«Клоачный русский»

Дежурный редактор «Стола» представляет самые актуальные и важные события начала недели

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

Главный скандал недели – языковой. Все началось с того, что профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов опубликовал на своей страничке в Facebook пост о состоянии современного русского языка, неожиданно вызвавший жаркие дебаты в обществе.

Поскольку профессор Гусейнов уже удалил пост, имеет смысл привести его полностью:

«Почему некоторым россиянам кажется, что русским в Украине невмоготу выучить к своему русскому ещё и украинский?

Потому что, приехав, например, в Берлин, эти умные люди не удивляются, увидев в тамошних киосках газеты не только на немецком, но и на русском и турецком, сербском и французском, греческом и польском, английском и итальянском.

А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, кыргызов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днём с огнём найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна.

Язык, из которого вынуто удивление: чёрт побери, а мир-то населён более умными и человечными людьми, чем я и мои соотечественники, как же так? Как же я дошёл до жизни такой?

Патамушта империя и великая держава? Наоборот: потому что не империя, не великая держава, а порядком одичавшая страна. Очень много работы у следующих поколений, которым предстоит расчищать эти наши авгиевы конюшни».

«Убогого клоачного русского» – вот три слова, которые вызвали гнев сотен и тысяч пользователей сети.

И, честно говоря, прочитав многие отзывы к этому посту профессора Гусейнова понимаешь, что термин «клоачный» – это ещё мягко сказано. Мусорный, неграмотный, базарный, блатной – определений здесь может быть превеликое множество. К тому же, профессор Гусейнов работает в вузе, а любой, кто сталкивался с нынешней молодёжью, подтвердит, что речь нынешних студентов – это какая-то дикая смесь русского мата, англицизмов с «бивис-батхедовским» жаргоном, типа «приколись, баклан».

Но в данном случае значение имеет вовсе не содержание поста профессора, но его контекст.

Возможно дело в том, что заявление профессора Гасана Гусейнова – сына известного азербайджанского литератора Чингиза Гусейнова – прозвучало на фоне нарастающего внимания к азербайджанской экстремистской группировкой ВБОН («Во благо всеобщего народа»).  Это организация азербайджанских националистов в России, которая, по данным некоторых СМИ, финансируется не только из Азербайджана, но и из Турции. Первоначально члены ВБОН ставили своей целью пропаганду традиционных исламских ценностей среди выходцев из Азербайджана, осевших в Москве, затем они стали публиковать предостережения студентам-азербайджанцам, которых обвиняли в распутном образе жизни и грозили физической расправой за «позор». А сейчас члены ВБОН переключили свое внимание и на инородцев – в последнее время они стали известны тем, что отлавливают и заставляют извиняться на камеру тех, кто негативно высказывается об азербайджанцах, при этом многих людей избивают.

Как бы то ни было, высказывание Гасана Чингизовича моментально разлетелось по пабликам и социальным сетям, причем, многие пользователи, прошерстив страничку профессора, с негодованием обнаружили, что он и до этого писал откровенно шовинистические тексты, декларируя свою нелюбовь к русской культуре и русскому народу.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10217182065122492&id=1196293572

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10218090293027622&id=1196293572

В итоге грянула буря. Посыпались проклятия пользователей и жалобы в генпрокуратуру. Многие возмущенные блогеры, вспомнив ситуацию с бывшей пиарщицей компании «Леруа Мерлен», опубликовавшей оскорбительный пост в отношении Победы в Великой Отечественной войне, потребовали немедленного увольнения Гусейнова из ВШЭ.

Эмоции достигли такого накала, что уже через несколько дней профессор Гусейнов был вынужден объясняться на всю страну: дескать, он говорил «не в целом о языке, а о том, как над ним «издеваются» носители»: «Речь идет о том, как люди пользуются этим языком. Как его используют средства массовой информации, политики, юристы, сотрудники правоохранительных органов, которые измываются, глумятся над языком».

Более того, на своей страничке с примирительным постом выступил и сам ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, у которого позиция преподавателя вызвала «возражения по существу»: «Россия – одна из стран, которая с самого начала поддерживала издания на национальных языках своих коренных народов и в целом культуру своих народов. Не знаю, являемся ли мы примером для остального мира, многие страны тоже это делают. Но уж точно не стоит считать, что языковая ситуация в России заслуживает столь алармистских высказываний.

Относительно отсутствия в киосках газет на языках трудовых мигрантов – мне кажется, мы просто переросли стадию бумажных газет. Новостное и культурное обсуждение на этих языках никто не подавляет, просто оно с самого начала находится в интернете. Турки в Германии – это условно 70-е годы, а в России проблема сформировалась на 25 лет позже. Думаю, что никакого подавления нет – просто нет спроса на бумагу.

Высказывание про освоение русскими государственного языка в Украине считаю откровенно неудачным. Формирование языковой ситуации в вновь образовавшихся странах, будь это страны Балтии, Украина или страны бывшей Югославии, качественно отличается от ситуации, когда страна требует освоения государственного языка от свежих переселенцев. В данном случае речь идет о людях, изначально проживающих на территории вновь образовавшегося государства. Расширение требований к освоению государственного языка в этом случае должно проходить исключительно бережно по отношению к правам этих людей. К тому же в Украине речь идет о чуть ли не половине населения страны.

Ещё одна позиция – наступление новояза и «загрязнение» русского языка. Мне кажется, Гусейнов, как филолог, должен был бы более спокойно относиться к этой проблеме. Раздражающие сленг и языковые заимствования, обеднение языка – все это проблема каждой страны и каждого века. Это было в Лондоне XIX века, в Нью Йорке XX, и это есть в Москве и Новосибирске XXI века. Думаю, если говорить серьёзно, самая большая проблема сегодня не у русского, а у английского языка, который стал фактически языком международного общения. Такого обеднения, такой вульгаризации не случалось, наверное, ни с одним языком – если брать именно массовое применение языка.

В России есть мощная литературная традиция, я уверен, что мы сможем противостоять вульгаризации своего языка.

Во-вторых, преподаватель университета, входя в публичное пространство – а Facebook является публичным пространством – должен думать о том, что его поведение в Cети отражается на репутации его коллег. Преподаватель сам по себе – в большей или меньшей степени – является публичной фигурой. Все мы имеем право на эмоциональные высказывания, но воспитанный человек старается при этом не обидеть других людей.

От преподавателя ожидают серьёзно аргументированной позиции, и нежелательно допускать столько неоднозначных толкований, как получилось в данном случае».

 

https://www.facebook.com/kouzminov/posts/10220859010291611

 

Тем не менее, успокоить страсти не удалось.

По сведениям телеграм-канала «Незыгарь», в отношении Гасана Гусейнова уже в самом ближайшем времени может быть возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Пока что профессора спасает позиция ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова – супруга Эльвиры Набиуллиной: своих не сдаем.

Кстати, о своих. Вернее, о наших – о наших с вами интересах.

Вся эта история дает нам повод задуматься о нескольких по-настоящему важных вещах.

Прежде всего, о том, что в России внезапно оформилось и начало действовать настоящее гражданское общество, о котором так долго мечтали либералы. Правда, оно оказалось вовсе не таким, каким его видели либералы.

И сейчас это гражданское общество испытывает настоящий запрос на появление новой русской интеллигенции. Дело в том, что за последние полвека под действием большевистского эксперимента, привыкшего подавлять малейшие проявления «русскости», появилась и окрепла интеллигенция, для которой высокомерный шовинизм и откровенная ненависть по отношению к собственному народу и «этой стране» было  чем-то нормальным и даже необходимым для карьерного продвижения. Презрение к народу - к «путиноидной вате» и «быдлу» - стала своего рода маркером в системе опознавания «свой-чужой». Народ это понимает, и отвечает интеллигентам взаимностью, усугубляя и без того общественные расколы.

Но в таком расколотом состоянии ни одно общество долго не протянет. И сейчас нам нужна, нам жизненно необходима национальная интеллигенция, образованные люди с высокими помыслами, готовые служить своему народу и своей стране. Готовые без сюсюканья и лицемерия объяснить нас миру и встать на защиту русского народа, объявленного на своей родной земле пришлыми чужаками, подлежащими насильственной языковой ассимиляции.

Скандал кинематографический

Кстати, о нынешней интеллигенции: Министр культуры РФ Владимир Мединский раскритковал фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом:

– При обращении в Минкультуры у этого фильма не было бы ни одного шанса на поддержку.

Столь резкое высказывание вызвало крайне негативную реакцию у российских кинематографистов, которые напомнили министру культуры, что не так давно Минкульт и его Фонд кино отказали в поддержке Жоре Крыжовникову и его комедии «Горько!», ставшей народным хитом, зато поддержали абсолютно идиотских «Защитников» – наш ответ «Мстителям» и прочим супергероям из американских комиксов.

Свой «ответ» Мединскому опубликовала и Счётная палата РФ, которая обнародовала отчёт о результатах проверки Минкультуры и подведомственного ему Фонда кино за два последних года – с 2017 года по сентябрь 2019 года.

Выяснились любопытные вещи: до 60 % сметной стоимости фильмов ушло в кипрские компании и российские организации со штатом от одного до девяти сотрудников – по сути, Счётная палата констатировала нецелевое расходование бюджетных средств, или попросту воровство, за что следовало бы спросить  Мединского по всей строгости закона.

Ещё несколько цифр: 80 из 155 субсидированных фильмов увидело менее 10 тысяч зрителей, а некоторые и вовсе не вышли в прокат: например, на «Весури» и «Бесславных придурков» ушло 56 млн рублей, первый не собрал ни одного зрителя, второй посмотрели 230 человек.

Скандал ювенальный

Между тем жизнь сама подбрасывает истории для экранизации: например, почему бы не экранизировать историю возвращения на родину россиянина Дениса Лисова, который сбежал из Швеции, забрав из шведской приёмной семьи трёх своих дочерей.

История Дениса Лисова и его дочек – Алисы, Серафимы и Софьи – началась семь лет и семь месяцев назад, когда Лисовы перебрались из Хабаровска в Швецию. Россияне пытались оформить вид на жительство, однако через несколько лет после переезда у супруги Дениса обнаружили тяжёлое заболевание, из-за которого её поместили в лечебницу. В 2017 году органы ювенальной юстиции забрали и передали в приёмную семью ливанского происхождения трёх его дочерей – 12, 6 и 4 лет. Шведские власти мотивировали это тем, что отец якобы не мог справиться с уходом за детьми. В конце марта 2019 года Денис Лисов, не будучи лишённым родительских прав, забрал дочерей и отправился с ними на пароме в Польшу. Отца с детьми объявили в розыск и выдали европейский ордер на арест Дениса, обвинив его в том, что он похитил дочерей и вывез их из страны.

В апреле 2019 года польские пограничники задержали Дениса Лисова с детьми в аэропорту Варшавы, откуда они планировали улететь в Москву. После этого россиянин подал запрос о предоставлении ему статуса беженца. Три месяца спустя окружной суд Варшавы вынес решение не выдавать гражданина РФ Швеции, где ему грозил реальный тюремный срок.

История с приёмной семьёй стоила дочерям Дениса Лисова здоровья: проведя без малого полтора года в страхе, что их могут вновь передать чужим людям, девочки столкнулись с психосоматическими проблемами (в частности, у одной из них появилась астма).

Скандал международный

Русская православная церковь с 3 ноября прекратит евхаристическое общение с главой Элладской (Греческой) церкви архиепископом Афинским Иеронимом. Об этом сообщил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

По его словам, это не означает, что РПЦ разрывает отношения со всей Элладской церковью. Она продолжит общение «со всеми теми архиереями, которые не признают украинский раскол, а такие в Элладской церкви есть». Митрополит Иларион добавил, что паломнические службы РПЦ будут рекомендовать не посещать её паломникам епархии тех архиереев Элладской церкви, которые признают «украинский раскол».

Между тем митрополит Кифирский Серафим предлагает созвать всеправославный собор для того, чтобы найти решение украинской проблемы и не допустить дальнейшего раскола православия: «Я месяцы пишу по этой теме, и считаю, что с канонической стороны, с экклезиологической стороны не были соблюдены каноны нашей церкви. И это меня особо огорчает, потому что игнорируется каноническая церковь Украины митрополита Онуфрия и епископат страны. У нас такое развитие событий, несмотря на то что все православные церкви сохраняли осторожность и не приняли никакого решения».

Таким образом, митрополит Серафим решил исправить самоуправство церковного начальства и дать раскольничьей УПЦ шанс на легализацию – но только с тем условием, что это одобрит весь православный собор. В противном случае раскольники должны самораспуститься и принести покаяние за раскол.

Скандал уголовный

Первый вернувшийся в РФ бизнесмен из «списка Титова» получил три года колонии общего режима за мошенничество.

Напомним, что в начале февраля 2018 года российский бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил, что передал президенту список бизнесменов, желающих вернуться в Россию, но скрывающихся от правосудия за рубежом. Президент вроде бы дал «добро», но первый вернувшийся бизнесмен – Андрей Каковкин из Ростова, обвинявшийся своими компаньонами в хищении 10 млн рублей – был арестован прямо в аэропорту.

Читайте также