взаимодействие с правительством, оно продолжало давить, многие духоборцы отошли от своей фактически коммунистической жизни.  Экономическое расслоение вернулось, появились богатые люди. А Веригин, вдохновлённый толстовством, видоизменил правила жизни духоборцев. Составил список вопросов и ответов, как надо жить праведно и правильно.  Писал: нужно жить по потребностям, без роскоши и вообще стремления к богатству. И появилась Лига свободных – наиболее радикальная часть духоборцев, которая громогласно восстала против буржуазности. Они устраивали публичные перфомансы, раздевались донага, ходили из города в город в различные госучреждения, везде о себе заявляли, сжигали и дома богатеев, и свои. Однажды сожгли всю свою деревню. В сущности, это была самая радикальная группа внутри духоборцев. И, к сожалению, с ними стали связывать всё духоборческое движение.

Лига свободных была многочисленной?

– Нет, их было не очень много, но Лига свободных была очень шумной. Вследствие всех этих конфликтов с канадским правительством духоборцы начали терять свои земли, как ни странно это звучит.

Эти земли не были оформлены?

– В соответствии с канадскими законами – нет. Духоборцы потом ещё будут брать кредиты грабительские, хотя поначалу банковскую систему считали неправильной для христианина. Эти взгляды многих раздражали, и против духоборцев выступали и власть, и финансовые круги. Да и местные фермеры смотрели на странную группу подозрительно: те обустроились и начали богатеть. Когда у них отнимали земли, земли были обработанными и приносили доходы. Духоборцев фактически ограбили, причём дважды. А дальше произошли трагические события 1930–1950-х годов XX века в Британской Колумбии, с которых начался наш разговор. Отбирали детей, отправляли в интернаты в ужасные условия. Духоборцы, понятно, не единственными пострадавшими были: такие же проблемы испытывали индейцы. Обучение велось только на английском, на русском запрещали даже говорить.  Было совершено много преступных действий со стороны канадского правительства.

– Духоборцы пытались уехать из Канады, где им было так плохо?

– А куда им уезжать-то? Это же было время противостояния двух систем. Конечно, у них мечты о возвращении в Россию всегда были, особенно первоначально. Но в советское время духоборцы вообще были невозможны, вы же понимаете. И, между прочим, не все из них уехали в Канаду, только радикальная их часть. Многие остались в Грузии, Сибири и на Дальнем Востоке. И когда настала коллективизация, духоборцы пострадали так же, как и остальное российское население. И хотя в 1920-х годах советское правительство с подачи В.Д. Бонч-Бруевича приглашало сектантов возвращаться в Россию для освоения земель, и некоторые возвращались, получали земли, создавали коммуны, но всё равно это закончилось весьма плачевно. Но надо им отдать должное: духоборцы даже в этих условиях умудрялись жить достойно в материальном отношении (в Грузии духоборческий колхоз стал самым богатым).

– Это как раз понятно. Они на себя тратили мало, а работали много.

– Да, они чем-то напоминают пуритан. Труд, труд, труд и скромность жизни. Но на практике это не всегда выходило даже у них.

Какова была эволюция их духовных взглядов?

– Скорее всего, стоит говорить об эволюции их отношения к государству. Оставшиеся в России духоборцы в итоге приняли всё, что от них государство требовало. Они служили в армии, воевали в Первую мировую, отдавали детей в школы, регистрировали браки и даже всячески подчёркивали свою лояльность государству.

–  Это в какое время?

– В начале XX века. После отъезда Большой партии в Канаду, остались соглашатели – наверное, самые мирные среди всех сектантов. Их религиозный запал постепенно сходил на нет. Они приняли революцию, особенно Февральскую, написали обращение во Временное правительство, и советскую власть на первых порах тоже приняли. А потом произошло то же, что со всеми в советское время. Они и сейчас живут. Кстати говоря, многие из Канады вернутся в эпоху Перестройки, где находятся поныне, в основном в Брянской и Тульской области, но их немного. Я думаю, какие-то потомки продолжают жить в Грузии.

Как их образ жизни сейчас выглядит?

–  Молодёжь старается жить современно. Духоборцы старшего возраста поддерживают традиционный уклад жизни. Они в Грузии до сих пор живут в окружении грузин и армян, земель много теряют. Неспокойно там было долгое время. В Канаде стоят типичные русские сёла, русские избы. Духоборцы носят русскую традиционную крестьянскую одежду, говорят на рафинированном русском языке XIX века – без иностранных вкраплений и неологизмов. И гордятся, что их предки – из России. С другой стороны, они гордятся и тем, что они граждане Канады. Это следствие политики мультикультурализма. Фестивали, конференции, семинары проводят, песни поют – певческая культура у них совершенно особая. Принимают людей спокойно, демонстрируют, как живут.

Фото: doukhobor.org
Фото: doukhobor.org

– Чем они живут? Вряд ли сельским хозяйством выживают?

– У них разные профессии, есть современные. У нынешних духоборцев нет общин начиная с 1961 года, когда они впервые приобрели и оформили землю на частном праве. Они ведут фермерские хозяйства, традиционные для Америки и Канады.

А грантовые программы у них есть?

– Точно есть, но не скажу, какие. Они субсидируются или правительством Канады, или администрацией своих провинций на исследование их культуры. Судя по всему, хорошие деньги в них вкладываются. Исследований много выходит. Они и сами сейчас очень активные, видят свою миссию ратовать за то, чтобы в мире не было войн и народы жили друг с другом в согласии, а все конфликты решались мирным путём. Политика мультикультурализма им так понравилась, что они стали её адептами и пропагандируют по всему миру.

  Были ли подобные движения в мире?

– Были. Известна монография замечательной исследовательницы Ирины Гордеевой, называется «Забытые люди» – об истории коммунитарного движения в России. Она исследовала в основном интеллигентные коммунитарные движения. Но и в народе их было тоже немало. Эти народные движения, особенно если они касаются обустройства экономического, интеллектуального, духовного, не только проповедуют, но и реализуют на практике такие принципы, как братство, взаимопомощь, солидарность, евангельская любовь. Сама Библия направляет людей на создание общего коммунитарного типа жизни. И это было не только у нас: в Америке, в Европе много таких примеров и в прошлом, и в настоящем. Я таких примеров много знаю и среди средневековых сектантов, и среди современных интеллигентных людей.

– А в России кто строил общины, кроме духоборцев?

– Например, движение молокан. Оно и сейчас есть. В XIX веке две такие общины было: Михаила Попова и Ивана Григорьева. Кстати, община Попова на Тамбовщине зародилось, а Григорьева – в Поволжье. Молокане совместно обрабатывали поля, их сёла делились на трудовые ячейки, работа распределялась. Всё заработанное делилось между собой, была общая касса для помощи нуждающимся. Их тоже высылали на Кавказ, Попова – в Сибирь. Но он и в Сибири умудрился среди ссыльных молокан подобную жизнь организовать, хотя общая братская жизнь потихоньку разрушилась. У Ивана Григорьева то же самое: тюрьма, и без лидеров общинные начала сошли на нет. У хлыстов были проекты в Ставропольском крае, Терской области на Северном Кавказе: жили в домах по нескольку семей, строили по сути коммунизм. Можно назвать и замечательного крестьянина Тверской губернии Василия Сютаева, строившего у себя на родине коммунитарное братство.  

– В чём состоит вклад подобных сообществ в развитие цивилизации? Что они нам принесли?

– Я не знаю. Надежду? Что можно организовать жизнь в мире не по буржуазным правилам, где человек человеку конкурент, волк, где все между собой борются не просто за выживание, а чтобы быть самым лучшим? У этого принципа много неприятных последствий. А здесь другой подход жизни: братство, взаимопомощь, можно сказать, любовь, когда люди относятся друг к другу как к братьям или сёстрам. Я не специалист, но мне представляется, что такой стиль жизни больше соответствует христианским ценностям.

– Но никому не удалось такое общество построить и удержать от деградации.

– Это, конечно, труднореализуемо, и разные есть тому причины: несовершенство человеческой природы, преследования со стороны властей, отношение окружающих. С христианской точки зрения мы живём в падшем мире, и трудно здесь строить рай на земле, но тем не менее люди идут последовательно дальше, возможно, приближаясь в Богу. Их жизнь не обязательно должна быть чисто коммунистической – нет единого эталона. Тем более единство может превратиться в диктатуру или ещё что-нибудь схожее. Но идеи братства, любви, взаимопомощи должны лежать в основе не только российского, но и общемирового общества. Значение духоборцев в том, что они задают путь, идеал, к которому можно идти и реализовать. И то, что в этом есть потребность, современная жизнь тоже доказывает. Попытки жить именно так не прекращаются.

– Эти попытки вызывают сочувствие, но не вызывают желания всё бросить и отправиться строить утопическое общество.

– Люди боятся, привыкли жить по-старому, нет в нас решительности полностью изменить свою жизнь, потому что все консервативны так или иначе. Руководители духоборцев задают новый тон, я их называю людьми, ищущими правду. Их так ещё в XIX веке называли.  Их немного, но они могут вести за собой, создавать новую форму жизни. Такая перемена возможна, если духовно совершенствоваться, менять в душе отношение к людям и своей жизни. Вот тогда и можно думать, что попытки обустроить новую лучшую жизнь будут иметь успех, и успех продолжительный.

Читайте также